Анализ концептов любви и ненависти на материале русских пословиц
Дружба-Семья, где дружба играет воспитательную роль, помогает осознать свою личность и личность окружающих людей, способствует развитию отношений в семье как ячейке Общества. Это сочетание наиболее актуально, поскольку в любой культуре (христианской, мусульманской и т. д.) семейные отношения являются главной духовной и социальной ценностью. Концепт «ненависть» не имеет глубокой теоретической… Читать ещё >
Анализ концептов любви и ненависти на материале русских пословиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Язык, культура и этнос неразрывно связаны между собой. При этом язык, являясь главной формой отражения и выражения культуры, служит важнейшим орудием познания духовной культуры нации. Язык есть ценнейший источник формирования и проявления ментальности народа, через него культура сохраняется и передается другим поколениям. Взаимосвязь языка и культуры является неразрывной и многообразной. Их взаимоотношения следует рассматривать как отношения части и целого. Естественный язык — и компонент культуры и ее орудие.
В этническом языковом сознании отражается соответствующая картина мира. В главе излагаются теоретические подходы к рассмотрению языковой картины мира — одного из базовых понятий лингвокультурологии.
Концепты «дружба» и «война» «любовь» и «ненависть» представляют собой бинарную оппозицию, так как их взаимодетерминированность отражена на разных уровнях репрезентации в лингвокультурной традиции.
Концептуализация «дружбы и войны» «любовь» и «ненависть» в русском языке подтверждает как универсальность их репрезентации в соответствующей языковой картине мира, так и специфичность, предопределенную особенностями этнического языкового сознания.
Анализ различных направлений философской мысли о понятии дружбы и любви позволил выделить следующие параллели, которые определяют основные идеологические направления в понимании дружбы и любви:
- 1. Дружба-Семья, где дружба играет воспитательную роль, помогает осознать свою личность и личность окружающих людей, способствует развитию отношений в семье как ячейке Общества. Это сочетание наиболее актуально, поскольку в любой культуре (христианской, мусульманской и т. д.) семейные отношения являются главной духовной и социальной ценностью.
- 2. Дружба-Свобода. Эта семантическая параллель противопоставляет такое понятие как дружба обществу, коллективу, браку и семье; дружба осмысляется как взаимное доверие, взаимопонимание, свобода во взглядах, индивидуальность, основа любого творчества.
- 3. Дружба-Любовь. В нередких случаях чувство дружеского плеча, доверия и симпатии перерастает в наиболее яркое и эмоциональное чувство как любовь. Об этом концепте «дружба-любовь» написано немало незабываемых книг и снято множество ярких фильмов, что очередной раз подтверждает истинность данных чувств.
- 1. Любовь-Бог, где любовь есть Божественное благо, чувство, которое связано с духовной организацией человека; любовь понимается как святыня.
- 2. Любовь-Семья, где любовь играет воспитательную роль, помогает осознать свою личность, способствует развитию ее духовного мира. Это сочетание прочно связано с первым, поскольку в христианской культуре семейные отношения являются главной духовной и социальной ценностью.
- 3. Любовь-Страсть, где любовь предстает как интимная связь, как более «плотское», «физиологическое» чувство, не подчиненное рассудку и разуму; любовь есть влечение, которое не освящено духовными запросами.
- 4. Любовь-Свобода. Эта семантическая параллель противопоставляет любовь обществу, браку и семье; любовь осмысляется как свобода, таинство, индивидуальность, основа любого творчества, уход от устоявшегося.
- 5. Любовь-Смерть. Связь любви и смерти является характерной ассоциативно-смысловой особенностью русского менталитета и культуры.
Концепт «война» не имеет глубокой теоретической традиции и рассматривается во взаимосвязи с концептом «дружба». Война определяет смерть, ненависть и истребление, как разногласие. Война — это истребление, убийство в мыслях и в реальности.
Лексические единицы, выражающие концепт «война», содержат один из следующих смысловых признаков:
- 1) конфликтные межгосударственные отношения, ведущие к проявлению крайних форм агрессии (вражда; враждовать между собой; недруг, недоброжелатель, враг).
- 2) признак отрицательных эмоций (ненависть, злоба, агрессия).
- 3) жестокость, беспощадность и ненависть к врагу (презрение, чувствовать, испытывать отвращение).
Концепт «ненависть» не имеет глубокой теоретической традиции и его рассматривает во взаимосвязи с концептом «любовь». Он определяет ненависть как неприятие чего-то злого, как разногласие, абсолютную несовместимость с предметом ненависти. Ненавидеть кого-либо означает не принимать сам факт его существования.
Лексические единицы, выражающие концепт «ненависть», содержат один из следующих смысловых признаков:
- 1) признак отрицательных эмоций (отвращение, омерзение; брезгать, гнушаться кем, — чем-либо;).
- 2) презрение к объекту ненависти (презрение, опротиветь; чувствовать, испытывать отвращение;
- 3) признак неприятия объекта ненависти (антипатия; antipathy — глубокая антипатия; не выносить друг друга; не уживаться друг с другом);
- 4) конфликтные межличностные отношения, ведущие к проявлению крайних форм агрессии (вражда; враждовать между собой; недруг, недоброжелатель, враг).