Ритуалы и обряды жречества Древнего Египта
Среди египтян существовал обычай, согласно которому всех священных ибисов приносили в город Гермополь, в некрополь священных животных и птиц. «Места упокоения ибисов» являлись священными для жителей Египта еще задолго до посещения его греками, а во времена Геродота каждый человек, убивший ибиса, предавался казни. Священные птицы обитали при храме, за ними ухаживали специальные жрецы, а после… Читать ещё >
Ритуалы и обряды жречества Древнего Египта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Египтяне были религиозным народом, как мы отметили выше. Считается, что сначала египтяне почитали животных за их мощь и силу, вызывавшие ужас и страх у человека. В дальнейшем же возникло представление о том, что определенные животные являются вместилищем божественного начала.
Египетские боги и богини, часто выступая в образе того или иного животного, указывают нам о пережитке первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.
Максим Тирский в своих сочинениях отрицательно относится к почитаниям животных: «Не могу я одобрить и египтян: они обоготворяют быка, птицу, козла, обитающих в Ниле чудищ, тела коих тленны, жизнь жалка, облик низменен, попечение о них отвратительно, а их почитание постыдно. У египтян бог умирает, бога оплакивают, показывают его храм и могилу. Правда, и эллины приносят жертвы доблестным людям и чтут их, но не думают об их кончине. У египтян же божество и славят и оплакивают в равной мере».
Египтяне совершали обряды и ритуалы своим богам, дабы их не злить. Вполне естественно, что сложные храмовые ритуалы не могли совершаться без предварительной подготовки и должного руководства. Именно отправление обрядов и стало одной из функций жреческого сословия в Египте.
Культовые функции жрецов были довольно разнообразны, особенно в поздний период. Жрецы выполняли религиозные обряды, жертвоприношения. В фиванских храмах ежедневно совершалось 60 религиозных церемоний. В определённые дни устраивались более или менее торжественные праздники, на некоторых из них происходили пышные процессии, воспроизводившие сцены из жизни богов. Помимо обслуживания культа богов, жрецы ведали сложным погребальным ритуалом: мумификацией трупов, обрядами захоронения, заупокойной магией с её длинными формулами и особой письменностью, заведовали гробницами и некрополями, выполняли поминальные обряды. Кроме всего этого, в ведении жрецов находились храмовые земли, а в военное время они становились во главе храмового ополчения.
Их сильнейшим оружием была магия, которую использовали в самых разных сферах жизни. К примеру, чтобы исцелить больного египтянина, жрец вводил его в транс, кодируя сознание на необходимый результат, то есть на полнейшее и скорейшее выздоровление. Некоторые ученые считают, что именно египетское жречество является родоначальниками современных знаний человека о гипнозе. Более того, жрецы Древнего Египта умели дистанционно воздействовать на своего врага. Им нужно было войти в транс и при помощи специальных заклинаний и прочих манипуляций над восковыми фигурками врагов повлиять на их сознание и на тело. Сведений о том, что это работало, нет.
Эти виды ритуалов являются повседневными для жречества Древнего Египта. Однако я считаю нужным рассмотреть и те ритуалы и обряды, которые не являются повседневной частью деятельности, но носят важный характер в отношении религиозных древнеегипетских сословий.
Рассмотрим несколько ритуалов жречества Древнего Египта, такие как ритуал Сокара, ритуал Ибиса и солнечный ритуал для того, чтобы понять какую роль играла религия в древнеегипетском обществе и непосредственно само жречество, которое имеет прямое отношение к религии.
В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.
Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.
Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.
Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.
Египтяне верили, что миропорядок, созданный солнечным божеством Ра, необходимо постоянно поддерживать. Большинство храмовых богослужений было направлено как раз на эту поддержку: многочисленные жертвы из яств и напитков и храмовые ритуалы. Главным даром божеству Ра было изображение богини Маат, его дочери, символизирующей гармонию и мир. Маат изображалась женщиной со страусиным пером на голове.
В специальных храмовых ритуалах каждый час суток носил женское имя; в позднее время — ассоциировался с каким-либо божеством. Так, первый час дня был тесно связан с богиней Маат, а двенадцатый — с «богом, дающим защиту в сумерках». Священный царский солнечный ритуал проходил при непременном исполнении специальных гимнов и магических действий.
Обязательными были также жертвоприношения, в том числе главный дар — статуэтки богини Маат, которые приносились в храм на рассвете. Ритуал предполагал магическое повержение змея Апопа, восковое изображение которого сжигалось.
Для проведения главных в Древнем Египте ритуалов строились специальные солнечные святилища и церемониальные комплексы. Большинство ритуалов на протяжении веков оставались только в ведении жрецов и были тайными.
Главным центром солнечного культа являлся город Солнца Иуну, в котором соорудили огромное святилище. К сожалению, этот город был разрушен еще в древности: из его священных обелисков и храмов был возведен Каир. Сохранился колодец и старое дерево, около которого, по легенде, останавливалась Мария с Младенцем, когда пряталась от Ирода. В наше время арабы называют этот колодец «Око солнца».
Макробий в своей книге Сатурналий описал священное солнце египтян и его особое значение для них: «Это различие времен года относится и к солнцу, так как в период зимнего солнцестояния оно представляется младенцем, какового египтяне в известный день выносят из святилища, ибо в этот наикратчайший день [солнце] кажется как бы безгласным младенцем; потом, к весеннему равноденствию, выросши оно как подросток набирается сил и украшается образом юноши; после, во время летнего солнцестояния, его наиполнейший возраст отмечается изображением [мужа] с бородой, ибо в это время следует его высшая точка; после же, убывая, бог [солнце] изображается в четвертом облике — старца».
Это основные положения, рассмотренные нами, относятся к солнечному ритуалу. Здесь мы можем проследить и причины таких ритуалов, а именно — поддержание миропорядка египтян.
Следующий немаловажный ритуал — ритуал Сокара. В месяце Хойяк ежегодно в Египте устраивались мистерии в честь этого божества, представляющие собой трансформацию Осириса в бога Сокара. Данным ритуалом древние египтяне как бы придавали мертвой форме новую жизнь; ритуал сложный, как собственно и все древнеегипетские ритуалы, но одновременно загадочный и потрясающе интересный.
Все атрибуты Сокара были связаны со смертью: нос и корма его ладьи украшались головами или черепами птиц, а сама ладья делалась из костей животных. В центре ладьи помещался ковчег, увенчанный мертвым соколом, внутри которого скрывалось тело Осириса, источник новой жизни, возродившийся благодаря силам земли. На ладью складывались украшения из стеблей лука, любимого растения Осириса.
Многие храмы Египта до сих пор сохранили изображения ритуала превращения Осириса в бога Сокара. Начинался ритуал с торжественного обращения жрецов храма к статуе Сокара-Осириса с целью призвать Осириса прийти в священный ковчег. Символически образ Осириса, выполненный из смеси земли, песка, ила и зерна, снабженный эрегированным фаллосом, помещали в ковчег его 9 спутников, особых жрецов. Одновременно произносились заклинания о том, что Осирис победил врагов, а божества собрали его тело, забальзамировали и подготовили к переходу в иное состояние.
Ладью с Осирисом сопровождали лодки с богиней Хатхор и ее спутницами, исполнявшими гимн божества. Во второй день Сокару-Осирису приносили в жертву дикого осла — символ бога Сетха. В этот же день проводился ритуал символического умерщвления змея Апопа. В заключение ритуала жрецы сообщали об открытых дверях небес, из которых выходит бог.
Ритуал Сокара, символизирующий собой одновременно ликование и траур, свет и мрак, проходил во всех крупных храмах Египта и всегда был пышно обставлен. Этому ритуалу посвящены многочисленные барельефы в храмах.
Следующий интересный ритуал, которому нужно обратить внимание это ритуал Ибиса. Египетский бог мудрости Тот был окружен священными птицами, ибисами и соколами. Ибисы, по древнейшим представлениям египтян, помогали погребенному царю достичь небес и соединиться с богами. При этом на большинстве храмовых изображениях царь предстает в облике павиана, сопровождаемого ибисами или соколами. С культом почитания ибисов тесно связан также культ бога Осириса, часто изображаемого в виде священной птицы. Вспомним, что Максим Тирский писал: «Не могу я одобрить и египтян: они обоготворяют быка, птицу, козла…».
Среди египтян существовал обычай, согласно которому всех священных ибисов приносили в город Гермополь, в некрополь священных животных и птиц. «Места упокоения ибисов» являлись священными для жителей Египта еще задолго до посещения его греками, а во времена Геродота каждый человек, убивший ибиса, предавался казни. Священные птицы обитали при храме, за ними ухаживали специальные жрецы, а после смерти ибисов ждало бальзамирование и торжественное захоронение. Мумии длиной 70−80 см заворачивались особым образом в разноцветный холст, а на голову им надевалась золоченая маска с короной. Иногда в глиняные урны клались яйца священных птиц. Вера в захороненную с почестями птицу являлась верой в некоего посредника между земными царями и божествами.
Религиозная организация, возглавлявшая проведение этого обычая, так и называлась «Ибис». После смерти птицы над ней совершали ритуал под названием «Отверзание уст и очей» — так с ибисов снималась земная грязь и возвращалась божественность, данная при рождении. Тушка птицы помещалась после бальзамирования в глиняный сосуд или специальный саркофаг, который ставился в некрополь рядом с тысячами и даже миллионами таких же захоронений.
После того как очередная подземная комната полностью заполнялась, ее замуровывали сырцовыми кирпичами, а захоронения делали в следующем помещении. Торжественные погребения ибисов продолжались до конца правления династии Птолемеев. При Птолемеях ибисы стали содержаться еще более почетно: для них выделялись особые поля, на которых выращивались злаки для кормления птиц. Самое позднее погребение ибиса датировано I в. н.э. Этот ритуал еще раз доказывает нам, что египтяне почитали множество животных и даже совершали для них ритуалы. Этими ритуалами занимались особые жрецы, без их деятельности не обходились культовые обряды и тайные жертвоприношения. Древние египтяне очень трепетно и уважительно относились к своим богам и священным животным, они почитали жреческое сословие за служения в храмах и проведение ритуалов.
Можно сказать, что погребальный обряд является частью повседневных обрядов жречества Древнего Египта. Попытаемся проанализировать его особенности и выявить значимость в древнеегипетском обществе.
Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта, которые не могли рассматриваться в отрыве друг от друга, — роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон — это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после смерти.
Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона — Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его смерти.
После смерти фараона жрицы проводили обряд захоронения. Сам обряд выглядел следующим образом: при мерцающем свете масляной лампады жрецы, произнеся последнюю молитву, опускали гроб в саркофаг, а рядом ставили канопу (4 сосуда) с внутренними органами фараона, которые должны были также пригодиться усопшему в загробной жизни. Затем жрецы совершали несколько операций, призванных обезопасить захоронение от возможных грабителей. Для этого, как только последний жрец покидал гробницу, рабочие замуровывали вход в главную галерею. Массивные каменные глыбы, приготовленные заранее, с большой платформы, находящейся здесь же, были опущены на пол и приведены в движение. Скатившись вниз по пологому полу коридора, они заваливали узкий вход в смежную с усыпальницей комнату. Затем рабочие покидали гробницу по узкому запасному туннелю, который потом также был замурован. Получается что для того, чтобы фараон жил вечно его бальзамировали. В подтверждении этого факта, мы встречаем понятие бальзамирование в исторических источниках: «мумии выкинуты из гробниц. Раскрыты все тайны бальзамировщиков».
Итак, мы выяснили, что помимо повседневных ритуалов, которые очень важны для древнеегипетского общества, есть и ритуалы, проводимые один или несколько раз в год. Однако они никак не уступают в важности перед первыми. Во всех жертвоприношениях и обрядах соблюдается одинаковая четкость выполнения действий, что дает нам повод сказать об их необходимости. Эти ритуалы играли большую роль в обществе Древнего Египта, поскольку были главной составляющей их религии. Также эти ритуалы доверялось совершать только жречеству, это может говорить об их высоком положении в Древнем Египте. Платон говорил: «Положение жрецов и прорицателей таково, что они исполнены высочайших помыслов и пользуются великим почетом благодаря важности их начинаний. В Египте царь не может без жреческого сана осуществлять правление…». Значит, все-таки жрецы, имея дело непосредственно с религией, действительно могли быть самым влиятельным сословием того времени.