Организация бухгалтерского учета
На каждом счете бухгалтерского учета отражается информация как об увеличении соответствующего актива или пассива, так и об уменьшении. В связи с этим каждый счет делится на две части: левая часть называется «дебет», а правая -«кредит». Каждая хозяйственная операция отражается либо по дебету, либо по кредиту счета. Поэтому как по дебиту, так и по кредиту у каждогосчета может быть как одна, так… Читать ещё >
Организация бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Специальность бухгалтера — одна из наиболее востребованных на сегодняшний день профессий в сфере экономики и финансов. В любой, даже самой небольшой компании, обязательно есть должность бухгалтера, поскольку этот специалист производит расчет окладов, начисление заработной платы сотрудникам, выполняет расчет налоговых отчислений, себестоимости продукции, проводит счета от поставщиков и субподрядчиков.
Несмотря на то, что на каждом счете бухгалтерского учета отражается информация о разных объектах учета, структура счетов практически одинакова. Некоторые отличия имеются лишь в правилах отражения данных по тому или иному счету (в зависимости от того, что учитывается на данном счете — активы субъекта либо его пассивы).
На каждом счете бухгалтерского учета отражается информация как об увеличении соответствующего актива или пассива, так и об уменьшении. В связи с этим каждый счет делится на две части: левая часть называется «дебет», а правая -«кредит». Каждая хозяйственная операция отражается либо по дебету, либо по кредиту счета. Поэтому как по дебиту, так и по кредиту у каждогосчета может быть как одна, так и несколько записей.
Итоговая сумма всех операций по дебиту либо по кредиту счета называется «оборот» (соответственно- «дебетовый оборот» или «кредитовый оборот», либо- «оборот по дебиту и «оборот по кредиту»). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами счета называется «сальдо по счету». Сальдо по счету может быть дебетовым или кредитовым — в зависимости от того, какой оборот больше; кроме этого по некоторым счетам может выводиться сальдо, как по дебиту, так и по кредиту. Сальдо по счету на начало отчетного периода называется «начальное сальдо», а сальдо на конец отчетного периода — «конечное сальдо».
Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. На активных счетах увеличение оборота показывается по дебиту, а уменьшение по кредиту, при этом сальдо может быть только дебитовым; на пассивных счетах наоборот.
Чтобы рассчитать конечное сальдо по активному счету, нужно к начальному сальдо прибавить сумму дебетового оборота на отчетный период и вычесть сумму кредитового оборота за этот же период. Чтобы рассчитать конечное сальдо по пассивному счету, нужно к его начальному сальдо прибавить сумму кредитового оборота и вычесть сумму дебетового оборота.
Если на конец отчетного периода сальдо по счету отсутствует (т.е. является нулевым), то этот счет по итогам отчетного периода называется закрытым.
По окончании отчетного периода сальдо по всем счетам бухгалтерского учета переносятся в отчет о финансовом положении, причем сальдо по активным счетам отражаются в активе, а сальдо по пассивным счетам — в пассиве; сальдо по активно-пассивным счетам могут отражается как в активе, так и в пассиве отчета о финансовом положении. Итоговые суммы актива и пассива обязательно должны совпадать.
Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя организации. Прием и сдача дел при назначении и освобождении от занимаемой должности главного бухгалтера оформляются актом, который составляется после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности по организации в целом и ее структурным подразделениям.
Главный бухгалтер осуществляет непосредственное руководство деятельностью бухгалтерии и контролирует работу всех входящих в состав бухгалтерии структурных подразделений и работников.
На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бухгалтерским учетом в организации, подчиняется непосредственно руководителю организации.
Главный бухгалтер осуществляет следующие обязанности:
- 1. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации.
- 2. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности организации, необходимости обеспечения ее финансовой устойчивости.
- 3. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризации, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.
- 4. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.
- 5. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
- 6. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.
- 7. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости организации.
- 8. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.
- 9. Исчисляет налоги, сборы и прочие платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Ведет аналитический учет по счету 68 «расчеты по налогам и сборам».
- 10. Рассчитывает размер арендной платы при сдаче имущества в аренду.
- 11. Руководит работниками бухгалтерии.
Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника бухгалтерии устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется:
- — нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности;
- — Уставом организации;
- — приказами, распоряжениями руководителя организации;
- — учетной политикой организации;
- — настоящим положением.
В состав бухгалтерии входят следующие структурные подразделения: финансовый сектор, бухгалтерия.
ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИИ
Наименование показателя. | Код строки. | Всего, человек. |
А. | Б. | |
Численность работников бухгалтерии: | ||
по штату. | ||
Фактически. | ||
из них имеют: | ||
высшее образование. | ||
среднее специальное образование. | ||
Из общего числа работников бухгалтерии: главных бухгалтеров: | ||
по штату. | ||
Фактически. | ||
из них имеют: | ||
высшее образование. | ||
среднее специальное образование. | ||
заместителей главных бухгалтеров: | ||
по штату. | ||
фактически. | ||
из них имеют: | ||
высшее образование. | ||
среднее специальное образование. | ||
Численность работников бухгалтерии, повысивших квалификацию: | ||
на семинарах по бухгалтерскому учету. | ||
на курсах по бухгалтерскому учету. |