Религиозность индийской культуры
Буддизм возникает первично как своеобразная духовная революция, снимающая жесткое деление общества на сословия, утверждающая идею принципиального равенства людей и дающая каждому надежду на духовное спасение. Причем внутри буддизма в дальнейшем происходит «демократизация» религии: первичный вариант Хинаяна /узкий путь/, где фактически только монах-аскет мог претендовать на блаженство, сменяется… Читать ещё >
Религиозность индийской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными религиями Индии, последовательно сменяющими друг друга, обычно считают брахманизм, буддизм и индуизм. Несколько особняком стоит джайнизм, зародившийся практически одновременно с буддизмом в VI—V вв. до н.э., но захвативший лишь часть населения страны. Реально же существует множество оттенков, сект и местных вариантов верований, а также религиозно-философских школ. Брахманизм — древнейшее из религиозных учений, восходящее, очевидно, к первичной вере ариев и отражающее в жестком делении общества на четыре сословия — варны — сам факт арийского завоевания Индии. Кроме того в этом учении явно просвечивает свойственное Востоку системное представление об обществе как об едином организме, где каждое сословие играет роль какого-либо жизненно важного органа и в этих ролях зафиксирована их естественная иерархия. Так, жрецы-брахманы олицетворяют сердце и мозг, мудрость, воины — кшатрии — силу рук, а все агенты экономики — ремесленники, торговцы и т. д. — желудок.
Краткая характеристика буддизма
Буддизм возникает первично как своеобразная духовная революция, снимающая жесткое деление общества на сословия, утверждающая идею принципиального равенства людей и дающая каждому надежду на духовное спасение. Причем внутри буддизма в дальнейшем происходит «демократизация» религии: первичный вариант Хинаяна /узкий путь/, где фактически только монах-аскет мог претендовать на блаженство, сменяется более народным и мягким вариантом Махаяна /широкий путь/. В Махаяне все члены религиозной общины, миряне, обретают пути к спасению, а аскеты лишь выполняют свою специфическую функцию — служить нравственным примером и молиться за мирян.
Основатель буддизма — принц Гаутама /позднее Буддапросветленный/ по контрасту со счастливым и безоблачным детством постепенно познает наличие зла и страданий в мире и формирует свои четыре «благородных принципа». Он утверждает в них, что мир — это мир страданий, исток их — собственные желания и для избавления необходим отказ от желаний, вступление на путь добродетели. Стоит подчеркнуть, что тут видны резкие отличия от мира христианской культуры. Страдания в буддизме — несомненное зло, которого нужно избегать, в то время как для христианина страдание — благо, очередное испытание, ниспосланное Богом, и его надо выдержать, чтобы возвыситься в глазах Господа. В христианстве смерть — предстание перед судом Всевышнего, в Индии нирвана — высшее блаженство без чувств, стремлений и мыслей, без ощущения «Я» — это абсолютный покой.