Особенности ассортиментной политике в розничной торговле
Специфические факторы — оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие других розничных магазинов в зоне… Читать ещё >
Особенности ассортиментной политике в розничной торговле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ассортиментная политика предприятия определяет товарные группы обеспечивающую его успешную работу.
На рынке определяются отношения между новыми товарами и товарами в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение базовых моделей и их подвигов и модификаций. Ассортиментная политика решает вопросы о происхождении товара и кем он произведён.
В торговых организациях постоянно растет ассортимент продукции и покупателям тяжело ориентироваться в этом, поэтому торговые организации постоянно должны создавать новую и разную ассортиментную политику.
Ассортимент — является одной из главных характеристик успешного развития торгового предприятия, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент продукции означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким — либо признакам. С такой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определённое сходство.
Показатели товарного ассортимента характеризуются широтой, количеством позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами с точки зрения потребителей, конечно использования, каналов распределения и цен. Рассмотрим показатели и их формулы расчета:
1. Показатель широты ассортимента — зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. Этот показатель является критерием конкурентно — способности торгового розничного предприятия.
Широта — (Ш) существует, как действительный показатель (Шд) так и базовый (Шб). Различия в том, что действительная широта — это в наличии, а базовая широта применяется для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) — выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
(1.1).
где, Шд — широта действительная, Шб — широта базовая, Кш — коэффициент широты.
2. Показатель устойчивости — наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Устойчивость — (У) позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шб):
(1.2).
где, У — устойчивый спрос на определённый товар, Шб — широта базовая, Ку — коэффициент устойчивости.
Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:
- · Для универсамов и гастронома — 0,90
- · Для универмагов — 0,80
- · Для магазинов обуви и одежды — 0,75
- · Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров — 0,85
Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается, комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.
2. Показатель полноты:
Полнота — (П) один из показателей ассортимента, удовлетворяющая одинаковые потребности. Показатель полноты бывает как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.
(1.3).
где, Пд — полнота действительная, Пб — полнота базовая, Кп — коэффициент полноты.
Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объёмов товарооборота.
Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.
3. Показатель новизны — от того, как часто происходит обновление ассортимента настолько удовлетворяют психологические социальные потребности.
Новизна — (Н) обновление ассортимента и удовлетворение изменившихся потребностей за счёт новых товаров.
(1.4).
где, Н — новизна товара, Шб — широта базовая, Кн — коэффициент новизны.
Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным. Так же обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, которая проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Причины, побуждающие изготовителя и продавца обновлять ассортимент, могут быть связаны с заменой старых и разработкой новых товаров — лучшего качества или не имеющих аналогов. Но необходимо учитывать, что обновление ассортимента иногда связано с риском, так как новый товар может не пользоваться спросом.
Отметим, что чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена.
В каждом торговой организации есть задачи ассортиментной политики, которые служат для:
- 1. Удовлетворение запросов потребителей;
- 2. Оптимизация финансовых результатов магазина, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
- 3. Завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара).
Так же на построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических. Рассмотрим их:
- · Экономические факторы — денежные доходы населения, розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров.
- · Социальные факторы — социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей.
- · Демографические факторы — изменение численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания.
- · Специфические факторы — оказывают разное значение на ассортиментную политику в каждом конкретном магазине, зависящих от типа и размера магазина, его специализации, технической оснащённости, условий товароснабжения (наличия стабильности источников, отдалённости, вида, поставщика), численности и состава обслуживаемого населения, транспортных условий, наличие других розничных магазинов в зоне деятельности данного магазина.
Проведение ассортиментной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и снятия товаров с продажи, иногда это просто необходимо. Фирмы изготовители и поставщики товаров постоянно обновляются номенклатуру своей продукции, стремясь получить всё новые и новые прибыли. Ассортимент же является частью стратегией и оружием в конкурентной борьбе это предполагает его непрерывное и динамическое изменение.
Ассортиментная политика магазина предполагает знание жизненных циклов производства и реализации товаров, без которого нельзя правильно управлять торговым ассортиментом.
Существует 3 стадии жизненного цикла товара:
- 1. На первой стадии внедрения производят самые ходовые и базовые модели, которые пользуются спросом покупателей;
- 2. К стадии зрелости выходит всевозможный ассортимент;
- 3. В стадии спада остаётся самый лучший и ходовой товар.
Ассортиментная политика выделяет набор изделий, находящихся одновременно на рынке, в разных жизненных циклах. Номенклатура товара находящегося в спаде жизненного цикла, но по степени новизны, гарантирует магазину относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибыли.
Особенностью ассортиментной политики является и ценообразование, которое воспринимается не экономическим, а порой психологическим восприятием цены покупателя. При этом устанавливаются:
- · Ценовые линии — где совокупность цен на одинаковый товар, будет розниться с качеством.
- · Цена «выше номинала» — характеризуется низкой ценой на основной товар и приложения к нему дополнительного товара;
- · Цена «с приманкой» — доступность цен массовому покупателю основного товара и повышенные цены на широкий круг дополнительных товаров к нему;
- · Цены на сопутствующие товары;
- · Цена на комплект (стоимость набора товара);
- · Цены на побочные продукты;
- · Психологические цены (например: цены которые заканчиваются на 9 или 99 рублей).
Производителю и продавцу важно знать, как потребитель осознает свои потребности и удовлетворение, каких из них он связывает с приобретением данного товара. Преимущество получает тот продукт, который обладает наиболее полным пакетом значимых для покупателя свойств.
Таким образом, можно сказать, что ассортиментная политика торгового предприятия — это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворении спроса потребителей с учётом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечении рентабельности всей деятельности.