Неоклассицизм.
Неоклассицизм
Одним из главных отличий неоклассицизма от классицизма является использование натурального камня, вместо отштукатуренных и окрашенных стен. Симметрия в композиции фасада сохраняется, но последовательность архитектурных элементов может быть нарушена. Появляется цокольный этаж, колонны могут быть подняты на уровень третьего и четвертого этажей. Для классицизма характерна функциональность элементов… Читать ещё >
Неоклассицизм. Неоклассицизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для неоклассицизма к. XIX — н. XX вв., который распространился в характере одного из вариантов воздействия на импрессионизм, характерно соединение определенных позднеакадемических течений с следованием принципу античного творчества; примечательно для этого времени также плотное соприкосновение неоклассицизма и стилистики «модерна». Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии. Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом.
Одним из главных отличий неоклассицизма от классицизма является использование натурального камня, вместо отштукатуренных и окрашенных стен. Симметрия в композиции фасада сохраняется, но последовательность архитектурных элементов может быть нарушена. Появляется цокольный этаж, колонны могут быть подняты на уровень третьего и четвертого этажей. Для классицизма характерна функциональность элементов постройки, в первую очередь каждый элемент имеет функцию, а потом уже используется как элемент декора здания. В неоклассицизме чаще используются декоративные элементы, например, если в классицизме колонны — это столбы, поддерживающие крышу фронтона, то в неоклассицизме чаще используют полуколонны и пилястры для украшения, создания образа, иллюзорного увеличения высоты здания. Классицизму характерны прямоугольные окна, редко лучковой формы, для неоклассицизма же окна могли иметь различную форму, как прямоугольную, так и овальную, круглую и т. д. В барельефе используется изображение человеческих фигур в «греческом духе», но появляются образы, не свойственные классической греческой архитектуре: маски, гирлянды цветов, сочетания греческих масок и изображений римских гениев Славы. Так что античность была только поводом, но не образцом для нового стиля.
Для Петербурга органичной была тенденция неоклассического стиля в духе стилизаций «Мира искусства», которую критик Г. Лукомский очень удачно назвал «тенденцией ретроспективного просветления». Это течение всячески поддерживали А. Бенуа, В. Курбатов. В. Курбатов отмечал, что «русским архитекторам принадлежит честь завершения последнего великого стиля, неоклассического, в двух его подразделениях — неогреческом (или Людовика XVI) и неоримском (или Ампир)». Наиболее яркими представителями «ретроспективного просветления» в Петербурге были: И. Фомин, В. Щуко, А. Таманян, И. Жолтовский, А. Гимпель, А. Клейн, М. Лялевич. Влияние классицизма ощущалось и в постройках архитекторов «северного модерна» Ф. Лидваля, А. Бубыря, Н. Васильева, М. Перетятковича. Этот своеобразный неоклассицизм был также назван «Петербургским Возрождением». Для Петербурга такое название имело особый смысл. После всех поисков в русле стилизаций и эклектики периода Историзма второй половины XIX столетия Неоклассицизм означал возвращение к первоисточникам петербургского стиля, выражение его причастности к общеевропейской культуре. Этот стиль всегда узнаваем по крайне измельченной и «сухой» прорисовке деталей. Неоклассицизм, таким образом, обнаруживал явную тенденцию вырождения, внутренней «усталости», потери творческого начала. Неоклассицизмом в России называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов».