Предисловие.
Лесоведение и лесная экология
Лес — это сложнейший природный комплекс, образованный древостоем и множеством организмов вместе с почвами, поверхностными водами и прилежащим слоем атмосферы. Лес представляет собой природную систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов, которая характеризуется динамическим равновесием, устойчивостью и авторегуляцией, высокой способностью к восстановлению, особым балансом… Читать ещё >
Предисловие. Лесоведение и лесная экология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко
Лес — это сложнейший природный комплекс, образованный древостоем и множеством организмов вместе с почвами, поверхностными водами и прилежащим слоем атмосферы. Лес представляет собой природную систему, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов, которая характеризуется динамическим равновесием, устойчивостью и авторегуляцией, высокой способностью к восстановлению, особым балансом энергии и веществ, динамичностью процессов с тенденциями к их стабильности, географической обусловленностью.
Из всех типов растительности леса планеты занимают самую большую площадь, выполняя многообразные биосферные функции: климатозащитную, почвозащитную, водоохранную и мн. др. Леса поддерживают и биологическое разнообразие биосферы, обеспечивая существование специфических видов растений, животных, грибов и микроорганизмов. В то же время леса играют огромную роль и в хозяйственной деятельности человека, являясь источником древесины и не древесных ресурсов (лекарственных растений, промысловых животных и т. д.).
Между тем в результате хозяйственной деятельности человека состояние лесов постоянно ухудшается, а занятые ими площади быстро сокращаются. Так, ежегодно тропические леса вырубаются на 11—12 млн га, таежные — на 2—3 млн га. Экологические последствия вырубки лесов, как правило, имеют негативный характер. В огромном количестве ведется заготовка и не древесной продукции леса, в результате чего популяции многих видов лекарственных и пищевых видов растений оказались подорванными. «Красные книги» многих регионов Земли продолжают пополняться новыми видами лесных растений и животных.
Для наиболее полного и всестороннего использования полезных свойств леса необходимо знать его природу. Такие важнейшие задачи лесного хозяйства, как рациональное использование лесов, их восстановление, улучшение состава, повышение продуктивности, охрана и защита, могут быть успешно решены также только на основе знания природы леса.
Лесоведение — это комплексная наука, рассматривающая вопросы биологии и экологии леса в целом и составляющих его компонентов, его географию, закономерности в процессах возобновления и формирования леса, изменения характера леса в пространстве и во времени. Значение лесоведения постоянно растет в связи с усиливающимися нарушениями в биосфере и необходимостью охраны окружающей среды. Лесоведение базируется на достижениях целого ряда наук: ботаники, физиологии растений, почвоведения, климатологии, дендрологии, энтомологии, фитопатологии, зоологии, математической статистики, лесной таксации, физики, химии. В настоящее время лесоведение становится биолого-экологической наукой о лесе.
Лесная экология рассматривает все аспекты жизни лесов. Усиливающееся антропогенное загрязнение атмосферы все чаще приводит к массовым заболеваниям и даже гибели лесных растений и животных. Реальную угрозу для лесных экосистем представляют также адвентивные виды растений и животных, нередко вытесняющие аборигенные виды и тем самым изменяющие состав, строение и динамику сообществ. Поэтому изучение экологии лесных экосистем становится все более необходимым.
Результаты изучения лесных экосистем позволят научно обосновать необходимые меры для охраны, защиты и рационального использования лесных богатств, обеспечение их воспроизводства и улучшения окружающей среды. Знание функционирования природных экосистем особенно важно в таежных лесах, занимающих большую часть лесопокрытой площади и играющих исключительно важную роль в экономике России. В проведении таких исследований в первую очередь нуждаются леса на северо-западе страны, которые интенсивно эксплуатировались в последние полвека.
Дисциплины «Лесоведение» и «Экология» являются обязательной частью учебной программы бакалавриата и магистратуры таких направлений обучения, как «Биология», «Экология», «География» и др.
Цель настоящей работы — дать представление о лесе как о совокупности компонентов живой и неживой природы, ознакомить с основными понятиями лесной экологии, а также с теоретическим и практическим значением результатов исследований в этих областях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать
- • строение и структуру лесных фитоценозов, особенности их возобновления, формирования, лесную типологию, меры по охране лесных ресурсов, биосферное и хозяйственное значение лесов;
- • экологические условия лесных экосистем, компоненты лесного биоценоза, их структурно-функциональную организацию, сущность вещественно-энергетического обмена и динамику данных экосистем, значение наземных экосистем в биосфере и народном хозяйстве, нарушения в лесных биогеоценозах и пути повышения их продуктивности;
уметь
- • определять структуру и строение древостоев, возрастные этапы и типы леса, устанавливать экологические особенности лесных фитоценозов, их биосферную значимость;
- • рекомендовать мероприятия по повышению продуктивности древостоев и охране лесных ресурсов;
- • давать биосферную и хозяйственную оценку разных лесных фитоценозов;
- • характеризовать особенности состава, строения и функционирования лесных экосистем, рекомендовать методы по их охране.
владеть
• навыками самостоятельной работы, подготовки презентаций, рефератов, составления библиографических списков.
Предлагаемое вниманию учебное пособие «Лесоведение и лесная экология» подготовлено с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов для академического бакалавриата.
Обсуждаемые результаты исследований, а также рисунки и таблицы, помещенные в учебном пособии, являются частью оригинальными, а частью — заимствованы из учебной и научной литературы, список которой приводится в конце учебника.
Для дисциплин «Лесоведение» и «Лесная биогеоценология» созданы дистанционные обучающе-контролирующие программы, которые можно приобрести в Петрозаводском государственном университете.