Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и международной торговле
Из категорий процедур регулирования предпринимательской деятельности наибольшее сближение наблюдалось среди категорий, относящихся к уровню сложности и стоимости процедур регулирования (создание предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, налогообложение и осуществление внешнеторговой деятельности) по сравнению… Читать ещё >
Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике и международной торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • показатели, характеризующие деятельность малых и средних предприятий на национальном и мировом рынках;
- • основные принципы государственной поддержки и регулирования деятельности малого и среднего бизнеса (МСБ);
- • отечественные и зарубежные источники получения информации;
уметь
- • определять роль и место МСБ с учетом современных тенденций развития мировой экономики;
- • осуществлять поиск и анализ информационных данных по деятельности МСБ на национальном и мировом рынках с использованием отечественной и зарубежной статистики;
- • анализировать и представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада и аналитического отчета;
владеть навыками
- • построения моделей для оценки и прогнозирования внешнеторговой деятельности МСБ на макрои микроуровне;
- • сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей малых и средних предприятий;
- • использования современных технических средств и информационных технологий при решении исследовательских и аналитических задач.
Малый и средний бизнес: преимущества и недостатки
Развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики. Происходящее на современных мировых рынках усиление соперничества и конкуренции, позволяет малому и среднему бизнесу (МСБ) в силу своей маневренности и относительно небольшой капиталоемкости быстрее и легче приспосабливаться к меняющимся условиям конъюнктуры рынка. МСБ играет важную роль в экономике любой страны, так как способствует решению проблем занятости населения, порождает конкуренцию, обеспечивая рост экспортного потенциала и наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Поэтому правительства многих стран с различным уровнем социально-экономического развития придают большое значение малым и средним предприятиям (МСП), оказывая всяческую поддержку в их деятельности, в том числе предоставляя различные льготы и субсидии.
В конце октября 2012 г. Всемирный банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса — 2013», в котором представлен рейтинг стран мира, благоприятствующих ведению бизнеса. В исследовании отмечено, что в 2011—2012 гг. 108 стран осуществили 201 реформу системы регулирования МСП в целях создания более благоприятных условий для ведения ими деятельности[1].
По данным исследования «Ведение бизнеса», начиная с 2002- 2003 гг. 180 стран осуществили около 2000 реформ системы регулирования предпринимательской деятельности.
Наилучших результатов добились страны Восточной Европы и Центральной Азии, а наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса по-прежнему существуют в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода.
В настоящее время происходит постепенное сближение процедур регулирования предпринимательской деятельности, действующих в разных странах, по мере того, как страны с изначально низкими показателями сокращают отставание от стран с более высокими показателями. Среди 50 стран, добившихся наибольших успехов в улучшении деловой среды за период с 2005 г., одна треть — страны Африки к югу от Сахары.
Из категорий процедур регулирования предпринимательской деятельности наибольшее сближение наблюдалось среди категорий, относящихся к уровню сложности и стоимости процедур регулирования (создание предприятий, регистрация собственности, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, налогообложение и осуществление внешнеторговой деятельности) по сравнению с категориями, относящимися к прочности правовых институтов (обеспечение исполнения договоров, процедуры решения проблем неплатежеспособности предприятий, кредитная информация, законные права заемщиков и кредиторов, защита прав миноритарных акционеров).
Источник: Всемирный банк. Ведение бизнеса — 2013.
Согласно исследованию Всемирного банка достигнутая многими странами стабильная макроэкономическая среда является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта. Ключевым фактором, влияющим на экспорт, является уровень производительности, а характерными сдерживающими факторами для появления новых потенциально пригодных для экспорта товаров — недостаточно высокий уровень конкуренции и предпринимательских инноваций.
В настоящее время в развитых странах компании МСБ составляют примерно 70−90% общего числа предприятий. Например, в США в секторе МСБ занято около 53% всего работоспособного населения, в Японии — 71,7%, в странах ЕС средние предприятия составляют 1% общего количества компаний, но при этом обеспечивают 20% общего оборота и 17% общей занятости населения[2], на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения[3].
В исследованиях Национального института системных исследований проблем предпринимательства[4] отмечается, что заметный рост показателей развития в странах с рыночной экономикой был обусловлен:
- — ростом научно-технического прогресса и образованием венчурных компаний;
- — созданием высокопроизводительных машин и оборудования, ориентированных на индивидуальное использование и выпуск продукции малыми партиями;
- — ориентацией малых и средних фирм на поставку частей, узлов и деталей для крупных компаний на основе контрактных и субподрядных отношений.
Стоит отметить, что в общемировой практике не выработано единых подходов отнесения предприятий к разряду «малых и средних» и они существенно различаются по странам. В настоящее время основным критерием отнесения предприятий к категории «малые и средние» является численность сотрудников, а при определении мер государственной поддержки субъектам малого предпринимательства могут учитываться и другие показатели и страны могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Например, все МСП в ЕС должны обладать экономической независимостью и соответствовать одному из финансовых критериев: величины годового оборота (для микропредприятий — до 2 млн евро, для малых фирм — до 10 млн, для средних — до 50 млн евро) или величины банковской стоимости активов (для микропредприятий — до 2 млн евро, для малых фирм — до 10 млн, для средних — до 43 млн евро) (табл. 13.1).
Таблица 13.1. Критерии отнесения предприятий к категории «малые и средние» в ЕС.
Показатель | Максимальные значения критериев | |||
микро-предприятия | малые предприятия | средние предприятия | крупные предприятия | |
Численность занятых, чел. | от 1 до 9. | от 10 до 49. | от 50 до 249. | ? 249. |
Годовой оборот, млн евро. | ? 2. | ? 10. | ? 50. | >50. |
Годовой итог баланса, млн евро. | ? 2. | ? 10. | ? 43. | >43. |
Источник: Кнут А., Скриба А. Среда развития малого и среднего бизнеса: международный опыт, опыт Германии и возможности их использования в Беларуси. Берлин; Минск, 2012. С. 7.
В законодательстве США, Китая и Японии МСП характеризуется тем, что количественные критерии дифференцируются в зависимости от отрасли экономики, в первую очередь это относится к такому показателю, как численность работников, и дополняются такими показателями, как величина оборота, наличное имущество, находящееся в распоряжении малого или среднего предприятия, либо могут изменяться посредством принятия специальных законов[5].
Так, критериями отнесения хозяйствующих субъектов к МСП в Китае являются численность сотрудников и годовой оборот, а в промышленности и строительстве еще и стоимость имущества. При этом названные критерии существенно различаются в зависимости от отрасли экономики (табл. 13.2).
Таблица 13.2. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП в Китае.
Отрасль | Показатель | Средние предприятия | Малые предприятия |
Промышленность. | Численность занятых, чел. | 300−2000. | ? 300. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−300. | ? 30. | |
Общие фонды, млн юаней. | 40−400. | ? 40. | |
Строительство. | Численность занятых, чел. | 600−3000. | ? 600. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−300. | ?30. | |
Общие фонды, млн юаней. | 40−400. | ? 40. | |
Оптовая торговля. | Численность занятых, чел. | 100−200. | ? 100. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−300. | ? 30. | |
Розничная торговля. | Численность занятых, чел. | 100−500. | ? 100. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 10−150. | ? 10. | |
Транспорт. | Численность занятых, чел. | 500−3000. | ? 500. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−300. | ? 30. | |
Связь. | Численность занятых, чел. | 400−1000. | ? 400. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−300. | ? 30. | |
Гостиницы и рестораны. | Численность занятых, чел. | 400−800. | ? 400. |
Производство товаров и услуг, млн юаней. | 30−150. | ? 30. |
Источник: Евразийский юридический портал. URL: eurasialegal. info/index.php?option=com.2012.
Определение МСП в России не соответствуют определениям МСП в Европе и США. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с послед, изм.) к субъектам МСП относятся: юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий); физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства (п. 1 ст. 4).
Закон также установил критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу макро-, микрои средних предприятий, в том числе критерий «независимость происхождения». Согласно последнему в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации и ее субъектов, благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и граждан не должна превышать 25%. При этом доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся малыми и средними предприятиями, также не должна превышать 25% (табл. 13.3).
МСБ, безусловно, обладает преимуществами перед другими видами предпринимательства, к которым можно отнести:
- — обеспечение занятости (предприятия МСБ способствуют созданию новых рабочих мест, следовательно, ослаблению социальной напряженности в обществе и развитию депрессивных районов). Особенно его роль важна в кризисные периоды;
- — высокая эффективность капиталовложений. Например, в американском малом бизнесе она почти в девять раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства, в первую очередь это относится к технологическому сектору малого предпринимательства. В целом на Западе на технологический сектор приходится до 60% общего объема малого бизнеса;
- — доходность — инвесторы малого бизнеса получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей;
- — бо? льшая конкурентоспособность и мобильность, что обусловлено прежде всего экономией на масштабах (меньшие издержки производства, отсутствие лишнего бюрократического аппарата, снижение накладных расходов, способность к изменениям рыночной конъюнктуры и использованию современных достижений науки и техники и т. д.);
Таблица 13.3. Критерии отнесения бизнеса к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Критерии | Малые предприятия | Средние предприятия |
Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале организации:
| Не более 25%. | |
Доля участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства. | Не более 25%. | |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год. | до 100 чел.; до 15 чел. — микропредприятия. | от 101. до 250 чел. |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год[6] |
| 1000 млн руб. |
Источник: В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556.
- — специализация на производстве востребованных товаров (особенно это относится к малому бизнесу), что позволяет удовлетворять потребности в дефицитных услугах и изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика;
- — возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом и т. д.
Однако существуют и отрицательные стороны и проблемы в деятельности МСП, среди которых следует выделить: высокий уровень риска; ограниченность ресурсов, нехватку специализированного оборудования; недостаточный уровень профессиональной подготовки; трудности с выходом на рынок; относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий, что напрямую связано с природой этого бизнеса; проблемы со сбытом товаров и услуг; трудности в получении кредитов на приемлемых условиях; ведение теневой деятельности, в частности уклонение от налогов; недоступность некоторых видов рекламы и т. д.
Как показывает опыт зарубежных стран, МСБ является важнейшим субъектом рыночной экономики, поскольку во многом определяет темпы экономического роста и структуру ВВП. Именно предприятия МСБ являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающими новые сегменты рынка и развивающими новые производства. В отличие от крупного бизнеса, МСП не имеют выхода на мировые рынки и чаще всего действуют на внутренних (региональных).
На практике крупные компании повышают свою эффективность и гибкость, прибегая к услугам малого бизнеса. Одновременно малый бизнес получает доступ к новым рынкам и дополнительному финансированию, взаимодействуя с крупными компаниями. Синергетический эффект достигается не только благодаря взаимодействию поставщик-покупатель, но и в результате долговременных союзов между крупным и малым бизнесом. Кроме того, многие крупные компании считают полезным поддерживать малый бизнес с целью улучшения экономической ситуации в тех регионах, где они представлены.
- [1] Всемирный банк. Ведение бизнеса — 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. 10-е изд. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк. Вашингтон, 2013. С. 1. URL: worldbank.org
- [2] Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Растущий малый и средний бизнес в России и за рубежом: роль и место в экономике: исследование Фонда Ресурсного центра малого предпринимательства. М., 2010. С. 3. URL: rcsme.ru
- [3] В 2012 г. численность работающего населения в ЕС составляла примерно 229 млн человек.
- [4] Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: nisse.ru
- [5] Евразийский юридический портал. URL: eurasialegal.info/ index. php?option=com. 2012
- [6] На основании п. 1 постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556.