Маршруты и потоки посетителей
Крейн обращал внимание: «Осмотр экспозиции требует большого напряжения. Музей — зрелище, но не развлечение. Музей — место отдыха, но не цирк и не эстрада. Музей — научное зрелище, место высокоинтеллектуального отдыха. За час-два ты получишь в музее огромное количество информации, преимущественно в зрительных образах. Музей — одно из самых утомительных зрелищ, но зато и одно из самых… Читать ещё >
Маршруты и потоки посетителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важнейший признак продуманной экспозиции — построенный маршрут движения посетителей. Маршрут может быть линейным (от входа к выходу через все залы), круговым (посетитель, обойдя экспозицию, возвращается в ее начало и может повторить обход), индивидуальным. В последнем случае гость музея получает специальный план экспозиции с указанием экспонатов, исходя из индивидуально определенных интересов. План может быть бумажным буклетом, приложением на гаджете, оборотной стороной бумажного билета. Разумеется, индивидуальный маршрут — тоже типовой, составленный специалистами по результату социологического анализа интересов определенной группы посетителей. Индивидуальные маршруты характерны для крупнейших музеев (Лувр, Эрмитаж), экспозицию которых невозможно полностью осмотреть даже за весь рабочий день музея.
Маршруты сами по себе могут быть выразительным средством передачи концепции экспозиции. Так, линейные маршруты успешно демонстрируют хронологический принцип: посетители движутся по «временной шкале» от более раннего к более позднему времени (рис. 5.7). Круговые маршруты хороши для ансамблевых композиций: скажем, обходя комнаты по периметру усадьбы, посетитель погружается в контекст повседневной жизни ушедшей эпохи.
Для любого маршрута важно понятие «время прохождения». Среднестатистический посетитель может поддерживать устойчивое внимание примерно 60—90 мин. Для детей и пожилых посетителей время снижается до 45 мин. Принцип экспозиции — не столько показать все ценное в музее (это невозможно), сколько сфокусировать внимание на определенных объектах с учетом временных ограничений. Можно составить условную формулу:
1ЧТО _ ^ прохождения маршрута — ^ физического перемещения по маршруту экспонатов— t '.
L среднее осмотра экспонатов где t — время.
Рис. 5.7. Хронологический маршрут. Интерактивная экспозиция «Пройди путем эволюции». ГДМ1.
Если мы установим среднее время осмотра одного экспоната в три минуты (с учетом затрат на перемещение по экспозиции), то музею нужно оформить порядка 20—30 основных групп экспонатов на каждый маршрут.
При разработке сценария проектировщик экспозиции стремится грамотно распределить точки интереса по экспозиции. Статистически не все экспонаты одинаково интересны публике, поэтому одни становятся «проходными» (дополнительными), другие — привлекают повышенное внимание. Определить подобные точки позволяют данные музейной социологии и наблюдение за потоками посетителей.
Если достаточно априори интересных экспонатов, их стремятся разнести по разным залам с соблюдением логики экспозиции. Если же возникают «провисающие» участки слабого интереса, то в данных местах могут быть размещены дополнительные элементы — инсталляции, точки игрового и интерактивного взаимодействия, больше внимания уделяется подсветке и художественному оформлению.
Расстановка смысловых акцентов в экспозиции позволяет поддерживать равномерный интерес на всем протяжении маршрута: посетители не стремятся пробежать «неинтересные залы» и не устают после первых 10 минут осмотра. Вместе с тем, акценты работают как своеобразный «светофор»: обеспечивается свободное движение потока посетителей,[1]
не возникает скопления вокруг одного шедевра, препятствующего нормальному осмотру.
Для оформления музейных интерьеров характерны приглушенные пастельные цвета, округлые и плавные формы предметов, использование «благородных» натуральных материалов, отсутствие резких контуров и углов. Подобное оформление зрительно успокаивает посетителей и концентрирует их внимание на экспонатах, увеличивает продолжительность осмотра.
Также музей может сознательно увеличить время прохождения маршрута, расположив в середине или в районе двух третей маршрута специальную зону рекреации, дающую посетителям отдых от осмотра (рис. 5.8). Музей — место проведения культурного досуга и выстраивания отношений, пространство должно быть максимально дружелюбным к посетителям.
Рис. 5.8. Зона отдыха для посетителей в Галерее Растрелли, Эрмитаж1.
Крейн обращал внимание: «Осмотр экспозиции требует большого напряжения. Музей — зрелище, но не развлечение. Музей — место отдыха, но не цирк и не эстрада. Музей — научное зрелище, место высокоинтеллектуального отдыха. За час-два ты получишь в музее огромное количество информации, преимущественно в зрительных образах. Музей — одно из самых утомительных зрелищ, но зато и одно из самых содержательных»[2] .
Рекреационная зона может иметь различные виды — кафе, холл с удобными сиденьями, креслами, пуфиками, музейный магазин. Желательны бесплатные кулеры с водой и выходы в туалетные комнаты. Для детских музеев отличную рекреацию дает небольшая игровая площадка либо помещение для рисования. Зоны рекреации могут иметь медиасопровождение — трансляция музейных видеоматериалов на большие экраны с негромкой успокаивающей музыкой.
Успех экспозиции не сводится только к продуманному маршруту, важны конкретные приемы подачи музейного материала.
- [1] URL: http://www.darwinmuseum.rU/img/halls/evopath/5.jpg (дата обращения:24.10.2018).
- [2] © Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 2018. URL: http://hermitagemuseum.org/wps/wcm/connect/62158e20−0a41−426f-8ab8−59b92eaae844/i_6m.jpg?MOD=AJPERES&CACHEID=62158e20−0a41−426f-8ab8−59b92eaae844 (дата обращения:24.10.2018).