Культура в современной России (1991-начало 21 в)
Победа культурного и политического консерватизма, попытка стабилизировать ситуацию на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. В этом случае: Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; По своей природе эта модель недолговечна и неминуемо ведет к новому кризису… Читать ещё >
Культура в современной России (1991-начало 21 в) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В связи с этим в современной России представляются возможными три модели развития многонациональной культуры:
победа культурного и политического консерватизма, попытка стабилизировать ситуацию на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. В этом случае:
происходит возврат к огосударствлению культуры,.
осуществляется автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества,.
ограничивается иностранное влияние на культуру,.
отечественная художественная классика остается предметом культа, а эстетические новации вызывают подозрение.
По своей природе эта модель недолговечна и неминуемо ведет к новому кризису, но в условиях России она может просуществовать достаточно долго;
интеграция России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам. При утверждении данной модели:
происходит «макдонализация» отечественной культуры,.
стабилизируется культурная жизнь общества на основе коммерческой саморегуляции.
Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества;
интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Для реализации этой модели необходимо в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии, всемерно поощрять включение творческих работников во всемирные сети художественного производства и коммуникации. Именно эта модель заслуживает решительной поддержки, ибо ориентирована на культуру, которая должна активно влиять и на политику, и на экономику, и на духовную жизнь.
Таким образом, культура России новейшего времени — сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой — оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.