Нормативное регулирование учета целевого финансирования и целевых поступлений
Таким образом, если хотя бы одно из условий не выполняется, то организация не имеет права принять к учету поступившие бюджетные средства. Однако в п. 12 ПБУ 13/2000 описывается порядок отражения в учете организации поступления бюджетных средств в случае, когда средства уже получены, а достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления средств, отсутствует. Пункты 5… Читать ещё >
Нормативное регулирование учета целевого финансирования и целевых поступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «целевое финансирование» распространяется на достаточно широкий спектр хозяйственных операций. Поэтому мы подробно рассмотрим, что именно включает в себя это понятие, как отражаются операции по поступлению и использованию целевых средств в бухгалтерском и налоговом учете.
В бухгалтерском учете нет конкретного определения целевого финансирования. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, всего лишь указано, что информация о движении средств, поступивших от других организаций и лиц, а также бюджетных средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, обобщается на счете 86 «Целевое финансирование» .
В свою очередь, в налоговом учете определены две группы целевых средств — целевые поступления и целевое финансирование (ст. 251 НК РФ). Различие этих понятий заключается в природе возникновения и целях дальнейшего использования средств.
В Налоговом кодексе РФ дано понятие целевого финансирования и приводится исчерпывающий перечень его видов.
Целевое финансирование — это поступления, полученные налогоплательщиком из бюджета, а также от других организаций (юридических лиц) и физических лиц, предоставленные для финансирования определенных целевых программ (работ) (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Налогоплательщиками в целях гл. 25 НК РФ являются российские и иностранные организации, обладающие гражданской правоспособностью, то есть имеющие статус юридического лица.
Необходимо отметить, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами.
К средствам целевого финансирования относятся:
- — средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- — гранты;
- — инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов (торгов), а также иностранные инвестиции;
- — средства дольщиков, полученные заказчиком согласно заключенным договорам с организацией-дольщиком в порядке долевого участия в строительстве объектов, в том числе жилья;
- — средства, полученные обществом взаимного страхования от организаций — членов общества;
- — средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда;
- — средства, полученные организациями, в состав которых входят особо радиационнои ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения их безопасности;
- — сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
- — средства, получаемые медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
- — страховые взносы банков в фонд страхования вкладов в соответствии с законодательством РФ.
Целевые поступления — это поступления, полученные из бюджета бюджетополучателями, а также средства других организаций (юридических лиц) и физических лиц, полученные некоммерческими организациями, направленные на содержание и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Бюджетополучателем в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ может являться как бюджетная организация, так и иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год .
Для целей бухгалтерского учета средства целевого финансирования подразделяются на (п. 4 ПБУ 13/2000):
- — средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
- — средства на финансирование текущих расходов, к которым относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
Более детально классификацию целевых поступлений и целевого финансирования можно представить при помощи следующей таблицы:
Таблица 1.2.1.
Классификация целевых поступлений и целевого финансирования в системе бухгалтерского учета.
Вид целевого средства. | Плательщик. | Получатель. | Цель целевых финансирования и поступлений. |
Целевые поступления | |||
Плата за обучение. | Физические, юридические лица. | Общеобразовательные учреждения. | Обучение, подготовка кадров. |
Родительские взносы. | Физические лица. (родители). | Детские учреждения. (сады, ясли). | Содержание детей в детских учреждениях. |
Поступления от обществ. | Дочерние. (зависимые) общества. | Головная организация. | Осуществление уставной деятельности организаций. |
Взносы сторонних организаций. | Юридические лица. | Строительные организации. | В порядке долевого участия в строительстве. |
Платежи за жилищно; коммунальные услуги. | Физические, юридические лица. | Предприятия жилищно; коммунального хозяйства. | Оплата жилищно; коммунальных услуг. |
Членские и вступительные взносы. | Физические лица (члены организации). | Общественные организации, некоммерческие партнерства, нотариальные и торгово; промышленные палаты. | Содержание аппарата управления организации и осуществление уставной деятельности. |
Пожертвования. | Физические, юридические лица. | Граждане, лечебные, благотворительные, воспитательные учреждения, учреждения культуры, общественные организации. | На личные цели для граждан, для других субъектов Российской Федерации — на осуществление уставной деятельности. |
Благотвори; тельная помощь. | Физические, юридические лица. | Благотворительные организации. | Осуществление уставной деятельности. |
Паевые вклады. | Физические, юридические лица. | Различные организации. | Осуществление уставной деятельности. |
Государственная помощь. (субсидии, субвенции, пособия, льготы, закупки и т. п.). | Бюджеты всех уровней. (федеральный, субъектов Российской Федерации, местные). | Физические лица, некоммерческие организации. | Осуществление уставной деятельности. |
Имущество, переходящее в порядке наследования. | Физические, юридические лица. | Некоммерческие организации. | Осуществление уставной деятельности. |
Совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов. | Учредители. | Пенсионные фонды. | Формирование пенсионных резервов. |
Отчисления адвокатов. | Адвокаты. | Коллегии адвокатов. | Содержание коллегии адвокатов. |
Целевые отчисления. | Юридические лица, входящие в структуру РОСТО. | Структурные организации РОСТО от Минобороны России. | Подготовка граждан по военно-учетным специальностям. |
Гуманитарная помощь. | Физические, юридические лица. | Физические, юридические лица. | Осуществление уставной деятельности, на личные цели. |
Имущество, средства, имущественные права. | Физические, юридические лица. | Религиозные организации. | Осуществление уставной деятельности. |
Средства для инвалидов. | Организации, использующие труд инвалидов. | Общественные организации инвалидов. | Осуществление уставной деятельности. |
Целевое финансирование текущих расходов | |||
Гранты. | Физические, юридические лица. | Научно; исследовательские институты. | Проведение научных исследований. |
Инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов. | Физические, юридические лица. | Юридические лица. | Осуществление уставной деятельности. |
Средства на развитие науки. | Российский фонд фундаментальных исследований. | Юридические лица. | Развитие науки. |
Сборы. | Физические, юридические лица. | Юридические лица в области гражданской авиации. | Аэронавигационное обслуживание полетов. |
Средства на обеспечение безопасности. | Юридические лица, государство. | Предприятия, в состав которых входят особо опасные объекты. | Обеспечение безопасности. |
Целевое финансирование капитальных расходов | |||
Инвестиции. | Иностранные инвесторы. | Юридические лица. | Финансирование капитальных вложений производственного назначения. |
Средства дольщиков. | Дольщики и. (или) инвесторы. | Организации; застройщики. | Осуществление уставной деятельности. |
Нужно отметить, что в отличие от средств целевого финансирования, которые должны быть использованы по назначению, определенному источником финансирования или федеральным законом, целевые поступления не имеют такой четкой направленности и используются в соответствии с уставной деятельностью.
Таким образом:
- — средства, выделенные организации на ведение уставной деятельности, независимо от источника финансирования являются целевыми поступлениями;
- — средства, выделенные организации на осуществление определенных программ, независимо от источника финансирования являются целевым финансированием.
Основным нормативным документом по учету целевых средств является ПБУ 13/2000 Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфином России от 16.10.2000 N 92н, которое применяется в отношении государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление данной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Стоимость таких активов определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
В ст. 6 БК РФ установлено, что:
субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
При принятии бюджетных средств к бухгалтерскому учету необходимо учитывать требования п. 5 ПБУ 13/2000 о выполнении следующих условий.
- 1. Имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.
- 2. Имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Таким образом, если хотя бы одно из условий не выполняется, то организация не имеет права принять к учету поступившие бюджетные средства. Однако в п. 12 ПБУ 13/2000 описывается порядок отражения в учете организации поступления бюджетных средств в случае, когда средства уже получены, а достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления средств, отсутствует. Пункты 5 и 12 ПБУ 13/2000 явно противоречат друг другу. Более того, в п. 7 ПБУ 13/2000 предлагаются два варианта по отражению в бухгалтерском учете поступления целевых средств.
Вариант 1.
Если бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 5 ПБУ 13/2000), то по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.
Вариант 2.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (п. 12 ПБУ 13/2000), то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.
С точки зрения методологии бухгалтерского учета использование первого варианта представляется более правомерным в связи с требованием п. 6 ПБУ 1/98 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций», утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, устанавливающим так называемое допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Иными словами, предполагается, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Тем не менее в соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 предприятие вправе по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета закрепить в учетной политике один из способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде. Отдельно рассмотрим каждый из этих случаев.
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств и учитывает их как доходы будущих периодов. Затем, по мере начисления амортизации соответствующие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на внереализационные доходы.
Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, сначала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем по мере поступления эти средства списываются на внереализационные доходы.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то на основании п. 13 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете производятся сторнировочные записи.
Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, указан в п. 14 ПБУ 13/2000. Так, если бюджетные средства были направлены на финансирование капитальных расходов, то организация уменьшает целевое финансирование на сумму, подлежащую возврату, и отражает свою задолженность перед бюджетом.