Экологический аудит как экономикоправовой механизм экологического управления и менеджмента
В числе первых известны экологические аудиты, проведенные на предприятиях Кемеровской и Томской областей. Так, в Кемеровской области в период 1994—1997 гг. был осуществлен экологический аудит Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургического комбинатов, цементного завода, а также угольных котельных шахт «Абашевская» и «Зыряновская», Западно-Сибирской ТЭЦ, Новокузнецкого хладокомбината… Читать ещё >
Экологический аудит как экономикоправовой механизм экологического управления и менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
История становления и содержание экологического аудита
Экологический аудит (экоаудит) является одним из наиболее известных и широко применяемых в мире и России инструментов экологического менеджмента. Он может пониматься по-разному: как элемент экологического менеджмента, как экономико-правовой механизм экологического управления, как вид предпринимательской деятельности.
Рассмотрим историю становления экоаудита, его понятие и содержание.
История становления экоаудита.
Понятие аудита сформировалось в Великобритании в середине XIX в. (законом 1862 г. предписывалась проверка счетов компаний специалистами). Аудит (от англ, audit) означает проверку, ревизию бухгалтерских книг, документов и отчетности. Аудирование (от англ, auditing) означает проверку счетов. Аудиторское дело активно развивалось в западных странах, активизируясь с усилением финансовых рисков (в периоды экономических кризисов и т. п.).
Когда во второй половине XX в. пошел процесс экологизации общественного сознания, по миру прокатилась волна экологических катастроф с серьезными негативными финансовыми последствиями для компаний-виновников, произошло ужесточение требований со стороны государств в отношении экологической безопасности производства и юридической ответственности за экологический ущерб, компании государств Европы, Канады и в особенности США положили начало добровольным комплексным проверкам своей деятельности на предмет соблюдения экологических норм и требований.
Название этой деятельности было дано по аналогии с обычным финансовым аудитом, поскольку она базировалась на принципах финансового аудита. В частности, подлинность полученных результатов подтверждалась проверкой, осуществляемой независимой лицензированной организацией[1]. Термин «экологический аудит» означает собственно процесс проверки, а «экологическое аудирование» относится к виду деятельности в целом.
Экологический аудит отвечал потребностям, в первую очередь, самих проверяемых предприятий, помогая оценивать экологические риски и управлять ими, предотвращать нештатные ситуации и аварии. Методология экоаудита в разных странах несколько отличалась в зависимости от установок в соответствии с экологическим законодательством стран, от профиля проверяемых организаций (военные, гражданские).
Постепенно выделилось несколько основных направлений экоаудита: аудит соответствия экологическому законодательству, аудит деятельности (на предмет ее достижения поставленным целям и задачам), аудит системы производственного экологического менеджмента, аудит в одной из узких природоохранных сфер (например по проблеме отходов, контролю загрязнения одной из природных сред, энергосбережению). Благодаря вовлечению в оценку аспектов безопасности производимой продукции, охраны труда и борьбы с профессиональными заболеваниями, появился термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды» (health, safety and environment audit), который может рассматриваться как смежный с экоаудитом вид деятельности.
Мотивы проведения экоаудита также стали различаться. В ряде случаев аудиты выполнялись не только для получения информации по экоаспектам с последующими разработкой и внедрением природоохранных мероприятий, но и для реализации внешних преимуществ — для демонстрации открытости компании, заинтересованности в развитии экологической деятельности и построения конструктивного диалога с заинтересованными сторонами. Для многих компаний необходимость проведения экоаудита возникла в связи с намерением получить кредит. Дело в том, что к концу 80-х — началу 90-х гг. XX в. многие коммерческие банки развитых стран стали использовать экоаудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими коммерческих структур в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Крупные западные пенсионные фонды для защиты интересов владельцев своих акций также проводили экоаудит перед принятием решения об инвестировании.
Ключевыми вехами развития экоаудита в этот период явились следующие.
- • После крупных аварий на химических предприятиях в Великобритании (1974) и Италии (1976) в 1982 г. была принята директива ЕЭС об экологическом аудировании.
- • В 1984 г. Национальное агентство по охране окружающей среды США (ЕРА) разработало концепцию аудирования для федеральных агентств. К 1987 г. около 40 из них имели свои программы экоаудита. Экоаудиты на своих объектах провели Министерство обороны США, Министерство энергетики США, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и др. Протоколы аудирования предоставлялись по запросу общественности.
- • В 1989 г. Международная торговая палата (МТП, ICC) разработала Рекомендации по проведению экоаудита. МТП предлагала использовать экоаудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компании нормам экологического законодательства.
- • В 1993 г. появилась Европейская схема экологического менеджмента и аудита (ЕМAS).
- • В 1996 г. были выпущены три международных стандарта ISO серии 14 010, посвященных экологическому аудиту, благодаря чему процедура экоаудита нашла применение в ряде стран с переходной и развивающейся экономикой, в том числе в России.
Евросоюз (в рамках EMAS) и ряд стран (США, Бельгия, Индонезия, Норвегия, Ямайка, Боливия, Франция), а также международные финансовые корпорации стали проводить экоаудит с целью оказания помощи деловым кругам в экологически ориентированном управлении, снижения рисков финансового рынка, повышения конкурентоспособности на мировом рынке, усиления природоохранной деятельности, привлечения частного капитала в промышленность и энергетику, проверки безопасности производства и оказания помощи по ее обеспечению, определения характера и масштабов экологических проблем. Таким образом за короткий срок экоаудит превратился из рутинного механизма контроля за соблюдением природоохранного законодательства в финансово-экономический и правовой инструмент стимулирования природоохранной деятельности предприятий с целью повышения его инвестиционной привлекательности и укрепления финансовой стабильности[2].
В Российской Федерации с развитием экоаудита сложилась специфическая ситуация. С одной стороны, со второй половины 90-х гг. XX в. действуют организации, осуществляющие подготовку аудиторов;
экологов1, имеется обширная практика экоаудиторской деятельности, что позволяет совершенствовать формы ее организации и методологию проведения экоаудита. С другой стороны, до сих пор ни один правовой акт федерального уровня (за исключением ФЗ «Об охране окружающей среды») не содержит какой-либо нормы об экоаудите, равно как об экоаудиторской деятельности как об отдельном виде аудиторской деятельности, не определен координирующий ее федеральный орган исполнительной власти[3][4] (подробнее о проблемах нормативной базы экоаудита в Российской Федерации см. ниже).
Характеризуя практику экоаудиторской деятельности в России в последние десятилетия, отметим, что зачастую экоаудиты проводятся предприятиями, заинтересованными в отношениях с зарубежными партнерами, а также в получении кредитов от крупных международных банков. Первое время экоаудиты выполнялись иностранными специалистами либо обученными ими российскими специалистами. С конца 90-х гг. XX в. началась подготовка экоаудиторов российскими обучающими центрами.
В числе первых известны экологические аудиты, проведенные на предприятиях Кемеровской и Томской областей. Так, в Кемеровской области в период 1994—1997 гг. был осуществлен экологический аудит Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургического комбинатов, цементного завода, а также угольных котельных шахт «Абашевская» и «Зыряновская», Западно-Сибирской ТЭЦ, Новокузнецкого хладокомбината и Новокузнецкой птицефабрики. В течение 1998—1999 гг. экологический аудит был проведен на котельной разреза «Кедровский» (под Кемерово) и на энергетических объектах городов юга Кузбасса — Междуреченска, Прокопьевска и др. В Томской области экоаудиты выполнены на следующих предприятиях: «Томский инструмент», ОАО «Томское пиво», ЗАО «Сибкабель»[5].
В Тюменской области работы по экологическому аудиту начались, прежде всего, на нефтегазодобывающих предприятиях с иностранным капиталом. Первым экологическим аудитом, выполненным тюменскими специалистами, в 2000 г. стал экоаудит для компании ООО СП «Геойлбент ЛТД», разрабатывающей Северо-Губкинское месторождение (исполнитель ЗАО «СибГео», ныне НАО «СибГео»), Кроме того, эта же компания провела экоаудиты в отношении ОАО «Нефтегазтехнология», ОАО «Арктикгаз», ЗАО «Уренгойл Инк». Опыт экоаудитов имеет компания ООО «РАСТАМ-Экология» (до 2006 г. — «Порт-Аудит»), в частности, она провела экоаудит для ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз». Из числа крупных нефтяных компаний экоаудит проводился в ОАО «Газпром нефть» (ранее — ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз») и ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Большое внимание проведению экоаудита уделяется нефтегазовыми компаниями НК «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз», НК «Роснефть» в рамках внедрения систем экологического менеджмента1.
В целом экоаудит широко используется предприятиями ТЭК. В 2003—2004 гг. проведены экологические аудиты следующих дочерних организаций ОАО «АК „Транснефть“»: ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Северные МН», ОАО «Северо-Западные МН», ОАО «Верхневолжскнефтепровод», ОАО «Центрсибнефтепровод», ОАО «Транссибнефть», ОАО «Уралсибнефтепровод», ОАО «Сибнефтепровод», ОАО «Черномортранснефть», ОАО «Приволжскнефтепровод» (исполнитель — экоаудиторская организация ФГУП «Институт промышленного развития «Информэлектро»). Многочисленны примеры проведения экоаудита в дочерних компаниях ОАО «Газпром» и в энергокомпаниях, входящих в РАО «ЕЭС России».
Серьезные объемы внедрения экоаудита характерны для предприятий других (кроме добывающих энергоносители) добывающих отраслей, например, известен опыт ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (исполнитель — ООО «Грин Планет»)[6][7].
Активно проводят экологические аудиты предприятия ядерной энергетики. Так, в 2001—2004 гг. экоаудиты выполнены на следующих атомных станциях: Курской, Кольской, Белоярской, Ленинградской, Смоленской, Калининской, Балаковской, Нововоронежской, Волгодонской, Билибинской (исполнитель ООО «Аудит-Класс»),.
Часто объектом экоаудита становятся гидротехнические сооружения, например ООО «Спецморнефтепорт „Приморск“» (исполнитель — экоаудиторская организация «Аудиэкометалл АМ»), нефтепорт «Новороссийск», ОАО «Жигулевская ГЭС» (исполнитель — ООО «Центр энергоэффективности Единой энергетической системы России»), Саяно-Шушенская ГЭС, Зейско-Бурейская ГЭС.
Из числа производственных предприятий, в которых проведен экоаудит, назовем следующие примеры из разных регионов России:
• в Калужской области ЗАО «Плитспичпром»;
- • в Московской области «Опытное производство механической обработки КНИИМ», ООО «Инталия АСП», ООО «Корн и Ко»;
- • в Мурманской области «96 Авторемонтный завод Министерства обороны РФ» (Экоаудиторская организация «Эко-90»).
Сравнительно редки примеры экологического аудита, проведенного в отношении территории. Так, ООО «Аудит-Класс» выполнило работы для управы района «Красносельский» города Москвы; известен пример экоаудита территории равнинного Крыма1, экоаудита городской среды, предприятий и организаций Нижнекамска.
Немалую долю рынка экоаудиторских услуг составляют аудиты систем экологического менеджмента (и аудиты интегрированных систем менеджмента, включая СЭМ), которые могут рассматриваться как один из видов экоаудита или смежный с экоаудитом вид деятельности. Их число начиная с 1998 г. превышает тысячу. Многие сотни примеров ситуаций, возникающих во время таких аудитов, опубликованы В. А. Качаловым в нескольких учебных пособиях-практикумах[8][9].
Таким образом можно констатировать, что становление в России экоаудита как правового и финансово-экономического механизма охраны окружающей среды и защиты прав граждан на техногенно безопасный и экологически чистый мир состоялось, экоаудиторская деятельность как вид предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, утвердилась[10].
- [1] Основы экологического аудита: учеб, пособие для экологических аудиторов, системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий. М.: МНЭПУ, 2001.С. 11.
- [2] Серов Г. П. Экологический аудит. С. 14—15; Его же. Экологический аудит и экоа-удиторская деятельность. С. 21.
- [3] Обучено порядка 3000 аудиторов-экологов, оказывают экологические услугипорядка 2500 экологических организаций (Кожевников В. П. Обсуждаем новый текстзаконопроекта ФЗ «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельностии внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //Экологический вестник России. 2014. № 10. С. 51).
- [4] Серов Г. П. Состояние и направления совершенствования правового регулирования экоаудиторской деятельности на территории Российской Федерации // Бюллетень"Использование и охрана природных ресурсов в России". 2006. № 3. С. 121.
- [5] Экологический менеджмент и аудит в России, Беларуси и на Украине // Трудыэкспертного семинара, Москва, 3—4 апреля 2000 г. М., 2001. 135 с.
- [6] Солодовников А. Ю., Чистобаев А. И. Влияние нефтегазодобычи на социально-экологическую среду Обского Севера. СПб.: ВВМ, 2011. С. 236—240 с.
- [7] Кудрявцева О. В., Ледащева Т. Н., Пинаев В. Е. Особенности проведения экологического (HSE) аудита на предприятии в современных условиях: учеб, пособие. М.: Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. 112 с.
- [8] Позаченюк Е. А., Завальнюк И. В. Экологический аудит территорий (на примереравнинного Крыма). Симферополь, 2006.
- [9] См., напр., Качалов В. А. ИСО 9001, ИСО 14 001, OHSAS 18 001. Практикумпо аудиту. М.: ИздАт, 2008. 712 с.
- [10] Серов Г. П. Состояние и направления совершенствования правового регулирования экоаудиторской деятельности на территории Российской Федерации. С. 120.