Политические процессы.
Князь Владимир и его роль в русской истории
Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется… Читать ещё >
Политические процессы. Князь Владимир и его роль в русской истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Яснее всего вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Мавродин В. В. Образование единого русского государства. Л., 1951. С. 92. Но затем князь еще при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важнейшим восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путем держать в повиновении недавно им же усмиренные области (вятичей, радимичей и т. д.). Однако некоторые основы местного сепаратизма сохранились, и опирались они на местную знать. В последние годы жизни Владимира против него составил заговор Святополк, сидевший в Турове, а буквально накануне кончины великого князя возмутился правивший в Новгороде Ярослав, который через свою мать Рогнеду был связан с убитым полоцким князем Рогволдом. Владимир начал готовиться к походу на Новгород, но умер. За всеми этими событиями стояла местная знать земель.
Тем не менее центральная власть была укреплена, о чем говорит и необычайно поднявшийся уже при Владимире международный престиж Киева. Об этом свидетельствуют ряд фактов, в их числе начавшиеся уже при Владимире брачные связи киевского дома с известнейшими правящими домами Европы.
Князь Владимир показал возможность для власти не признавать в отношениях с подданными существующие нормы естественного права и не признавать саму духовность за подданными как субъектами этих отношений в массовом (тотальном) масштабе, если того требует политический интерес. Гумилев л.н. от Руси до России.СПБ.: Act; Астрель-Ермак, 2004. С. 56.
Князь Владимир «национализировал», «коллективизировал» веру во имя политики как цели, во имя корысти как мотива с прямым умыслом. Вместе с тем князю Владимиру принадлежит ряд заслуг. Своей деятельностью он заложил ядро нового правосознания русского народа, которое на века составило его основное содержание. Это религиозно-нравственная составляющая русского правосознания, позволяющая легко принимать идеологию этатизма. Но самое главное в том, что принятие христианства стало точкой отсчета в формировании русской государственности на новой, прежде всего, политической и религиозной основе.
Таким образом, можно утверждать, что князь Владимир заложил базу российской государственности, оформив организационно-идеологическую форму осуществления его функций. Все последующие монархи достраивали то, что он начал.
Однако эта база вначале была непрочной. Всего через год после смерти князя Владимира его сын Ярослав предпринял попытку восстановить язычество, изменить направление развития страны. Но население не поддержало его. На этом альтернатива развития России по иному пути себя исчерпала.
Попытка Ярослава Владимировича была вызвана не религиозными, а политическими соображениями. Поэтому с христианством как с верой он примирился, но с властью греческой церкви — нет. Став князем Киевским, Ярослав I Владимирович (Мудрый) предпринял первую попытку освободить киевскую митрополию от опеки константинопольского патриарха. Впрочем, тоже неудачную. Церковь под руководством византийских митрополитов, имея тысячелетний опыт управления, являлась серьезным политическим соперником. Распространение на Руси в X — XI вв. церковных уставов и церковного права на фоне неоформленности русского права размывало границы светской и духовной власти. Побуждало княжескую власть к правотворчеству. Но главными побудительными мотивами служили развивающиеся социально-экономические отношения и усложнение в связи с этим задач регулирования общественных отношений.
Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства. Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.
По-разному определялась и роль совета (думы) при князе: иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган (В.О. Ключевский), как порождение аристократической родовой традиции (М.Ф. Владимирский-Буданов) или как не орган вовсе, а просто «акт думания», принятия решений (В.И. Сергеевич).
В начале XI в. князем Владимиром устанавливается «десятина» — налог в пользу Церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со «двора», князь Владимир — с «плуга», князь Ярослав — «с человека». Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами. Давыдов М. Российские государи 862−1598 Смоленск, Русич 2002. С. 165.
После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные). Гудзь-Марков А. В. История славян. М.: ЭКСМО, 1997. С. 48.
Тем самым и социально-экономические, и политические условия требовали продолжения строительства государственности.