Заключение.
Великая Смута (Россия в конце XVI века)
Смутное время — есть экономический, социальный кризис, кризис власти, который в условиях иноземной интервенции вырос до масштабов общенациональной катастрофы. Двоевластие (Лжедмитрий II и Боярский царь Василий Шуйский) 1606−1610 гг. По характеру внешнего вмешательства. Боярские цари и самозванцы 1598−1610 гг. Семибоярщина и оккупация 1610−1613 гг. Самозванец (Лжедмитрий I) 1605−1606 гг. Романов… Читать ещё >
Заключение. Великая Смута (Россия в конце XVI века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Смутное время — есть экономический, социальный кризис, кризис власти, который в условиях иноземной интервенции вырос до масштабов общенациональной катастрофы.
Периодизация:
По правителям:
- · (Борис Годунов) 1598−1605 гг.
- · Самозванец (Лжедмитрий I) 1605−1606 гг.
- · Двоевластие (Лжедмитрий II и Боярский царь Василий Шуйский) 1606−1610 гг.
- · Семибоярщина 1610−1613 гг.
- · Романов (Михаил Романов) 1613−1645 гг.
По характеру внешнего вмешательства
- · Скрытый этап 1598(1604)-1609 гг.
- · Прямое вторжение 1609−1618 гг.
По характеру власти
- · Боярские цари и самозванцы 1598−1610 гг.
- · Семибоярщина и оккупация 1610−1613 гг.
- · «Народный царь» 1613−1618 гг.
Изучение Смутного времени в России имеет давнюю традицию. На различных этапах развития науки исследовались отдельные сюжеты, социальные движения, экономические противоречия эпохи. Выбор предмет исторического исследования зависел от метода исследования. Историки, которые разделяли точку зрения Карла Маркса на развитие истории, основное внимание уделяли экономическим и социальным процессам в период Смуты. Историки начала века, соглашаясь с видным русским юристом, последователем Гегеля Б. Н. Чичериным, считали, что главное в русской Смуте — кризис и обновление «государственного организма». Поэтому основное внимание в своих исследованиях они уделяли изучению государственного строя России названного периода, судьбе и экономическому положению того сословия, которое его поддерживало и укрепляло — дворянству. Однако обобщающей работы о Смутном времени до настоящего времени не существует. Для того чтобы попытаться дать всестороннее определение содержанию понятия Смутное время следует проанализировать выводы ведущих ученых-исследователей дореволюционного и современного периода, свидетельства современников.
Бесспорно, Смута обострила патриотическое осознание самостоятельной исторической судьбы России всеми сословиями. Даже в запредельные периоды социального хаоса и политического развала естественно возникшая тяга к восстановлению государственной самостоятельности и единства оказалась сильнее тенденций к распаду общества во всех сословиях, во всех регионах страны. Правда, и цена за это была уплачена великая. Потенциальный раскол общества окончание гражданской войны с повестки дня окончательно не сняло — социальные потрясения XVII в. свидетельствуют об этом недвусмысленно. Преодоление последствий Смуты в экономике, внутреннем развитии, внешней политике, в прогрессе цивилизации заняло жизни двух-трех поколений. Очень важно то, что в социальном разрезе вектор эволюции стал определенно более крепостническим, хотя понадобилось столетие, чтобы процесс закрепощения достиг логического и юридического завершения. В культурно-цивилизационном плане резко усилилась замкнутость страны, хотя ориентация на изоляционизм не стала в обществе абсолютно главенствующей. И здесь переход в новое качество произошел спустя столетие. Наверное, можно сказать и так: на протяжении века Россия преодолевала последствия Смуты с тем, чтобы разродиться в начале XVIII в. реформами Петра Великого.
Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства.