Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы (научных, учебно-методических, методических публикаций, диссертационных работ, рабочей документации, информации Internet); метод опроса в виде анкетирования, интервью и бесед; педагогические наблюдения (непосредственные и опосредованные… Читать ещё >

Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возрастающей плотностью спортивных достижений, неизмеримо повышает требования к качеству подготовки спортсменов. В последние годы заметно усиливается внимание к вопросам оптимизации системы соревновательной деятельности для использования ее в качестве ориентира при построении различных структурных образований учебно-тренировочного процесса, в том числе и на этапе начального обучения.

В России и в мире дзюдо входит в число наиболее популярных видов спорта, которые привлекают к занятиям достаточно большое число детей и подростков. При этом их мотивация к занятиям дзюдо определяется внешними и внутренними факторами [1]. К ним относятся стремление к физическому совершенствованию, к самовыражению, сохранение спортивных традиций семьи и др. Кроме того, в структуре интереса необходимо выделить мотивы, характеризующие особенности дзюдо как вида спорта — зрелищность, отсутствие ударов, разнообразие и динамичность упражнений, красивая форма, сложившиеся ритуалы поединка и соревнований в целом.

Соревнования — это органическая часть собственно процесса тренировки, призванная приучать к состязательности в спорте, контролировать ход и оценивать результативность тренировочного процесса, а также решать иные организационно-педагогические задачи. При этом участие в соревнованиях любой направленности оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает новые знания и опыт. Не менее важным результатом соревновательной деятельности является изменение мотивационной сферы активных занятий спортом как опытных, так и начинающих спортсменов [2].

В структуре интереса к дзюдо у высококвалифицированных дзюдоистов ведущее место занимают волевой и эмоциональный компоненты, а у начинающих дзюдоистов преобладает эмоциональный компонент. Кроме того, определено, что сам факт занятий дзюдо является достаточным основанием для достижения высокого статусного положения в группе сверстников, что обусловливает значимость для начинающих борцов результатов соревновательных поединков [3].

Вместе с тем анализ нормативной части Учебной программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования детей (2003) показывает, что на всех этапах учебно-тренировочной работы по спортивной подготовке дзюдоистов (этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования) количество часов, отведенных на соревновательную подготовку, не превышает 5,4% от общего объема учебного времени. При этом на этапе первого года обучения в группах начальной подготовки на соревновательную деятельность отводится всего 2% учебных часов (6 часов при общем объеме 312 часов), что сокращает возможность формирования позитивной мотивации к занятиям активной спортивной подготовкой у дзюдоистов через организацию и проведение учебных соревнований.

Кроме того, существующая система организации соревнований в дзюдо представляет собой четко структурированную последовательность отбора наиболее сильного борца, при которой возможность участия в следующем поединке предоставляется только победителю предыдущего (олимпийская система, включающая основной этап и утешительный этап, в котором встречаются спортсмены, проигравшие полуфиналистам). А тот спортсмен, который не смог в силу еще не сложившихся технико-тактических навыков, достигнутого уровня физической и психологической подготовленности проявить себя в поединке, вынужден прекратить борьбу и перейти в разряд пассивного созерцателя. Если на спортсменов старшего возраста такая психо-эмоциональная ситуация может оказать стимулирующее воздействие, то на этапе начальной подготовки ее частое повторение может привести к разочарованию в занятиях данным видом либо спортом вообще.

Такая постановка организации соревновательной деятельности в учебных целях требует творческого переосмысления со стороны тренера-преподавателя с последующим моделированием учебных соревнований в целях повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в целом, исходя из цели и задач формирования мотива деятельности спортсменов, изменения как объема соревновательной нагрузки, так и ее обучающего содержания.

Следует отметить, что поиск новых методов организации учебной соревновательной деятельности в разных видах спорта в последнее время ведется достаточно активно. Однако в основном моделированием охватываются процессы тренировки спортсменов высокого уровня, а соревновательная деятельность в рамках учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки практически не затрагивается.

Это подтверждает актуальность проблемы нашего исследования и определяет его основную цель: разработку и обоснование организационной и содержательной моделей соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки, направленных на повышение уровней мотивации и владения навыками ведения поединка.

В качестве объекта исследования была определена соревновательная деятельность как компонент учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, а предметом исследования — процесс моделирования организационной и содержательной сторон соревновательной деятельности в структуре учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки.

В основу рабочей гипотезы исследования было положено предположение о том, что учебно-тренировочный процесс дзюдоистов на начальном этапе подготовки будет эффективнее, если будут смоделированы специальные условия для повышения собственной соревновательной подготовленности спортсменов, включающей мотивационный и технико-тактический факторы.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:

  • — выявить влияние соревновательной деятельности на эффективность учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки;
  • — определить специальные условия при организации учебных соревнований, влияющие на повышение собственной соревновательной подготовленности спортсменов и уровня;
  • — разработать организационную и содержательную модели соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки;
  • — экспериментально обосновать эффективность применения предложенных моделей на начальном этапе подготовки дзюдоистов в повышении у них мотивации к занятиям спортивной деятельностью и в формировании осознанного соревновательного поведения.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы (научных, учебно-методических, методических публикаций, диссертационных работ, рабочей документации, информации Internet); метод опроса в виде анкетирования, интервью и бесед; педагогические наблюдения (непосредственные и опосредованные) в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; оценка соревновательной деятельности (видеозапись, стенографирование и расшифровка соревновательных поединков); формирующий педагогический эксперимент; методы моделирования и математической обработки полученных результатов. Методологическими ориентирами послужили междисциплинарный, личностно-деятельностный, системно-структурный, ценностно-мотивационный, модельный подходы.

Исследование проводилось поэтапно в период с 2005 по 2009 годы в соответствии с поставленными задачами на базе Адыгейской республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по дзюдо, детско-юношеских спортивных школ (отделение дзюдо) Гиагинского и Шовгеновского районов Республики Адыгея. В исследовании приняли участие школьники, обучающиеся в группах начальной спортивной подготовки, родители детей, занимающихся дзюдо, тренеры-преподаватели.

Для определения направлений и уровня влияния результативности соревновательной деятельности на эффективность учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки нами был проведен опрос участников исследования, в ходе которого выявилось следующее. Активное участие начинающих дзюдоистов в соревнованиях усиливает их интерес к занятиям в спортивной секции (желание выступать на соревнованиях высказали 93% респондентов). Но при этом частое попадание в число проигравших ориентирует большинство детей на снижение интереса к занятиям: более 70% опрошенных выразили достаточную готовность оставить занятия в спортивной школе, так как возможность пробовать свои силы в соревновательном поединке (с участием зрителей и болельщиков) им предоставляется крайне редко, а проигрыш в первом же поединке делает участие в соревновательном процессе невозможным. Таким образом, одним из направлений повышения эффективности учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки должно стать создание специальных условий проведения соревнований, ориентированных на формирование соревновательного опыта, поддержку устойчивой мотивации к занятиям на основе достижения позитивного соревновательного результата, а в конечном итоге — на снижение отсева среди дзюдоистов.

Важность этого вопроса подтверждается обобщенными данными, согласно которым только в течение первого года спортивных занятий в среднем отсев в спортивных секциях достигает 80%, а также результатами опроса тренеров-преподавателей. Основными причинами отсева новичков в дзюдо тренеры-преподаватели выделяют снижение устойчивого интереса к виду спорта, опасение получения травм, нарушения в методике подготовки. Среди последних ими выделяются такие, как проведение занятий в разновозрастных группах, завышенные требования тренера-преподавателя или родителей к росту спортивного мастерства ребенка, недостаточная техническая и психологическая подготовленность к участию в соревнованиях начинающего спортсмена, зачастую приводящая к отрицательному соревновательному результату. К специальным условиям проведения учебных соревнований, на наш взгляд, наряду с другими можно отнести изменение олимпийской системы порядка организации поединков за счет включения дополнительного утешительного этапа для продолжения борьбы спортсменами, которые не одержали победы в двух официальных этапах. Формирование соревновательной сетки с третьим, дополнительным утешительным этапом представляет собой организационную модель учебных соревнований, в которой каждый участник имеет возможность провести не менее четырех поединков (в случае 16 участников соревнований одной весовой категории), то есть такое же количество, как и финалисты. При этом все участники соревнований в разной степени испытают ситуацию достижения успеха, и только один из участников не будет иметь в результате ни одной победы. Таблица возможных результатов соревновательных поединков, проводимых по олимпийской системе (место I) и по предлагаемой организационной модели (место II), выглядит следующим образом. Как показали результаты экспериментальной апробации, проведение в структуре учебно-тренировочного процесса учебных соревнований по разработанной нами модели позволяет сохранить достоверность выявления сильнейших спортсменов, присущую олимпийской системе отбора; накапливать соревновательный опыт перспективных, но еще недостаточно подготовленных борцов; формировать осознанное соревновательное поведение на начальном этапе подготовки дзюдоистов, а также в достаточной степени влиять на повышение у них мотивации к продолжению занятий спортом за счет их активного включения в результативную соревновательную деятельность.

Примечания

  • 1. Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. М.: Олма Медиа Групп, 2008. 216 с.
  • 2. Калмыков С. В., Сагалеев А. С., Дагбаев Б. В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 204 с.
  • 3. Чермит З. К. Формирование социально-психологической защищенности личности юных спортсменов (на примере дзюдо): дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 208 с.

соревнование тренировочный учебный дзюдоист Таблица.

№ участника.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

К.

П.

I этап.

II этап.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

Итоги I.

МЕСТО I.

5−6.

5−6.

7−8.

7−8.

б/м.

б/м.

б/м.

б/м.

б/м.

б/м.

б/м.

б/м.

III этап.

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

;

ИтогИ II.

МЕСТО II.

5−6.

5−6.

7−8.

7−8.

9−10.

9−10.

11−12.

11−12.

В таблице использованы сокращения: I этап — основной этап, II этап — утешительный этап, III этап — дополнительный утешительный этап; К — кол-во поединков, П — кол-во побед, б/м — без места. В строке «Место I» результаты по олимпийской системе, в строке «Место II» — результаты соревнований по разработанной модели).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой