Договор фрахтования.
Транспортное право
Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов. Рейсовый чартер (voyagecharter) — наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна. Независимо от вида транспорта… Читать ещё >
Договор фрахтования. Транспортное право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и сфера применения договора.
Положения о договоре фрахтования получили свое закрепление в ст. 787 ГК, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
До недавнего времени чартерные перевозки пассажиров и грузов осуществлялись только на морском и воздушном транспорте (ст. 104 ВК и ст. 115 КТМ). Теперь договоры фрахтования получили широкое распространение также на автомобильном транспорте. Ныне действующий УАТ выделяет три вида перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. При этом нерегулярные перевозки (перевозки пассажиров по заказам и перевозки легковыми такси) осуществляются в настоящее время на основании договора фрахтования (ст. 27 и 31 УАТ). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 18 УАТ на основании договора фрахтования осуществляется перевозка груза:
- — в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (мусор, снег и т. п.);
- — с сопровождением представителя грузовладельца.
На воздушном транспорте в последнее время широко стало использоваться понятие «авиатакси» («аэротакси»), которое обычно отличается от иных видов коммерческой авиации количеством перевозимых мест или грузов. В большинстве стран мира под термином «услуги авиатакси» понимаются заказные и маршрутные коммерческие авиаперевозки пассажиров и грузов с использованием самолетов и вертолетов легкой авиации. В России аэротакси осуществляют полеты по правилам для коммерческих авиакомпаний.
На морском транспорте различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа.
Рейсовый чартер (voyagecharter) — наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна.
Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико, и судно может перевезти его только за несколько рейсов. В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза), и так до тех пор, пока груз не будет перевезен.
Контрактное фрахтование морского тоннажа (contract of affreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.
Кроме того, существуют краткие формы чартера. К таким формам относится бэрснот (berthnote) — договор на перевозку попутных массовых грузов, содержащий ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по грузовым операциям, ставку фрахта. В части остальных условий дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.
Независимо от вида транспорта чартерные рейсы относятся к категории нерегулярных и применимы как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров и багажа.
Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным.
Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера. Так, на морском транспорте фрахтователь обязан обеспечить погрузку груза в течение сталийного времени. Для того чтобы отсчет сталии начался, капитан обязан подать в порт погрузки по адресам, указанным в чартере, предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна (например, за 5—15 суток) в порт. Чартером может быть предусмотрена премия за досрочное исполнение этой обязанности, т. е. за так называемое «спасенное» время — диспач. При задержке судна под погрузкой по истечении сталийного времени начинает течь контрсталийное (штрафное) время, за которое фрахтователь уплачивает судовладельцу доплату к согласованному фрахту за задержку судна — демередж.
Предмет договора.
Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.