Электропривод в сельском хозяйстве
Обратим внимание. При определении динамического момента очень часто в расчеты могут не попасть MМ и МK, поэтому необходимо специально проверить и достроить динамические моменты при щK и щМ графическим способом. Для двигателей с высотой оси вращения 50…132 мм применяется класс В (фдоп=80?С), 160…355 мм — класс F (фдоп=100?С). Высота оси вращения указывается в типоразмере двигателя. Например… Читать ещё >
Электропривод в сельском хозяйстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таблица № 1 — Исходные данные.
№ варианта (предпоследняя цифра номера зачётной книжки). | Нагрузка на валу электродвигателя по периодам работы, кВт. | № варианта (последняя цифра номера зачётной книжки). | Продолжительность работы по периодам, мин. | ||||||
Р1. | Р2. | Р3. | Р4. | t1. | t2. | t3. | t4. | ||
Таблица № 2 — Исходные данные.
№ варианта. | Электрическая схема управления электродвигателем. |
Схема пуска АД с КЗР с помощью магнитного пускателя. |
1. Предварительный выбор электродвигателя
По исходным данным строим нагрузочную диаграмму двигателя Р = f (t).
Рис. 1 — Нагрузочная диаграмма рабочей машины
1 Эквивалентная мощность двигателя за время работы:
(1).
В задании предполагается, что после отключения двигатель охлаждается до температуры окружающей среды. Время работы не превышает 90 мин, за которое двигатель не достигнет установившейся температуры. Следовательно, в задании имеет место кратковременный режим работы электродвигателя S2.
Расчетная мощность электродвигателя:
(2).
где Км — коэффициент механической перегрузки двигателя, определяемый.
(3).
где б =0,6 — коэффициент, равный отношению постоянных потерь мощности двигателя к переменным;
tр = t1 + t2 + t3 + t4 — время работы двигателя, мин;
Тн — постоянная времени нагрева двигателя, мин. На предварительном этапе расчётов принять Тн = 20 мин.
Обратите внимание, что бы tр и Тн имели одну и ту же единицу измерения (мин., с и т. д), а КМ? 1.
Выбираем электродвигатель из условия Р2ном? Ррасч и синхронной скоростью n0 = 1500 об/мин (приложение 1).
Выписываем технические данные электродвигателя в таблицу 1.
Таблица 1 — технические данные электродвигателя.
Р2ном. | n0. | зН. | cosцН. | mП. | mМ. | mК. | SН. | SК. | kiДВ. | JДВ. | M. |
кВт. | об/мин. | %. | ; | ; | ; | ; | %. | %. | ; | кг•м2. | Кг. |
87,5. | 0,86. | 1,6. | 2,2. | 2,8. | 19,5. | 7,5. | 0.04. |
- 2. Проверка предварительно выбранного электродвигателя
- 2.1 На перегрузочную способность
Номинальный момент двигателя:
(4).
где щ0 = 2рn0/60 — синхронная угловая скорость электродвигателя, рад/с.
Критический момент:
(5).
Максимальный рабочий момент:
(6).
Проверка на перегрузочную способность:
(7).
где ДU = 10%, в расчётах ДU = 0,1.
.
Если условие перегрузки (7) выполняется, то приступают к проверке на нагрев.
2.2 Проверка на нагрев методом средних потерь
Температура нагрева двигателя не превышает допустимую величину при условии:
(9).
где ДРНОМ = Р2НОМ (1-зНОМ)/ зНОМ, ДРСР — номинальные и средние потери электродвигателя, Вт.
Коэффициент тепловой перегрузки КТ определяется по формуле:
(10).
где Тн — постоянная времени нагрева проверяемого двигателя, мин;
(11).
где m — масса двигателя, кг; фдоп — предельно-допустимое превышение температуры нагрева обмоток двигателя, ?С.
Для двигателей с высотой оси вращения 50…132 мм применяется класс В (фдоп=80?С), 160…355 мм — класс F (фдоп=100?С). Высота оси вращения указывается в типоразмере двигателя. Например, 4А100S4У3 имеет высоту оси 100 мм.
Определим потери мощности двигателя на каждом периоде нагрузки:
(12).
Значение.
Рi берутся из нагрузочной диаграммы (Р1 — Р4). Коэффициент полезного действия зi при любой нагрузке определяется:
(13).
где хi показатель загрузки двигателя на i-ом интервале нагрузочной диаграммы.
(14).
Определим потери мощности двигателя на каждом периоде нагрузки:
Расчёт упрощается, если воспользоваться данными (приложение 2) и построить график изменения КПД и cos ц двигателя от нагрузки на валу (рис. 2). В этом случае по оси ординат откладывается показатель хi.
Рис. 2. — График изменения КПД и cos ц двигателей серии 4А от нагрузки на валу
Величина средних потерь в двигателе за время работы:
(15).
Проверка условий перегрева:
При заданной нагрузке температура двигателя не превысит допустимую величину.
2.3 Проверка на нагрев методом расчета температуры
В расчётах температуры нагрева двигателя ф определяют не действительное её значение, а превышение над температурой окружающей среды.
Значение температуры превышения ф в любой момент времени определяется по выражению:
(16).
где фустi - установившееся значение температуры превышения на участке диаграммы, град.
Установившееся значение температуры превышения на каждом интервале нагрузки:
. (17).
Теплоотдача А, Вт/град:
(18).
фуст2 = 1090/15,7 = 69,42, ?С., фуст3 = 1360/15,7 = 86,62 ?С.
фуст4 = 1630/15,7 = 103,82 ?С.
Начальное значение температуры превышения принимается равным 0, а далее конечное значение температуры превышения на первом интервале равное начальному на втором и т. д.
Расчет температуры превышения на первом участке (0…t1) через t1/2 и t1 минут:
(19).
(20).
На втором участке: ф2нач= ф1кон=21,97.
(21).
ф2ср = 69,42(1−2,7-6/(2*34,36)) + 21,97*2,7-6/(2*34,36) = 69,42(1−0,92) + 21,97· 0,92 = 25,76 ?С.
(22).
ф2кон = 69,42(1−2,7-6/34,36) + 21,97*2,7-6/34,36= 69,42(1−0,84) + 21,97· 0,84 = 29,56 ?С.
На третьем участке: ф3нач= ф2кон = 29,56 ?С.
ф3ср = 86,62(1−2,7-8/(2*34,36)) + 29,56*2,7-8/(2*34,36) = 86,62(1−0,87) + 29,56· 0,87 = 36,97 ?С.
ф3кон = 86,62(1−2,7-8/34,36) + 29,56*2,7-8/34,36 = 86,62(1−0,79) + 29,56· 0,79 = 41,54?С.
На четвертом участке: ф4нач= ф3кон = 41,54 ?С.
ф4ср = 103,82(1−2,7-15/(2*34,36)) + 41,54*2,7-15/(2*34,36) = 103,82(1−0,8) + 41,54· 0,8 = 53,99, ?С.
ф4кон = 103,82(1−2,7-15/34,36) + 41,54*2,7-15/34,36 = 103,82(1−0,64) + 41,54· 0,64 = 63,95, ?С.
Кривая охлаждения двигателя:
(23).
где Т0 — постоянная времени охлаждения двигателя, мин;
фнач — начальная температура охлаждения двигателя после его отключения, принимается равной ф4кон, ?С.
Т0=2• Тн.
Принимаем t= Т0, 2Т0, 3Т0, 4Т0, 5Т0.
фнач = 63,95, ?С.
Т0 = 2· 34,36 = 68,72, мин.
- 2Т0 = 2· 68,72 = 137,44, мин.
- 3Т0 = 3· 68,72 = 206,16, мин.
- 4Т0 = 4· 68,72 = 274,88, мин.
- 5Т0 = 5· 68,72 = 343,6, мин.
ф1охл = 63,95· = 23,69, ?С.
ф2охл = 63,95· = 7,87, ?С.
ф3охл = 63,95· = 2,91, ?С.
ф4охл = 63,95· = 1,28, ?С.
ф5охл = 63,95· = 0,45, ?С.
Результаты расчетов сводим в таблицу № 2 и 3.
Таблица № 2 — Данные расчетов нагрева двигателя.
Нагрев. | Р1. | Р2. | Р3. | Р4. | |||||
Расчетная точка. | 0,5t1. | t1. | 0,5t2. | t2. | 0,5t3. | t3. | 0,5t4. | t4. | |
Время, мин. | 7,5. | ||||||||
Темп-ра, ?С. | 21,97. | 21,97. | 29,56. | 29,56. | 41,54. | 41,54. | 63,95. |
Таблица № 3 — Данные расчетов охлаждения двигателя.
Расчетная точка. | Т0. | 2Т0. | 3Т0. | 4Т0. | 5Т0. | |
Время, мин. | 68.72. | 137,44. | 206,16. | 274,88. | 343,6. | |
Темп-ра, ?С. | 63,95. | 23,69. | 7,87. | 2,91. | 1,28. | 0,45. |
По результатам расчета нагрева и охлаждения двигателя строим график рис. 3.
Рис. 3 — График изменения температуры электродвигателя
Анализируя график на рис. 3, делаем вывод, что электродвигатель не превышает допустимой величины температуры (фдоп = 100?С) в процессе работы, следовательно, двигатель проходит допуск по нагреву.
2.4 Проверка выбранного двигателя на нагрев методом эквивалентных величин
По паспортным данным двигателя строим нагрузочную диаграмму при пуске.
По заданию пуск осуществляют с постоянным моментом сопротивления, равным 0,3 МН. Момент инерции рабочей машины равен 2Jд.
Каждая точка механической характеристики имеет две координаты: угловая скорость щ и момент, развиваемый электродвигателем, М.
Точка 1: координаты — що, М0=0.
(24).
где що — угловая синхронная скорость, рад/с;
n0 — синхронная скорость, об/мин (таблица № 1).
Точка 2: координаты — щН, МН
(25).
(26).
где щН — угловая номинальная скорость, рад/с;
SН = (n0 — n)/n0 — номинальное скольжение;
МН — номинальный момент, Н•м;
РН — номинальная мощность двигателя, Вт (таблица № 1).
Точка 3: координаты — щК, МК
(27).
(28).
где щК — угловая скорость, соответствующая критическому моменту, рад/с;
SК — критическое скольжение (таблица 1);
МК — критический момент, Н•м;
mК — кратность критического момента (таблица № 1).
МК=2,2*72,08=158,58 Н•м щК=157*(1−0,195)=126,38 рад/с.
Точка 4: координаты — щМ, ММ.
(29).
(30).
где щМ — угловая скорость, соответствующая минимальному моменту, рад/с;
SМ — минимальное скольжение, SМ =0,85…0,87=0,86;
ММ — минимальный момент, Н•м;
mМ — кратность минимального момента (таблица № 1).
ММ=1,6*72,08=115,33.
щМ=157*(1−0,86)=22 рад/c.
Точка 5: координаты — щП=0, МП.
(31).
где МП — пусковой момент, Н•м; mП — кратность пускового момента (таблица № 1). Электромеханическая характеристика.
Точка 1: имеет координаты — щ0, I0.
(32).
(33).
(34).
Где.
Iо — ток на холостом ходу, А;
IН — номинальный ток, А;
UН = 380 — номинальное напряжение, В;
зН — КПД при номинальной скорости (таблица № 1);
cosцН — коэффициент мощности при номинальной скорости (таблица № 1).
Значение скоростей щ0, щН, щК берём из предыдущих расчётов механической характеристики электродвигателя по пяти точкам.
.
3. Точка 2: имеет координаты — щН, IН (формула 33).
щН = 152,6 рад/с.
IН = 22,21, А.
Точка 3: имеет координаты — щК, IК.
(35).
(36).
где IП — пусковой ток, А; IК -ток при критическом моменте, А;
iП — кратность пускового тока (таблица № 1).
Точка 4: имеет координаты — щП=0, IП=44,42 (формула 36).
По этим данным во втором квадранте системы координат, строим механическую М (щ), электромеханическую I (щ) характеристики электродвигателя и механическую характеристику рабочей машины МC(щ) и определить установившуюся скорость щу (точку пересечения механических характеристик электродвигателя и рабочей машины) (рис. 4).
Отрезок оси от 0 до щу делим на 6 отрезков 0−1; 1−2; 2−3 и т. д. Через точки 1, 2, 3 и т. д. проводим прямые, параллельные оси моментов и времени. Для каждой скорости щ1, щ2, щ3 … по графикам М (щ) определяем значения моментов двигателя МП, M11, М12… и вносим их в таблицу 4.
Рассчитаем динамический момент системы МДИНi = Мi — МС для каждого i значения скорости. Допустим для щ2: М42 = М12 — МС = М12 — 0,3 МН. По данным расчетов построим график МДИНi(щ). Операция определения МДИН часто выполняется графическим способом. Так, на рисунке для каждого значения скорости, допустим щ3 замеряется отрезок 3−13, равный моменту двигателя М13 из него вычитается отрезок 3−23 момента МC. Динамический момент на скорости щ3 равен М43. Отрезки 3−23 и 43−13 равны.
Обратим внимание. При определении динамического момента очень часто в расчеты могут не попасть MМ и МK, поэтому необходимо специально проверить и достроить динамические моменты при щK и щМ графическим способом.
Меняющийся динамический момент системы на каждом участке скорости заменяем постоянным — средним. Например, на участке 4−5 переменный динамически момент между точками 44 и 45 заменяем постоянным МДИН. СР4. Правило замены — косоугольная трапеция, образованная точками 4−44−45−5 заменяется равной ей по площади прямоугольной. Обычно площади этих четырехугольников не определяют, а сравнивают между собой площади отсекаемых треугольников или других сложных фигур (заштрихованных в данном случае). Если рассматриваемый участок близок к прямой линии, как например 42−43, то МДИН. СР = 0,5(М43+ М42). Результаты расчетов заносим в таблицу.
Некоторые пояснения к этой таблице. Значения приращения скорости во второй строке определяем, как разность между двумя соседними участками скорости щi и щi-1. Например, если i = 2, то? щ2 =щ2 — щ1.
Время изменения скорости двигателя на Дщ:
Суммарный момент инерции.
JУ = JДВ + JРМ = JДВ + 2 JДВ = 3 JДВ.(37).
JУ = 3*0,04 = 0,12, кг*м2.
Дt1= 0,12*25/211 = 0,014, с.
Дt2= 0,12*26/224 = 0,014, с.
Дt3= 0,12*25/275 = 0,011, с.
Дt4= 0,12*25/334 = 0,009, с.
Дt5= 0,12*26/392 = 0,008, с.
Дt6= 0,12*29/295 = 0,012, с.
Суммарное время разгона электродвигателя определяем по формуле:
tП = 0,014+0,014+0,011+0,009+0,008+0,012 = 0,068, с.
В результате расчетов и заполнения таблицы 4 получаем все необходимые данные для построения нагрузочных диаграмм в первом квадранте.
Кривая зависимостей скорости от времени щ (t) строится по данным 1 и 9 строчек, I (t) — по данным 8 и 9 строчек.
Таблица 4 — Результаты расчетов нагрузочных диаграмм при пуске двигателя и рабочей машины.
Точка i. | |||||||||
скорость щi. | рад/с. | щ1=25. | щ2=51. | щ3=76. | щ4=101. | щ5=127. | щ6=156. | ||
? щi. | рад/с. | ? щ1=25. | ? щ2=26. | ? щ3=25. | ? щ4=25. | ? щ5=26. | ? щ6=29. | ||
Мi. | Нм. | MП=292,5 п. | М11=260,5. | М12=304. | М13=363. | М14=423. | М15=480,5. | М16=58,5. | |
МCi. | Нм. | МТР=58,5 тр | М21=58,5. | М22=58,5. | М23=58,5. | М24=58,5. | М25=58,5. | М26=58,5. | |
МДИН.i. | Нм. | МНО=234 но. | М41=55,12. | М42=202. | М43=245,5. | М44=304,5. | М45=364,5. | М46=0. | |
МДИН.СР. | Нм. | М90=211. | М91=224. | М92=275. | М93=334. | М94=392. | М95=295. | ||
?ti. | с. | ? t1=0,014. | ? t2=0,014. | ? t3=0,011. | ? t4=0,009. | ? t5=0,008. | ? t6=0,012. | ||
IiI. | А. | IП=366 п. | I31=345. | I32=334. | I33=320. | I34=304. | I35=283. | I36=30. | |
ti. | с. | t1=0,082. | t2=0,162. | t3=0,225. | t4=0,277. | t5=0,323. | t6=0,391. |
Эквивалентный ток за время пуска:
(39).
IСР — среднее значение тока двигателя на интервалах времени.
Дt1…Дt6.
IСР1 = 0,5(366+345) = 356, А.
IСР2 = 0,5(345+334) = 340, А.
IСР3 = 0,5(334+320) = 327, А.
IСР4 = 0,5(320+304) = 312, А.
IСР5 = 0,5(304+283) = 294, А.
IСР6 = 0,5(283+30) = 157, А.
Нагрузочная диаграмма двигателя за время работы.
Ток двигателя по интервалам:
.
Величины з и cosц определяем из пункта 3.2.
I1 = 27,18, А.
I2 = 16,06, А. электродвигатель эквивалентный схема расцепитель.
I3 = 24,09 А.
I4 = 20,07 А.
Рис. 5 Нагрузочная диаграмма электродвигателя
Эквивалентный ток двигателя за время работы:
(41).
Переведем все значения времени t в секунды:
t1 = 10· 60 = 600, с.
t2 = 8· 60 = 480, с.
t3 = 12· 60 = 720, с.
t4 = 2· 60 = 120, с.
IЭР = = 56, А.
Коэффициент механической перегрузки:
(42).
КМ = = 1,48.
Проверяем на нагрев:
(43).
- 1,48· 56,3? 56
- 83,3? 56 — ВЕРНО!
Так как условие (43) выполняется, то расчёт выполнен верно. В противном случае мощность двигателя увеличивается на ступень и расчёт повторяется.
4. Электрическая схема управления
Автоматический выключатель выбирается по условиям:
- 1)UНОМ? UСЕТИ НОМ
- 2) IНОМ? IН ДВ
Пользуемся приложением В.
Так как по условию необходимо выбрать автоматический выключатель с электромагнитной, тепловой отсечками и с номинальным током максимальных расцепителей тепловой защиты и электромагнитной отсечки IНР (выбираются наименьшими близкими к номинальному току двигателя).
IНР? IН ДВ (44).
63? 56,3, то нам подходит автоматический выключатель АЕ 20 Х1Х2ХзХ4Х5Х6, где Х1 — номинальный ток (4 — 63, а); Х2 — число полюсов в комбинации с расцепителем тока (6 — 3 полюса с электромагнитным и тепловым расцепителем); Х3 — наличие буквы М — выключатели модернизированные; Х4 — наличие буквы П — с повышенной коммутационной способностью; Х5 — наличие свободных контактов: 1 — 0, 2 — один замыкающий, 3 — один размыкающий, 4 — замыкающий + размыкающий; Х6 — дополнительные расцепители: О — без дополнительных расцепителей, 2- независимый расцепитель, то есть АЕ2046М и АЕ2046МП.
Проверка установки тепловой защиты. Ток срабатывания защиты двигателя от перегрузки.
IСР = КТ IНР, А, (45).
где КТ — кратность срабатывания теплового расцепителя тока.
IСР = 1,25· 63 = 79, А.
Проверка электромагнитной отсечки. Ток установки электромагнитного расцепителя.
IЭМ? К IНР, А, (46).
где К — коэффициент кратности тока установки электромагнитного расцепителя.
IЭМ? 12· 63, IЭМ? 756, А.
Выбранные токи установки необходимо проверить.
Электромагнитный расцепитель не должен срабатывать во время пуска двигателя:
IЭМ (1 — ДI)? IН ДВ iП КОТКЛ, (47).
где ДI = 0,15 — относительная погрешность тока срабатывания электромагнитного расцепителя;
iП — кратность пускового тока;
КОТКЛ = 1,1…1,2 = 1,2 — коэффициент учитывающий колебания тока двигателя.
- 756(1 — 0,15)? 56,3· 6,5·1,2
- 643? 439 — ВЕРНО!
Расход электроэнергии за время выполнения работы:
(48).
А = =.
= = 1015/60 кВт =17 кВт.
- 1. Кондратенков Н. И., Грачёв Г. М., Антони В. И. Курсовое проектирование по электроприводу в сельском хозяйстве. Учебное пособие. — Челябинск: ЧГАУ, 2002, 236 с.
- 2. Епифанов А. П., Гущинский А. Г., Малайчук Л. М. Электропривод в сельском хозяйстве. М.: Лань, 2010, 224 с.
- 3. Шичков Л. П. Электрический привод. М.: Колос, 2006, 279 с.
- 4. Фролов Ю. М., Шелякин В. П. Основы электрического привода. М.: Колос, 2007, 252 с.
- 5. Чиликин М. Г., Сандлер А. С. Общий курс электропривода. М.: Энергоиздат, 1981, 576 с.
- 6. Кацман М. М. Электрический привод. М.: Издательский центр «Академия», 2005, 384 с.