Основные направления аграрной реформы
Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было многоукладным. Были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства и другие организации. Но все они находились под жестким контролем государства. Ориентация была на крупное производство; кооперативноколхозный сектор был практически сведен до уровня государственной собственности. Господствовала концепция необходимости перехода к государственной… Читать ещё >
Основные направления аграрной реформы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из основных направлений аграрной реформы является переход к многоукладной экономике в сельском хозяйстве, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования. Формы собственности и хозяйствования — понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. Различные формы хозяйствования могут иметь одну и ту же форму собственности. Так, и в колхозах, и в товариществах с ограниченной ответственностью, и в кооперативах коллективно-долевая форма собственности.
Формально сельское хозяйство в нашей стране всегда было многоукладным. Были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства и другие организации. Но все они находились под жестким контролем государства. Ориентация была на крупное производство; кооперативноколхозный сектор был практически сведен до уровня государственной собственности. Господствовала концепция необходимости перехода к государственной собственности. Таким образом, в сельском хозяйстве фактически существовал только государственный уклад. Теперь положение изменилось.
Еще одно направление аграрной реформы — приватизация сферы АПК, включающая совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. Преобразования предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения, материально-технического снабжения и обслуживания должны проводиться при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей, так, чтобы они имели контрольный пакет акций (51%) приватизируемых предприятий и могли влиять на прохождение сельскохозяйственной продукции по всей цепочке — от производителя до потребителя, участвовали в формировании и распределении прибыли. К сожалению, приватизация перерабатывающих предприятий и других предприятий сферы АПК была осуществлена по варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива (второй вариант приватизации). В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически отстранены от этого процесса. Не менее важными направлениями реформы являются развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, формирование экономических условий функционирования АПК. Одно из решающих направлений аграрной реформы — создание устойчивого экономического механизма, регулирующего взаимоотношения государства с сельским товаропроизводителем через инвестиционную, ценовую, кредитную и налоговую политику. К сожалению, в ходе аграрной реформы были допущены серьезные ошибки, которые наряду с неблагоприятными макроэкономическими условиями привели к кризису в аграрном секторе. Аграрная реформа осуществлялась без должного теоретического обоснования, детально разработанной программы, учитывающей особенности отдельных отраслей АПК и регионов страны.
Происходит снижение плодородия почв. За годы реформы внесение минеральных удобрений уменьшилось в 8 раз, органических — в 5 раз. Пришла в негодность значительная часть орошаемых и осушенных земель. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился. В условиях сокращения отечественного сельскохозяйственного производства резко возрос импорт продуктов питания. Сокращаются сельское население России и численность занятых в сельскохозяйственном производстве. Реальные доходы крестьян уменьшились наполовину.
Причинами кризисного состояния в аграрном секторе являются:
- · отсутствие теоретически обоснованной и детально разработанной программы проведения реформы в АПК;
- · проведение реформы сверху, авторитарным путем, без учета реально складывающихся условий, региональных особенностей;
- · приоритетный курс на развитие частного сектора, в первую очередь становление фермерских хозяйств;
- · резкое сокращение государственного финансирования;
- · игнорирование сложности социально-экономических преобразований на селе, исторически сложившихся форм труда и уклада жизни населения.
В области государственного регулирования аграрного сектора экономики необходимо создать систему поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции путем выполнения программы постепенного сокращения диспаритета цен, применения дотаций, субсидий компенсаций, совершенствования лизинговых операций, а также осуществления целенаправленной ценовой, финансово-кредитной и налоговой политики в аграрном производстве. Таким образом, при одновременном задействовании всех целенаправленных мер совершенствования функционирования агропромышленного комплекса можно рассчитывать на позитивные изменения в процессе его реформирования и стабилизации и дальнейшего развития.
реформирование земельный аграрный сектор