Политический кризис 1760--1780 гг
Едва ли не решающую роль в идеологическом самоопределении промышленной буржуазии сыграла классическая политическая экономия, и прежде всего ее крупнейший представитель — Адам Смит (1723−1790). Профессор морали в Глазго, Смит принадлежал к кругу шотландских интеллигентов, фанатичпо веривших в безграничные возможности технического прогресса. Углубившись в исследование механики капиталистического… Читать ещё >
Политический кризис 1760--1780 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уже в первые годы промышленного переворота (1760−1780) начала меняться вся социальная структура Англии, а вместе с нею — и расстановка классовых сил, и политическая атмосфера в стране, и характер идеологической борьбы. Прочный со времен компромисса 1688 г. блок землевладельцев и верхушки буржуазии столкнулся теперь с новыми проблемами.
Хотя компромисс 1688 г. создал благоприятные условия для экономического прогресса страны, господство землевладельцев и банковско-торговой аристократии уже во второй половине XVIII в. создавало немалые препятствия дальнейшему развитию капитализма. Необходимость платить лендлордам постоянную дань в виде арендной платы (земельную ренту) задерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. Монопольное положение Ост-Индской и других компаний препятствовало свободной конкуренции в торговле и промышленности.
Новые классы, которые начали складываться в процессе промышленного переворота, — промышленный пролетариат и промышленная буржуазия — были объективно заинтересованы в ликвидации пережитков феодализма и поэтому находились в оппозиции к правящей олигархии. Но между ними уже в эту эпоху возникли противоречия, которые постепенно стали главным классовым противоречием капиталистической эпохи. Попавшие в тиски капиталистической эксплуатации мануфактурные рабочие прибегали к стачкам уже с начала XVIII в., но только во второй половине века стачечная борьба приобрела систематический характер. Стачками руководили профессиональные союзы, которые существовали полулегально, часто распадались, прекращали свою деятельность под давлением властей и вновь организовывались для коллективного отпора предпринимателям. Возмущение масс вызывала низкая заработная плата при 15−16-часовом рабочем дне, высокие цены на продовольственные товары (они начали расти с 60-х годов), запрещение создавать свои организации. Лондонские шелкоткачи, портные, портовые рабочие, текстильщики Ланкашира, углекопы Нортумберленда, Дербишира и других центров в 60- 80-х годах неоднократно бастовали, причем стачки нередко перерастали в яростные схватки с войсками. Одновременно со стачками, а иногда и независимо от них, рабочие применяли и такой метод борьбы, как разрушение машин. Частично это объяснялось наивным представлением рабочих, будто в их бедах повинна сама машина, а не капиталистический характер производства. Разрушители машин видели в своих действиях единственный способ запугать капиталиста, поставить под угрозу его собственность и тем самым заставить пойти на уступки. Далекие от классовой сознательности и политической зрелости, это были, однако, массовые рабочие выступления, направленные непосредственно против капиталистов. «Я знаю, — говорил об этом периоде Маркс, — какую героическую борьбу вел английский рабочий класс с середины прошлого столетия…».
Рабочий класс боролся на этом этапе против «крайностей» капиталистической эксплуатации, но он, конечно, еще не выступал против капитализма как такового. Промышленный рабочий — вчерашний рабочий рассеянной или централизованной мануфактуры, а позавчерашний — ремесленник или копигольдер — сохранил взгляды, симпатии, предрассудки, иллюзии, свойственные этим социальным слоям. В эпоху коренной ломки социальных отношений, исчезновения йомена в известной мере неизбежна была идеализация старины, попытка противопоставить «старую веселую Англию» жестокой и трезвой расчетливости капиталистической эпохи.
Издавна сложившийся народный идеал свободы, личного достоинства, независимости от власть имущих, идеал справедливости, чести, товарищества, светлой и земной любви нашел своего певца в лице Роберта Бернса (1759−1796)-самого крупного английского поэта XVIII в. Сын бедного шотландского фермера, Бернс был далек от проблем, связанных с промышленным переворотом. Но выражая традиционное вольнолюбие шотландского крестьянства, он в специфической форме, порожденной его родной средой, выражал и настроения и идеалы, общие для трудящихся всей Великобритании.
Ненависть к аристократии и денежной олигархии, типичная для революционно настроенных масс второй половины XVIII в., великая переоценка моральных ценностей породили знаменитое стихотворение «Честная бедность». Убеждение в том, что «бревно останется бревном при орденах и в лентах», что «награды, лесть и прочее не заменяют ум и честь и все такое прочее», что король «не может никого назначить честным малым», сочетается в нем с гордой верой в труд, ум, талант, честь.
— Кто честным кормится трудом, ;
Таких зову я знатью!..
Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Бернс — вместе с народом — ненавидит не только знать, но и рыцарей наживы; его поэзия не только антифеодальна, но и антибуржуазна:
Пусть денег куры не клюют у баловня удачи, — Простой, веселый, честный люд Тебя стократ богаче.
Вся любовная лирика Бернса, его великолепные песни и эпиграммы направлены, как и фольклор предшествующих столетий, против христианского аскетизма. В кальвинистской, пресвитерианской Шотландии отвратительное ханжество подавляло свободу личности, народное жизнелюбие, оптимистическое восприятие жизни. Бернс смело восстал против ханжества. Он не просто прославляет земную любовь, ставя ее выше всех прочих радостей жизни, но и отстаивает право на любовь «естественного человека», борется против вмешательства церкви и «общественного» мнения в отношения между любящими:
Если кто-то звал кого-то Сквозь густую рожь И кого-то обнял кто-то, Что с него возьмешь?
При всем здоровом народном начале, при резко критической и даже революционной направленности поэзия Бернса отражает не только силу, но и слабость идеологии трудящихся низов английского общества той эпохи, нечеткость и расплывчатость социального и политического идеала.
Господствующая идеология века — идеология Просвещения — принимала «царство буржуазии» за естественное «царство разума», и хмолодой рабочий класс Англии в целом не смог еще выйти далеко за пределы этого представления. Поэтому, борясь непосредственно в экономической сфере против промышленной буржуазии, он в политической борьбе примыкал к ее радикальным элементам.
Едва ли не решающую роль в идеологическом самоопределении промышленной буржуазии сыграла классическая политическая экономия, и прежде всего ее крупнейший представитель — Адам Смит (1723−1790). Профессор морали в Глазго, Смит принадлежал к кругу шотландских интеллигентов, фанатичпо веривших в безграничные возможности технического прогресса. Углубившись в исследование механики капиталистического производства, Смит — сын эпохи Просвещения — рассматривал капиталистическое хозяйство как «естественное» экономическое устройство общества. Полная свобода производительной и торговой деятельности, отсутствие каких-либо ограничений частной инициативы, ликвидация всех видов привилегий и монополий — таков идеал Смита и, вместе с ним, всей промышленной и торговой буржуазии. Этот идеал был несовместим с политическим господством олигархии, и принцип полной экономической свободы (free trade), по существу, в то время мог привести к революционным выводам. Главным научным достижением Смита была трудовая теория стоимости, которую он развил в борьбе против произвольного регулирования цен, практикуемого олигархическими правительствами. Опубликовав в 1776 г. свое «Исследование о природе и причинах богатства народов», Смит вовсе не предполагал сделать из трудовой теории стоимости вывод о том, что плоды труда рабочего присваиваются капиталистом, хотя зачатки теории прибавочной стоимости у него имеются.
По мнению Смита, между частным и общественным интересом нет никакого противоречия. «Добиваясь личного обогащения, — писал он, — люди часто гораздо больше работают на благо общества, чем если бы они прямо искали этого блага». Этот чисто буржуазный оптимизм, запросто решающий одну из важнейших проблем Просвещения — проблему соотношения между личными интересами людей и общественным благом, совершенно игнорирует реальные факты жизни, резкое ухудшение положения масс как раз в условиях промышленной революции и обогащения буржуазии. В этом — буржуазная ограниченность теории Адама Смита, ее внутренняя противоречивость, полностью отражающая противоречие современной ему буржуазии как прогрессивного и в то же время эксплуататорского класса. Недаром Смит во имя полной экономической свободы выступал против профсоюзов, считая, что они противоречат принципам фритредерства.
Идеал абсолютной экономической свободы и невмешательства государства в отношения между людьми, основанный на убеждении, что личная польза (или выгода) всегда совпадает с общественным благом, отстаивал и другой идеолог буржуазии — Иеремия Бентам (1748−1832). В том же 1776 г., когда Смит опубликовал свое «Богатство народов», Бентам выступил с трактатом «Фрагменты о правлении», а в 1780 г. подробно развил свои взгляды во «Введении к принципам морали и законодательства». Не занимаясь специально экономическими проблемами, Бентам выступает как социолог, правовед и моралист. Его «Фрагменты о правлении» сыграли немалую роль в критике английского государственного устройства и законодательства. Он отрицал правомерность существования палаты лордов (поскольку она не была представительной, т. е. выборной), требовал реформы парламента, введения всеобщего избирательного права, в том числе для женщин. Эта буржуазно-демократическая доктрина вполне соответствовала интересам промышленной буржуазии.
В еще большей степени выражала интересы буржуазии (на этот раз — в борьбе против рабочего класса) выдвинутая Бентамом концепция «утилитаризма» (от латинского utilitas — польза), которая в течение нескольких десятилетий была ведущей разновидностью буржуазной политической и этической теории.
В прямом противоречии с идеями Просвещения Бентам утверждал, что «естественные права человека» — выдумки философов; законодатель должен исходить не из них, а их принципов утилитаризма, которые он сводит к формуле: «Наибольшее счастье наибольшего количества людей». Но когда Бентам переходил к разъяснению этой формулы, оказывалось, что «наибольшее счастье» общества может быть достигнуто лишь в результате чисто эгоистических действий разобщенных индивидуумов. Из этого следовали разнузданная свобода эксплуатации, погони за наживой любыми средствами, оправдание алчности и жестокости буржуа.
Таким образом, в области политической экономии, государствоведения, этики и морали буржуазия вела борьбу на два фронта. Выступая против феодальных пережитков, она в то же время заготавливала идеологическое оружие против рабочего класса.
Эти идеи в той или иной степени владели умами крупных, средних и мелких предпринимателей и торговцев, способствуя развитию двух политических учений — буржуазного либерализма и мелкобуржуазного радикализма. Эти течения зародились в обстановке поворота правящей олигархии к открытой политической реакции. Стремление верхов английского общества закрепить, законсервировать сложившийся политический строй сумел использовать новый король Георг III (1760−1820). В отличие от первых Георгов этот властолюбивый человек не намерен был довольствоваться скромной ролью короля, лишенного реальной власти. Возникшая внутри партии группировка «новых вигов» требовала некоторого расширения избирательного права в пользу промышленной буржуазии. В таких условиях Георг III, окружив себя преданными людьми, которых современники называли «друзьями короля», и щедро награждая их доходными постами, пенсиями, титулами, без особых трудов переманил в торийскую партию часть продажных парламентариев.
Усиление королевской власти, открытое вмешательство короля в раздачу должностей свидетельствовали о том, что реакция нарушает компромисс 1688 г. справа, в то время как изменение классовой структуры требовало пересмотра условий компромисса слева, в соответствии с интересами промышленной буржуазии. Опасность реакции особенно очевидной стала в течение годичного правления тори Дж. Бьюта, и именно в этот период (конец 1762- начало 1763 г.) английский радикализм впервые проявился как самостоятельное течение. Митинги протеста против чрезмерной власти, сосредоточенной в руках короля и Бьюта, прокатились по городам Англии. Оппозиционные речи раздавались не только на митингах, но и в палате общин. В основанной в 1762 г. газете «Северный британец» группировка Питта нападала на правительство. От имени вигов против политики Бьюта на страницах этой газеты впервые выступил человек, которому вскоре суждено было войти в историю в качестве одного из виднейших родоначальников радикализма — Джон Уилкс. Этот знаменитый английский демагог был сыном богатого лондонского купца. В 50-х годах он был избран в парламент и примкнул к питтовской группировке вигов. Его антиправительственные статьи становились все более резкими по тону, пока, наконец, в апреле 1763 г, он не решился опубликовать статью непосредственно против Георга III, прямо обвинив короля в нарушении конституции и прав парламента.
Репрессии обрушились на Уилкса не только со стороны короны, но и со стороны покорного королю парламента. Журналист был незаконно арестован, хотя вскоре и освобожден судом как неприкосновенный член парламента. Но палата общин исключила его из своего состава, и Уилкс поспешил бежать во Францию. Высокие покровители Уилкса — Питт и другие вигские лидеры — отвернулись от него, и из послушного орудия одной из олигархических группировок он невольно превратился в вождя нового политического течения. Демократические элементы провозгласили Уилкса жертвой реакции; «Уилкс и свобода» — таков был лозунг, под которым собирались многолюдные митинги.
Дальнейшему развитию политического кризиса способствовала усилившаяся как раз в этот период борьба американских колоний Англии за независимость. Складывание революционной ситуации в Северной Америке не просто хронологически совпало с периодом обострения классовой борьбы в самой Англии, но было органически связано с пей, представляло собой на первых порах важнейшую составную часть единого революционного процесса. Развитие капитализма в американских колониях задерживали те же силы английской олигархии, те же пережитки феодализма, которые во второй половине XVIII в. начали становиться тормозом и для развития английского капитализма.
Радикальные элементы открыто заявили о своей солидарности с борьбой колонистов. Возвратившийся в Англию в 1768 г. Уилкс был тесно связан с вождями освободительного движения в Америке, и его выступления в защиту колоний увеличивали его популярность. «Дело Уилкса», начавшееся еще в 1763 г., вновь оказалось в центре политической борьбы. Сразу по возвращении Уилкс выставил свою кандидатуру в парламент и был избран значительным большинством. Однако палата общин объявила выборы незаконными, а правительство распорядилось арестовать Уилкса.
Это беззаконие вызвало всеобщее возмущение: в знак протеста избиратели графства Мидлсекс вторично, а затем и в третий раз отдали свои голоса Уилксу, сидевшему в тюрьме.
10 мая 1768 г. тысячи лондонцев, среди которых было много рабочих, предприняли попытку освободить Уилкса из тюрьмы. Против демонстрантов были брошены войска, и в ожесточенной схватке погибли 6 человек. Эта «бойня на поле св. Георгия» показала, что на арену политической борьбы выходят новые общественные силы, и прежде всего — рабочий класс. В ходе последовавших за событиями 10 мая волнений в Лондоне и провинции впервые в истории Англии (и вообще в истории человечества) были применены политические стачки. Радикальные элементы ответили на это торжество беззакония созданием «Общества сторонников билля о правах» (1769) во главе с Уилксом и Горном Туком, а дельцы Сити избрали Уилкса олдерменом (городским советником). В начале 1769 г. в одной из английских газет стали печататься «Письма Юниуса» — крайне резкие послания скрывшегося под псевдонимом бывшего секретаря Питта Филиппа Фрэнсиса к министрам; эти послания содержали скандальные разоблачения преступлений, беспринципности, бездарности министров. Почти три года «Письма Юниуса» систематически будоражили английское общественное мнение. Сенсационные разоблачения Фрэнсиса завершились в 1772 г. открытым письмом Георгу III, в котором король высмеивался в весьма непочтительных выражениях.
В этой обстановке, как отмечал Маркс, возникла возможность «взрыва английской революции, симптомы которой проявлялись одинаково отчетливо как в выкриках Уилкса, так и в письмах Юниуса». Реакция решила спасать свое господство силой оружия. В марте 1770 г. король призвал к власти торийского лидера, одного из «королевских друзей» лорда Норта (1770−1782). Волна репрессий обрушилась как на английские, так и па американские демократические силы. В этой атмосфере разгула реакции, назревания американской революции и роста массового движения в Англии начала складываться буржуазно-демократическая программа радикалов. Во время выборов 1774 г. они, используя организации «Общества сторонников билля о правах», провели в палату общин более десяти депутатов, в том числе и Джона Уилкса, который на этот раз занял свое место в парламенте. Одновременно он был избран лорд-мэром Лондона. Все радикальные кандидаты выступали в ходе избирательной кампании с рядом политических требований демократического характера: расширение избирательного права и перераспределение избирательных округов, сокращение срока полномочий парламента, изгнание из палаты общин лиц, получающих пенсии из королевской казны, наконец, строгое выполнение билля о правах и признание политических и гражданских прав за народами американских колоний и Ирландии.
В 1776 г. вышла в свет брошюра радикального публициста Джона Картрайта «Сделайте выбор!». Развивая и уточняя требования, выдвинутые радикалами во время выборов 1774 г., Картрайт сформулировал конкретные конституционные реформы, которые необходимо провести в интересах демократизации страны. Вместо неопределенного лозунга расширения избирательного права здесь уже фигурирует требование всеобщего избирательного права, которое было выдвинуто еще левеллерами в годы революции, требование равного представительства от всех избирательных округов, ликвидации «гнилых местечек», ежегодного переизбрания палаты общин. Эти программные положения, выработанные в условиях крайнего обострения классовой борьбы, на многие десятилетия остались главным требованием демократических сил и рабочего класса Англии.
Вместе с тем и часть вигских лидеров пыталась приспособить свою тактику к новым условиям и учесть требования буржуазии. Считаясь с ее настроениями и стремясь привлечь ее на сторону реакции для совместной борьбы с народными массами и радикальными элементами, некоторые деятели партии вигов склонны были поддерживать умеренную программу парламентских реформ. С этих позиций выступал, например, видный вигский публицист и оратор Эдмунд Берк. Он весьма резко отзывался о правительствах 60-х годов, возмущался тем, что «военные экзекуции производятся без всякой меры» и вновь выдвигаются «устаревшие аристократические претензии короны». Даже Уильям Питт, ставший уже лордом Чатамом, в 1770 г. внес в палате лордов предложение о реформе парламента. Проект его был крайне робким. Питт предложил удвоить представительство от графств и больших городов, тем самым снизив удельный вес депутатов, назначаемых хозяевами «гнилых местечек».
В гневных филиппиках Берка, в предложении Питта можно усмотреть первые симптомы зарождения нового политического течения — буржуазного либерализма. Главной особенностью этого течения является стремление к либеральным — и поэтому более искусным методам управления. Берк возражает против репрессий, потому что они могут привести к взрыву народного возмущения. Питт боится, что радикальная реформа парламента подорвет самые основы английской конституции, и предлагает куцую либеральную реформу, чтобы спасти ее. Ни на какие более эффективные действия буржуазия не решалась, и радикалы не получили от нее поддержки. Как отмечал Энгельс, английские демократы вскоре «увидели, что высшие и средние классы относятся к ним враждебно и только рабочий класс прислушивается к их принципам».
Война американских колоний за независимость (1775−1783), способствуя развитию радикального движения в Англии, в то же время создавала для него особые трудности. Шовинистический угар, связанный с войной, охватил немалую часть населения, причем торийским «патриотам» удалось повести за собой и часть мелкой буржуазии и даже рабочего класса. Дело осложнялось тем, что дипломатия молодой американской республики искусно играла на давних противоречиях между Англией, с одной стороны, и Францией и Испанией — с другой. Обе эти страны поспешили воспользоваться затруднениями Англии для того, чтобы взять реванш за многочисленные поражения в прошлом.
В первые годы войны за независимость Франция оказывала Соединенным Штатам тайную помощь деньгами и оружием, а вскоре после выдающейся победы американских армий под Саратогой (18 октября 1777 г.) вступила в союз с США и объявила войну Англии (февраль 1778 г.). Через год в войну вступила и Испания, а в 1780 г. — Голландия. Военное и международное положение Англии резко ухудшилось, когда Россия, противодействуя претензиям Англии на безраздельное господство на морях, провозгласила в 1780 г. «северный вооруженный нейтралитет»; корабли нейтральных стран, заявила Екатерина II, имеют право беспрепятственно плавать на морях и входить в порты воюющих государств. Для защиты торговых кораблей в Северное море была направлена русская эскадра. К принципу «вооруженного нейтралитета» присоединилась большая группа нейтральных стран, и захват их кораблей грозил Англии войной с новыми противниками.
Таким образом, Англия вела войну не только против американских колоний, но и против своих традиционных соперников на колониальном поприще, причем держав феодально-абсолютистских. Это давало возможность силам реакции объявить американских революционеров и их сторонников «изменниками» и натравливать на радикалов взвинченную шовинистической пропагандой толпу. Часть буржуазии, в принципе склонная к оппозиции реакционному режиму, в период войны получила новые источники доходов в виде военных поставок, и это обстоятельство примирило ее с олигархическими верхами общества. Наконец, военная обстановка дала возможность правительству усилить прямые репрессии против демократических сил. Все эти обстоятельства привели к тому, что, как отмечал Маркс, война «спасла тогда Ганноверскую династию от взрыва английской революции».
Однако протесты против несправедливой войны были в Англии очень сильны, причем радикальные элементы связывали антивоенное движение с борьбой против правящей олигархии вообще. С первых дней войны в парламент стали поступать петиции, которые принимались на многолюдных митингах в различных городах.
Петиционная кампания проходила в обстановке подъема массового движения в Англии, национально-освободительного движения народа Ирландии и жестоких поражений английских армий в Америке. В 1779—1780 гг. усилились выступления разрушителей машин. В июне 1780 г. в Лондоне произошло крупнейшее массовое выступление столичной бедноты.
Бурные события происходили и в Ирландии. Уже в 60-е годы начали возникать тайные крестьянские организации — «Белые ребята», «Дубовые ребята», «Стальные сердца», которые боролись в различных районах страны против произвола лендлордов и крупных арендаторов-спекулянтов. В связи с угрозой высадки французского десанта местному населению было разрешено создать отряды волонтеров: английские войска были прикованы к американским фронтам и частично — к самой Англии. Энтузиазм, с которым массы вступали в отряды волонтеров, объяснялся, конечно, не стремлением помочь Англии в войне; наоборот, речь шла о том, чтобы, получив оружие и организовавшись, воспользоваться затруднениями Англии и устранить ее господство.
К концу 1779 г. в отрядах волонтеров насчитывалось около 100 тыс. человек. Волонтеры сами выбирали офицеров, часто собирались на чисто политические митинги, вырабатывая свою программу. Во главе движения стал дублинский адвокат Генри Граттан. Опираясь на поддержку волонтеров, он добился того, что ирландский парламент официально потребовал отмены всех ограничений ирландской торговли, прав английского парламента издавать законы для Ирландии, наконец, уравнения католиков в правах с протестантами.
Итак, в конце 70 — начале 80-х годов позиции английской правящей олигархии настолько ослабели, что достаточно было одного мощного толчка, чтобы свалить ее господство. В самом деле, нараставшее в течение двух десятилетий демократическое движение в самой Англии, освободительная борьба американских колоний и национально-освободительное движение в Ирландии именно в этот период сплелись в единый клубок.
19 октября 1781 г. крупнейшая английская армия генерала Корнуоллиса капитулировала у Йорктауна, и это военное поражение довершило падение международного престижа Англии и престижа правительства Норта внутри страны. Американская революция победила и, как писал впоследствии Маркс, «прозвучала набатным колоколом для европейской буржуазии». Но почему же английская буржуазия не была разбужена этим набатом? Почему она не воспользовалась крайне благоприятным стечением внутренних и внешних обстоятельств, чтобы нанести олигархии и феодальным пережиткам тот решающий удар, который окончательно расковал бы производительные силы страны и привел бы промышленную буржуазию к политическому господству?
Находясь в оппозиции к правящей олигархии, английская буржуазия все же не решалась на активное революционное действие, так как не могла не думать о растущих силах рабочего класса: если развязать революцию, то, быть может, рабочий класс не ограничится ликвидацией феодальных пережитков, а обратит свое оружие против самой буржуазии. В этом и заключалась причина того, что при наличии объективных предпосылок для буржуазно-демократической революции в Англии 60−80-х годов политический кризис не перерос в революцию. Буржуазия не хотела выступать в роли революционного вождя нации (как она это сделала в XVII в.), а рабочий класс не мог еще выступать в этой роли. Тем не менее подъем демократических сил в Англии, Ирландии, американских колониях не остался бесплодным.
Благодаря демократическому подъему были сорваны попытки Георга III и «друзей короля» нарушить компромисс 1688 г. справа, превратить парламент и правительство в послушное орудие короны. Отставка правительства Норта в марте 1782 г. означала одновременно конец «личного правления» короля и его абсолютистских притязаний. Наступление крайней реакции было сорвано.
Новое правительство вынуждено было пойти на мир с американскими колониями и признать их независимость. Версальским миром 3 сентября 1783 г. завершилась война с колониями, а также с Францией и Испанией. Это первое за долгие годы поражение Англии на колониальном поприще послужило уроком английской буржуазии. Этот урок был учтен, в частности, вигским кабинетом при регулировании отношений с Ирландией. По требованию ирландского парламента, в котором Граттан теперь пользовался решающим влиянием, католикам было разрешено покупать или арендовать на длительный срок землю. Важнейшее политическое требование ирландских патриотов — о ликвидации законодательных прав английского парламента по отношению к Ирландии тоже было удовлетворено, и в 1783 г. английский парламент принял специальный «Акт об отречении». Ирландия признавалась страной, независимой в области законодательства, хотя исполнительная власть по-прежнему оставалась за королем Англии. Это компромиссное решение дало возможность избежать национально-освободительного восстания в Ирландии.
Наконец, и в самой Англии были проведены некоторые реформы, которые должны были устранить самые вопиющие пороки парламентской системы. Из парламента изгнали поставщиков, зависимых от правительства, а 40 тыс. избирателей, получавших жалованье либо пенсии от государства, были лишены избирательных прав. Вообще парламент начал утрачивать характер замкнутой корпорации, вершащей свои дела в абсолютной тайне от народа. Когда издатель «Джентльменского журнала» Э. Кэйв стал помещать сообщения о парламентских прениях, были приняты специальные законы о наказаниях за подобное нарушение парламентской привилегии. В 30-х и 40-х годах Кэйв несколько раз попадал в тюрьму, пока молодой репортер его газеты, тогда еще безвестный Сэмюэль Джонсон, не придумал хитроумный трюк. На страницах журнала стали появляться очерки о фантастических дебатах в стране Лилипутии, известной читателям по роману Свифта. Но так уж получалось, что в Лилипутии обсуждался как раз тот законопроект, который в данный момент был на рассмотрении английского парламента, а фамилии лилипутских сенаторов странным образом напоминали всем известные имена членов английского парламента. Министры и депутаты не решились на этот раз предъявить Кэйву обвинение: они оказались бы в очень смешном положении, признав себя прототипами героев репортажей Джонсона.
Но в обстановке политического кризиса общественность требовала ничем не ограниченного права публиковать отчеты о деятельности парламента, и в разгар скандала, связанного с делом Уилкса и «Письмами Юниуса», парламент молчаливо смирился с неизбежным, хотя формально не отменил своего запрета. Парламентские отчеты вскоре стали занимать видное место на страницах таких газет, как «Морнинг кроникл» (основана в 1769 г.), «Морнинг пост» (1780) и знаменитой доныне газеты «Таймс» (основана в 1785 г. Джоном Вальтером). Хотя появление этих ежедневных газет было связано прежде всего с коммерческими нуждами буржуазии (реклама, информация о ценах и т. д.), они сразу стали орудием политической борьбы и нередко получали тайные субсидии от правительства.
В обстановке политического кризиса, разлада в старых партиях и перегруппировки политических сил возникло течение, получившее название «нового торизма». Лидером этого направления стал сын Уильяма Питта (лорда Чатама) Уильям Питт Младший, перешедший в лагерь тори, но намеревавшийся реформировать эту партию и обновить ее идеологию и программу. Новые тори стремились учесть интересы промышленной буржуазии.
В конце 1783 г. 25-летний Питт Младший стал во главе правительства. Он продержался у власти вплоть до 1801 г. и затем, после короткого перерыва, возглавил кабинет 1804−1806 гг. Ему удалось уже в первые годы своего правления заручиться поддержкой промышленной буржуазии, тем более, что новые тори придерживались принципа свободы торговли. Он резко снизил пошлины, а в 1786 г. заключил выгодный торговый договор с Францией.
Реформы Питта, касающиеся управления Индией, также в известной мере соответствовали интересам широких кругов промышленников и торговцев. По «Биллю о лучшем управлении Ост-Индской компании и британских владений в Индии» верховная власть над Индией и над компанией передавалась Контрольному совету, назначенному королем (фактически — правительством).
Это был компромисс между старой олигархией, заинтересованной в сохранении прав компании, и более широкими кругами буржуазии, стремившимися к тому, чтобы передать Индию непосредственно в руки государства. Теперь уже перед промышленниками и купцами открывалась перспектива проникновения в Индию, участия в грабеже индийского народа; как отмечал Маркс, эти круги рассчитывали победить Индию «дешевизной своих товаров».
Итак, в период политического кризиса 60−80-х годов промышленной буржуазии удалось выторговать у олигархии некоторые экономические уступки. Тем самым окончательно решился вопрос о том, пойдет ли новая буржуазия во главе народа против олигархии или, наоборот, вместе с олигархией — против народа. Избрав этот второй путь, промышленная буржуазия подготовила себя к окончательному переходу в лагерь реакции, который произошел на следующем этапе истории Англии.