Анархия, или безначалие
Отсутствие власти", но проповедует другую ее форму — основанную на авторитете, отрицающем государственное принуждение. Выборную народом власть следует регулярно заставлять давать отчет о своей деятельности, что дает возможность ее сменить. Общество, лишенное государственности, не может существовать без власти, выборный лидер имеет возможность властвовать определенный срок, однако если он потеряет… Читать ещё >
Анархия, или безначалие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анархия — безначалие, а не безвластие. «Эн архэ эн о Логос», — «Вначале было Слово» (Ин.1,1.) Анархизм вовсе не провозглашает.
«отсутствие власти», но проповедует другую ее форму — основанную на авторитете, отрицающем государственное принуждение. Выборную народом власть следует регулярно заставлять давать отчет о своей деятельности, что дает возможность ее сменить. Общество, лишенное государственности, не может существовать без власти, выборный лидер имеет возможность властвовать определенный срок, однако если он потеряет доверие народа и будет не в состоянии оставаться лидером, его сместят. На его место изберут другого, в этом право свободных людей: право выбора[1].
Сильнейший славянофильский элемент анархизма Бакунина содержит призыв к всемирному бунту, который начнется в славянских странах. В «Воззвании русского патриота к славянским народам» (1848) Бакунин зовет к созданию свободной федерации славянских народов. Считая славянские страны пороховым погребом Европы, он предвидел, что здесь начнутся мировые войны и революции. Бакунин, а не его вечный оппонент Маркс, окажется прав в этом вопросе. Бакунинский анархизм содержит призыв к бунту, а восстания Разина и Пугачева — модели такого бунта. Страсть к разрушениям, по Бакунину, это творческая страсть народа, которая победит и побеждает на всех этапах. Признавая необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя», Бакунин хотел разжечь мировой пожар, в котором сгорит старый мир, а на его пепелище сам собой будет построен новый мир свободных коммун, без эксплуатации и насилия.
Призывая к народному восстанию всех пролетариев, он, прежде всего, обращался к черни, к люмпен-пролетариату (от нем. «люмпен» — лохмотья. —Е. К.), ибо только они, лишенные всякой собственности, способны совершить революцию. Бакунин рассчитывал, что «люмпены» — деклассированное население — станут главной движущей силой бунта. Он считал, что люмпен-пролетариат обладает революционным потенциалом ниспровержения государственной власти, и именно он способен осуществить социальную месть угнетателям.
Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата, Бакунин выступал за стихийный русский крестьянский бунт. В книге «Государственность и анархия» (1873) М. А. Бакунин пишет: «…Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись… В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ». Он верил, будто «м1ръ» — русская крестьянская община — основа социалистического общества, а крестьянин — «прирожденный социалист». Отсюда — отрицание права интеллигенции «обучать» народ социалистическим идеям, ведь прообраз социализма уже создан самим крестьянством[2].
Задача революционеров — установить между разъединенными общинами «живую бунтовскую связь», помочь крестьянам вооружиться и начать революционное выступление на правительство. Новое общество народ построит сам, по своим собственным незаимствованным представлением о жизни. Главным врагом народа он считал государственность — всесильного преступника, насильника, серийного маньяка, вора, грабящего среди бела дня, нагло присвоившего себе права писать законы и судить людей. Идеи анархистов были весьма популярны среди российской интеллигенции. Бакунин отмечает первое «всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом». Второе: право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству…".
«Поразительнее всего, что идеология анархизма, — писал Н. Бердяев, — есть по „преимуществу создание русского барства“: Бакунин, князь Кропоткин, граф Толстой — эти великие пророки идеи всеобщей свободы были аристократами и „по крови“ и „по духу“».