Теоретические аспекты темы исследования
Трактовка понятия кредиторской задолженности несколько разнится у разных авторов. Так, по мнению С. Н. Щадиловой, «кредиторская задолженность — денежные средства, временно привлекаемые предприятием как кредит и подлежащие возврату по месту выдачи». М. И. Баканов и А. Д. Шеремет понимают под кредиторской задолженностью «денежные средства, временно привлеченные предприятием в порядке кредита… Читать ещё >
Теоретические аспекты темы исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Практически у любого предприятия в ходе хозяйственной деятельности возникает потребность в привлеченных средствах. Такие средства оформляются как кредит и отражаются в финансовой документации предприятия как кредиторская задолженность.
Трактовка понятия кредиторской задолженности несколько разнится у разных авторов. Так, по мнению С. Н. Щадиловой, «кредиторская задолженность — денежные средства, временно привлекаемые предприятием как кредит и подлежащие возврату по месту выдачи». М. И. Баканов и А. Д. Шеремет понимают под кредиторской задолженностью «денежные средства, временно привлеченные предприятием в порядке кредита и подлежащие возврату соответствующим юридическим и физическим лицам», т. е. расширяют определение предыдущего автора введением понятий «юридические и физические лица» .
В нормативно-правовых актах отсутствует четко сформулированное определение «кредиторская задолженность». Однако данное понятие используется регулярно и связано с обязательствами предприятия. В процессе своей хозяйственной деятельности организация вступает в различные виды отношений с третьими лицами, заключает и осуществляет различные виды сделок, выполняет обязанности, которые предусмотрены существующим законодательством. В результате деятельности у организации появляются обязательства, которые подлежат исполнению, и эти обязательства оценены в денежной форме.
Понятие кредиторской задолженности обсуждается специалистами с правовой и экономической точки зрения. Лебедев К. Ю. с точки зрения экономической сущности рассматривает кредиторскую задолженность как часть имущества организации (денежные средства, товарно-материальные ценности). С точки зрения правой категории — особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами.
Горбулин В.Д. и Фокина О. Н. рассматривают кредиторскую задолженность как вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц. По мнению указанных авторов, кредиторская задолженность — задолженность организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, а также при расчетах по оплате труда. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности — задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные МПЗ, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.
С финансовой точки зрения кредиторская задолженность является формой заемного капитала, используемого предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности. Рассмотрим основные особенности данной формы:
- 1. Пользование заемными средствами в форме кредиторской задолженности является беспроцентным, т. е. бесплатным. В свою очередь это влияет на стоимость капитала организации.
- 2. Между величиной кредиторской задолженности и продолжительностью финансового цикла существует тесная взаимосвязь. Чем выше относительный размер кредиторской задолженности, тем меньше объем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности. Таким образом, от величины кредиторской задолженности зависит объем средств, необходимый для финансирования оборотных активов.
- 3. Величина кредиторской задолженности и объемы деятельности организации находятся в прямой взаимосвязи, т. е. увеличение объема производства и продажи продукции увеличивает расходы хозяйствующего субъекта, учитываемые в составе кредиторской задолженности.
В работе А. К. Шишкина, С. С. Вартаняна и В. А. Микрюкова «Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях» дается еще более развернутое определение кредиторской задолженности: «Суммы долга кредиторам, отраженные в бухгалтерских книгах предприятия, но не подтвержденные векселями, траттами или акцептами (открытые балансовые счета); совокупная сумма долга торговым кредиторам; контрольный счет в главной бухгалтерской книге для отражения общей суммы причитающихся кредиторам остатков по счетам на открытых балансовых счетах, как это отражено во вспомогательной книге (кредиторская задолженность, покупки или кредиторы).
Кредиторская задолженность является одним из видов текущих обязательств (если она должна быть погашена на дату отчета или через 12 месяцев после даты отчета, в соответствии со стандартной бухгалтерской практикой)" .
Таким образом, все авторы сходятся в одном: кредиторская задолженность — это долг предприятия сторонним организациям или физическим лицам.
Кредиторская задолженность — это суммы, причитающиеся к выплате кредиторам за купленную продукцию (полученные услуги). В балансе кредиторская задолженность отражается единой суммой, которая складывается из отдельных сальдо. Кредиторская задолженность, векселя выданные, задолженность по процентам, задолженность по дивидендам, задолженность по заработной плате и авансы полученные относятся к краткосрочным обязательствам.
Как отмечает Ермолович Ю. А., важность анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена, прежде всего, тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности.
При этом Негашев Е. В. указывает, что многообразие субъектов взаимоотношений предприятия по расчетам, формирующим кредиторскую задолженность, с учетом различного механизма их правового регулирования и организационных схем осуществления, свидетельствует о сложности проблемы эффективного управления ею.
Под управлением кредиторской задолженностью Комаха А. В. предлагает понимать применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. При этом управление ею сводится к тому, чтобы последняя, снижая дефицит оборотных средств, не ослабляла финансовую устойчивость предприятия.
Необходимость управления кредиторской задолженностью следует и из того, что умелое использование временно привлеченных средств, способствует максимизации прибыли от деятельности организации.
Таким образом, как утверждает Папкович Н. В., управление кредиторской задолженностью, прежде всего, предполагает:
- — правильный выбор формы задолженности (банковская или коммерческая) с целью минимизации процентных выплат и затрат на приобретение материальных ценностей;
- — установление наиболее удобной формы банковского кредита и его срока (краткосрочная ссуда без обеспечения, кредит под залог и т. д.);
- — недопущение образования просроченной задолженности, связанной с дополнительными затратами (штрафные санкции, пени).
Комаха А.В. полагает, что для эффективного управления долгами предприятия необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру. Для этого составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих состояние и развитие отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановый их уровень.
Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.
На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствии с плановыми (оптимальными) параметрами.
Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности, в частности бухгалтерского баланса и расшифровок к балансу.
Таким образом, управление кредиторской задолженностью необходимо осуществлять одновременно с управлением дебиторской задолженностью хотя бы потому, что выручка от продаж является по существу единственным средством для погашения всех видов кредиторской задолженности. Соответственно, сбалансированность кредиторской и дебиторской задолженностей по стоимости, срокам погашения и объему позволяют предприятию оплачивать счета в срок. Поэтому, управление кредиторской задолженностью должно сводиться к установлению таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры платежей предприятия в зависимости от поступлений денежных средств от покупателей.