Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Лидерство в рабочей группе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации… Читать ещё >

Введение. Лидерство в рабочей группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При характеристике динамических процессов в малых группах возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой?

Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, но психологически описывают субъекта этой интеграции. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». (В русском и немецком языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях, что оправдывает смешение этих понятий в традиционной социальной психологии). лидер влияние личность коллектив В отечественной социально-психологической литературе определены различия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б. Д. Парыгин называет следующие пункты различий лидера и руководителя:

  • 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
  • 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений,
  • 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается,
  • 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время, как руководство — явление более стабильное;
  • 5) руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
  • 6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время, как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
  • 7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, сфера действия руководителя шире, поскольку она представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Первоначально лидер трактовался как такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера — значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться.

Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя.

Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой