Ислам о духовности и духовном совершенстве
В X—XI вв. еках на территории Центральной Азии получает распространение суфизм, мистическое учение в исламе. Суфизм провозглашал бескорыстную любовь к Богу. Его абсолюной, непреходящей красоте. По составу идей суфизм был крайне разнороден, таил в себе совершенно различные возможности — и элементы вольнодумства и компромисс с религией. К моменту окончательного формирования шариата действия были… Читать ещё >
Ислам о духовности и духовном совершенстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ислам возник в VII веке на территории Аравийского полуострова. Основателем его является Мухаммед, которому единый Бог ниспослал Коран — собрание «чтений», сведенных воедино после смерти Пророка. Коран несет благую весть о том, что люди при их сотворении были одарены неиспорченной природой и истинной религией, позволяющей им жить полной жизнью благодаря тесной сопричастности Богу в этом существовании и после него.
Каждый человек представляет собой укорененную в религии личность, сотворенную и одаренную фитрой, «здоровым сложением», которое действует как некое подобие внутренней душеводительной силы, направляющей человека на путь Бога.
Ислам является ортопраксической религией. Термин происходит от слов ортос (правый) и праксис (практика). Ислам придает большое значение закону и регулированию общественной жизни.
Жизнь мусульманской общины, Уммы, задается и регулируется шариатом, «путем», предписанным Богом и изложенным в Коране и Сунне. Но Писание и учение Мухаммеда сами по себе не могут быть применены без соблюдения определенной связности и метода. Их развитием занимались школы исламской юриспруденции (фикх), возникшей в первые три века ислама. Шариат включает такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские, бытовые и другие взаимоотношения.
Сначала все действия мусульман разделялись на два вида: запретное (харом) и одобренное (халол).
К моменту окончательного формирования шариата действия были разделены на пять категорий: фарз — действия, выполнение которых читалось обязательным; суннат — выполнение желательно; мухоб — добровольные действия; макрух — нежелательные действия; харом — строго запрещенные действия.
В X—XI вв.еках на территории Центральной Азии получает распространение суфизм, мистическое учение в исламе. Суфизм провозглашал бескорыстную любовь к Богу. Его абсолюной, непреходящей красоте. По составу идей суфизм был крайне разнороден, таил в себе совершенно различные возможности — и элементы вольнодумства и компромисс с религией.
Выдающимися представителями центральноазиатского суфизма являются Юсуф Хамадани, Замашхари, Ходжа Абдулах Гиждувани, Абу Али Мухаммад Ибн Хаким Термези, Ахмад Яссави, Нажмиддин Кубро, Баховуддин Накшбандри, Ходжа Ахрор. Суфизм оказал большое влияние на развитие художественной культуры Центральной Азии. Язык суфиев отличался образностью и символизмом, которые нашли благодатную почву в поэзии. Многие среднеазиатские поэты — Абдурахман Джами, Мир Алишер Навои, Бабарахим Машраб и др. — были сторонниками какого-либо направления в суфизме.
В годы советского тоталитаризма с религией, в том числе и с исламом, велась непримиримая борьба. Были репрессированы десятки тысяч священнослужителей ислама.
Ликвидированы тысячи мечетей и сотни медресе. Большая часть верующих не имела доступа к Корану. Подобная практика создавала предпосылки для религиозного фундаментализма и традиционализма. После обретения независимости начался процесс возвращения и восстановления религиозных ценностей и традиций. «Сам факт устойчивого, на протяжении тысячелетий существования религии, в том числе и ислама, свидетельствует о том, что она имеет глубокие корни в человеческой природе, выполняет целый ряд присущих ей функций.
Религия, являясь прежде всего сферой духовной жизни общества, группы, индивида, впитала в себя, отразила общечеловеческие нормы нравственности, превратила их в общеобязательные правила поведения, оказала существенное влияние на культуру, способствовала и способствует преодолению изолированности человека, его отчуждения от других людей". Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Т.:. с. 48−49.