Антикварные и букинистические салоны
Объективная реальность такова, что мир антиквариата иногда выходит за пределы правового поля, определяемого действующим законодательством. Существует значительный «черный» рынок похищенного антиквариата, артефактов из незаконных раскопок (так называемая «черная» археология), а также фальсифицированных произведений. Кроме того, продажи антиквариата базируются на весьма нечетком определении… Читать ещё >
Антикварные и букинистические салоны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аналог галереям составляют антикварные и букинистические салоны. Если галереи занимаются посредничеством между художником и собирателем искусства, то салоны осуществляют схожие функции по отношению к предметам старины и уникальным книгам. Их прибыль — разница между недорогой покупкой «неприметных» предметов у населения и их значительно выросшей стоимостью после экспертизы, атрибуции и реставрации.
Например, на стоимость старинной книги может повлиять идентификация дарственной надписи или экслибриса известной персоны. Могут быть и совсем простые операции: приобретение отдельных элементов сервиза, гарнитура, томов собрания сочинений с последующей перепродажей комплекта.
Поскольку по-настоящему уникальные предметы встречаются не так часто, то прибыль в этой сфере напрямую зависит от количества сделок. Формируются особые сообщества антикваров — «блошиные рынки», ныне перебравшиеся в виртуальное пространство. Членство в сообществе дает возможность быстро проводить операции с определенным уровнем доверия к контрагенту, коллективно привлекать внимание состоятельных коллекционеров и закупочных комиссий музеев.
Объективная реальность такова, что мир антиквариата иногда выходит за пределы правового поля, определяемого действующим законодательством. Существует значительный «черный» рынок похищенного антиквариата, артефактов из незаконных раскопок (так называемая «черная» археология), а также фальсифицированных произведений. Кроме того, продажи антиквариата базируются на весьма нечетком определении стоимости уникального объекта, что приводит к вовлечению антикваров в криминальные операции по отмывке незаконно полученных средств.
Чтобы обезопасить покупателей и снять риски фальшивок, антикварные салоны активно взаимодействуют с экспертами государственных музеев, дающих официальные заключения о ценности и происхождении того или иного артефакта.
Аукционные дома
Альтернативу антикварам представляют аукционные дома, через которые осуществляется приобретение наиболее ценных произведений искусства, антиквариата и мемориальных предметов.
Мировое значение имеют два аукционных гиганта — Сотбис СSotheby’s) и Кристис (Christie’s). Оба британских аукционных дома имеют древнюю историю — основаны в XVIII в. — и безупречную репутацию у коллекционеров. По их образцу строятся различные аукционы регионального и национального уровня.
Прямая речь
«Аукцион превратился в такую площадку, куда может прийти человек с улицы, которому не так-то легко попасть в галерею. Многие наши патроны начали автоматически покупать искусство на аукционе Vladey, потому что им трудно пойти в галерею и начать разговор с теми людьми, кто там работает. Они не понимают, честной ли будет цена, все ли будет в порядке. А на аукционе все ясно. Есть реальная работа, за нее торгуются, известны цены старых работ того же художника. Рынок искусства от этого становится более прозрачным» (Антон Белов, директор музея «Гараж»)[1].
Организаторы аукциона (аукционисты) обеспечивают комплексный подход к торгам, включающий ряд этапов:
- — экспертизу и оценку произведения, подготовку документов;
- — оповещение потенциальных покупателей;
- — проведение публичного показа перед торгами;
- — организацию и проведение собственно торгов;
- — исполнение сделки — гарантированная передача произведения покупателю, денег — продавцу.
Торги — аукцион в узком смысле слова — могут проходить очно либо в онлайн-режиме. Смысл торгов — определение наивысшей цены путем конкуренции покупателей за конкретный лот — одно или несколько произведений.
Выделяют две схемы торгов. Наиболее распространен английский аукцион, когда ведущий — лицитатор — называет определенную начальную цену лота и ждет реакции покупателей. Если находятся желающий приобрести, то ведущий дает небольшое время на раздумье другим покупателям. Если появляется желающий купить по более высокой цене, то ведущий называет эту цену и опять берет паузу. Так происходит до тех пор, пока не определится лицо, готовое заплатить самую значительную сумму.
Альтернативой служит голландский аукцион, действующий по обратной схеме. Ведущий называет максимальную реальную цену и постепенно снижает ее, пока не находится покупатель. Преимуществом голландского аукциона считается большая скорость торгов.
В отдельных случаях аукцион проходит в специальном режиме (аукцион янки): каждый участник торгов передает запечатанный конверт с максимальной его устраивающей суммой. Затем конверты вскрываются, и лот передается предложившему наибольшую цену.
Начальная цена торгов называется эстимейт и определяется оценщиками аукционного дома по соглашению с продавцом. В голландском аукционе с продавцом согласовывается резервная (минимальная) цена, при принижении которой торги прекращаются.
Правила проведения английского аукциона обычно фиксируют минимальный размер повышения цены, в голландском аукционе определяется равномерный шаг понижения.
Различают открытые аукционы, в которых могут принять участие все заинтересованные лица, и закрытые — здесь число потенциальных покупателей изначально ограничено. Некоторые торги предполагают определенный залог, гарантирующий платежеспособность покупателя. В ряде случаев покупатель предпочитает сохранять анонимность, участвуя в торгах через представителя или онлайн.
Экономическая основа существования аукционных домов — комиссия, получаемая с продажи каждого лота. Тем самым покупатель мотивирует аукционный дом к совершению сделки по максимальной цене.
В совокупности антиквары, галеристы и аукционисты обслуживают все возрастающий в объемах арт-рынок, связанный с большим интересом частных лиц к древностям и произведениям искусства. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
- [1] Директор «Гаража» и основатель Vladey о современном искусстве и светлом будущем //Афиша Daily. 21.06.2018. URL: https://daily.afisha.ru/brain/9265-direktor-garazha-i-osnovatel-vladey-o-sovremennom-iskusstve-i-svetlom-buduschem/ (дата обращения: 26.10.2018).