Аудит расчетов по претензиям
Особое внимание в ходе проверки уделяется ревизором правильности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76−3 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням… Читать ещё >
Аудит расчетов по претензиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особое внимание в ходе проверки уделяется ревизором правильности учета расчетов по претензиям. Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76−3 «Расчеты по претензиям». На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.
Существуют несколько групп претензий:
- — к поставщикам и подрядчикам — за выявленные при проверке их расчетов (после акцепта) завышения объемов выполненных работ, недопоставку товарно-материальных ценностей, завышение цен и тарифов, завышение сумм в результате арифметических ошибок, за несоответствие качества поставленных товаров стандартам или техническим условиям, а также за простои по вине поставщиков;
- — к транспортным организациям — за недостачу груза сверх норм естественной убыли, образовавшуюся в пути, и за излишне уплаченные суммы при перевозке грузов; - по санкциям (штрафы, пени, неустойки) — за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом;
- — к банкам — по суммам, ошибочно списанным по расчетному, валютному и другим счетам. Аудитору необходимо проверить: — обоснованность, своевременность и правильность оформления документов; - обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб);
- — правильность ведения аналитического учета (он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере № 9 (если ведется ручной учет), главной книге и балансе; - правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76−3.
В обязательном порядке проверяется правильность составления корреспонденции счетов по каждому виду расчетов, организация аналитического учета по ним, обоснованность начисления (или возмещения) НДС по этим операциям. Претензия предъявляется после того, как организация узнала о нарушении своих имущественных прав и законных интересов другой организацией. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции (товаров), ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции (товаров), предъявляются в течение месяца, а претензии, возникающие по другим основаниям, — в течение двух месяцев (см. приложения) В каждой претензии необходимо проверить ее обоснованность, своевременность и правильность оформления документации. Несоблюдение сроков предъявления претензий часто используется для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензии числящиеся суммы списываются на издержки производства или другие счета. Поэтому очень важно изучить причины отказа поставщиков или транспортных организаций в удовлетворении претензий, протоколы рассмотрения претензионных дел в хозяйственном суде. Если за претензией скрывалось присвоение ценностей отдельными должностными лицами, необходимо принять меры по возмещению причиненного ущерба. В случае предъявления претензий транспортным организациям за недостачу груза в пути следует проверить наличие коммерческих актов и правильность их оформления. В процессе контроля выясняют обоснованность претензий, предъявленных ревизуемой организации поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также устанавливают виновных лиц и сумму ущерба, причиненного организации путем погашения необоснованных претензий. Задолженность по претензиям и задолженность, списанная на убытки, проверяется сплошным способом. Источниками аудита по счету 76−3 «Расчеты по претензиям» являются: журнал регистрации претензионных, судебных дел, договоры на поставку продукции (товаров), разовые соглашения, коммерческие акты, решения судебных органов, письменное соглашение поставщика (подрядчика) на предъявленные претензии, выписки учреждений банка. По дебету счета 76−3 «Расчеты по претензиями» отображаются суммы надлежащих предприятию платежей, по кредиту — поступления, использования и возвращения сумм. Дебетовое сальдо показывает сумму дебиторской задолженности. По каждой сумме задолженности ревизору следует проверить: — правильно ли отнесены суммы на счет дебиторов по претензиями и подтверждены ли претензии соответствующими суммами: по претензиям к транспортным организациям — наличием коммерческих актов на недостаток товаров или соответствующих пометок на транспортных накладных, к поставщикам — наличием правильно оформленных актов; - реальность получения сумм, отнесенных на счет дебиторов по претензиям; - правильность и своевременность оформления претензий и предъявления исков. Ответственность за оформление претензий положена на руководителя и главного бухгалтера предприятия; - как осуществляется контроль за своевременностью предъявления рекламаций и исков, по срокам прохождения исков в судах, а также взыскания долгов по исполнительным документам; - какие решения приняты по претензионным делам в органах суда. В случае отказа или неполного удовлетворения исков следует выучить причины и обнаружить виновных в задаче предприятию материального вреда; - есть ли имеющиеся по каждой списанной суммой необходимые подтверждения. Дебиторская задолженность может быть списана на убытки только по приказу по предприятию (решением общего собрания коллектива) и при наличии выводов или других документов, которые подтверждают безнадежность получения долга. По всем безнадежным долгам (которые числятся на балансе или списаны на убытки) следует установить, почему такая задолженность постоянная, возможная, кто в этом виновный, и принять меры относительно наказания по закону и возмещения причиненного вреда. Все суммы, незаконно и необоснованно отнесенные на убытки, должны быть восстановлены по принадлежности и взысканы. В бухгалтерии предприятия открывают претензионное дело на каждую претензию в отдельности. Это дело регистрируют в специальном журнале с пометками о сроке прохождения исков в суде и дальнейшее взыскание по исполнительным документам или о мотивах отказа и решения руководителя о списании безнадежного долга. Таким образом, реальность задолженности по счету 76−3 «Расчеты по претензиям» должна быть подтверждена по каждому дебитору документами, обоснованными претензиями, рекламациями, предъявленными для взыскания. Тщательно проверяются случаи отказа суда в удовлетворении иска и выясняются причины отказа. Аудитор может провести сверку расчетов по претензиям и оформить ее соответствующим актом. Расчеты по претензиям ревизор проверяет вместе с юрисконсультом. Они пересматривают каждое претензионное дело, ее движение и состояние на день ревизии.