Понятие и суть саморегулируемой организации арбитражных управляющих
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определены п. 3 ст. 50 ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями), некоторыми иными специализированными законами, в которые законодателю необходимо будет внести изменения с целью окончательного оформления статуса нового вида некоммерческой организации. СОАУ подлежат… Читать ещё >
Понятие и суть саморегулируемой организации арбитражных управляющих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Центральное место среди нормативных правовых актов, регулирующих конкурсные отношения в России, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», вступивший в силу 2 декабря того же года (далее — Закон 2002 г.). Он в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) либо для объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Одним из существенных новшеств Закона является введение нового субъекта конкурсных отношений — саморегулируемой организации арбитражных управляющих (ст. 2, 21 и 22), которая создается в форме некоммерческой организации, основывается на членстве и должна быть включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Предполагается, что создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее — СОАУ) как инструмента контроля позволит значительно повысить качество деятельности арбитражных управляющих.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций определены п. 3 ст. 50 ГК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями), некоторыми иными специализированными законами, в которые законодателю необходимо будет внести изменения с целью окончательного оформления статуса нового вида некоммерческой организации. СОАУ подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (с последующими изменениями).
Некоммерческая организация может быть включена в единый государственный реестр СОАУ при совокупности следующих условий:
- 1) соответствие не менее чем ста ее членов — арбитражных управляющих — требованиям, установленным п. 1 ст. 20 Закона 2002 г., а именно:
- · регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- · наличие высшего образования;
- · наличие стажа руководящей работы не менее двух лет в совокупности (в соответствии с п. 4 ст. 231 в течение года со дня вступления Закона в силу в качестве стажа руководящей работы, достаточного для назначения арбитражным управляющим, учитывается также стаж по исполнению обязанностей арбитражного управляющего сроком не менее года, за исключением стажа по исполнению таких обязанностей в отношении отсутствующего должника);
- · сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (см. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 «Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих»);
- · прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
- · отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а равно за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- 2) участие членов саморегулируемой организации не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр СОАУ, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
- 3) наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов, в размере не менее 50 тыс. руб. на каждого члена СОАУ.
Некоммерческая организация, соответствующая перечисленным условиям, подлежит включению в единый государственный реестр СОАУ в течение семи дней с даты представления в регулирующий орган, определяемый Правительством РФ, следующих документов:
- · заявления о включении в единый государственный реестр СОАУ;
- · надлежащим образом заверенных копий учредительных документов;
- · надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации;
- · заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств о государственной регистрации всех ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей;
- · заверенных некоммерческой организацией копий дипломов о высшем образовании всех ее членов;
- · заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих сдачу теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
- · заверенных некоммерческой организацией копий трудовых книжек или иных документов, подтверждающих наличие установленного стажа руководящей работы всех ее членов;
- · заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств или иных документов, подтверждающих прохождение каждым ее членом стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- · заверенных некоммерческой организацией копий справок об отсутствии судимости у всех ее членов.
Регулирующий орган обязан в течение трех дней с даты включения некоммерческой организации в единый государственный реестр СОАУ уведомить ее об этом в письменной форме или представить мотивированный отказ по следующим основаниям:
некоммерческая организация не соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных п. 2 ст. 21 Закона 2002 г.;
представлены не все документы, указанные в п. 5 ст. 21 Закона 2002 г. (в соответствии с п. 4 ст. 231 в течение года со дня вступления Закона в силу документы, перечисленные в абз. 7 и 9 п. 5 ст. 21, могут не предъявляться).
На основании заявления регулирующего органа в случае нарушения требований, установленных п. 2 ст. 21 Закона 2002 г., или неоднократного нарушения других положений этого Закона СОАУ исключается арбитражным судом из единого государственного реестра СОАУ.
Если СОАУ самостоятельно и добровольно объявляет о возникшем ее несоответствии какому-либо из перечисленных требований (например, уменьшение численности членов), такая организация не может быть исключена из единого государственного реестра СОАУ в течение двух месяцев с момента возникновения такого несоответствия. За этот срок она должна привести свою деятельность в соответствие с требованиями Закона.
Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) от 21 ноября 2002 г. N 150-р было утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра СОАУ. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» названное Временное положение признано утратившим силу на основании распоряжения ФСФО России от 12 мая 2003 г. N 7-р.
В СОАУ кроме исполнительных органов (юридического отдела, бухгалтерии и т. д.) образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее семи человек. В его компетенцию входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов СОАУ в качестве арбитражных управляющих.
Не более 25% членов постоянно действующего коллегиального органа управления СОАУ должны составлять лица, не являющиеся ее членами. В состав органов управления СОАУ не могут входить государственные и муниципальные служащие.
Для обеспечения своей деятельности СОАУ формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по:
- · рассмотрению дел о наложении на членов СОАУ мер ответственности;
- · отбору кандидатур для их представления арбитражным судам для утверждения в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве.
СОАУ осуществляет следующие функции:
- · обеспечение соблюдения членами организации законодательства Российской Федерации и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- · защита прав и законных интересов членов организации;
- · обеспечение информационной открытости деятельности арбитражных управляющих, процедур банкротства;
- · содействие повышению уровня профессиональной подготовки членов организации;
- · иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.