Составные части управленческого учёта
Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской деятельности предприятия, потому выполняет специфичные функции: информационную — формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию; управляющую — используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию н его структурным подразделениям в целях координации методов… Читать ещё >
Составные части управленческого учёта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учёта обращает внимание на общность объектов — это производственные ресурсы предприятия. Функционируя в процессе производства, составные части производственных ресурсов не остаются статичными. Они совершают кругооборот, видоизменяются, превращаются в продукт, постоянно находятся в движении, изнашиваются и претерпевают другие изменения.
Таблица 1 Сравнение управленческого и финансового учета.
Область сравнения. | Управленческий учет. | Финансовый учет. |
РАЗЛИЧИЯ. | ||
Обязательность ведения учета. | Не регулируется нормативными правовыми актами. Ведется в соответствии с требованием менеджмента для обеспечения информационной и аналитической базы принятия управленческих решений. | Требуется в соответствии с законодательством для обеспечения внешних пользователей информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности компании. |
Цель учета. | Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления. Является информационной базой для принятия управленческих решений. | Составление отчетности для внешних пользователей информации. Содействие в принятии инвестиционных, кредитных и иных финансовых решений. |
Пользователи информации. | Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия. | Группа работников, не входящих в состав предприятия (акционеры, инвесторы, банки, деловые партнеры, налоговые органы). |
Структура учета. | Различна в зависимости от целей использования информации. Три вида объектов: доходы, издержки, активы. | Одно основное равенство: Активы = Обязательства + Собственный капитал. |
По времени соотношения информации. | Прошедшее и будущее время за определенный и на определенный период. | Прошедшее время, за определенный период. |
Виды выражения информации. | Как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении. | В основном в денежном выражении. |
Степень точности информации. | Множество приблизительных оценок. | Незначительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей. |
Частота подачи информации. | Определяется задачами, чаще — еженедельная, декадная, помесячная. | Квартальная и годовая. |
Объект учета. | Центры ответственности внутри предприятия, отдельная управленческая задача, определенная область деятельности. | Предприятие в целом. |
Степень ответственности. | Дисциплинарная ответственность. | Административная ответственность по закону. |
СХОДСТВА. | ||
Общепринятые принципы учета. | Дополнительно проверяемые факты, мнения и оценки, т. е. их объективность. | |
Информация. | Использование данных оперативного учета, следовательно, сбор первичной информации по единым правилам. | |
Цель. | Использование данных для принятия решений. |
Предприятия в условиях переходного к рынку периода нуждаются в аналитической информации, характеризующей использование производственных ресурсов, целесообразность инвестирования в них, доходность инвестиций. Эти задачи могут быть решены с помощью управленческого учёта.
Производственные ресурсы на всех этапах кругообращения средств в производстве — снабженческо-заготовительные процессы, производственные и сбытовые — находят отражение в системном бухгалтерском учёте. Однако это отражение специфично, оно больше касается не динамики ресурсов, а их наличия и состояния Например, учёт материальных ресурсов на складах предприятия поступление от поставщиков и выдача в производство, остаткам материалов в цехах, цеховых кладовых и т. д.
Ответственность за сохранность материальных ресурсов и основных фондов установлена только для материально-ответственных лиц. За эффективность использования производственных ресурсов ответственности не предусматривается. Между тем использование производственных ресурсов происходит в структурных различных подразделениях выполняющих определенные операции, в разных сферах деятельности предприятия. При этом каждому из них соответствует система показателей, которыми характеризуется эффективность.
Финансовый отчет формирует обобщенную информацию о материальных, трудовых и финансовых затратах на производство по предприятию в целом, по видам или группам продукции, по заказам. Учёт затрат по центрам ответственности в России пока не налажен. Руководители подразделений не имеют в системном бухгалтерском учёте оперативной и текущей информации об издержках по местам возникновения затрат и показателях эффективности своей деятельности, о затратах своих подразделений в разрезе однородных элементов и статьям расхода, о соблюдении ими предельных размеров расхода.
Существенным недостатком современного производственного учёта остается проблема определения реального вклада каждого подразделения в общие результаты деятельности предприятия.
Информированность руководителей является главнейшим фактором повышения эффективности всей системы управления от низших уровней до высших. управленческий учет директ костинг В современных условиях возможности самостоятельности в части организации и ведения управленческого учёта, отсутствия регламентирующих постановку учёта для внутренних нужд управления документов, наличия организационной и вычислительной техники представляется возможным решить перечисленные выше задачи путем реорганизации производственного учёта в управленческий.
При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого учёта:
- · снабженческо-заготовительную деятельность;
- · производственную деятельность;
- · учёт затрат на производство и себестоимость продукции;
- · учёт финансово-сбытовой деятельности;
- · управленческий учёт организационной деятельности;
- · контроллинг.
Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.
С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам — приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест, а также контролю за их исполнением.
Результативная информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.
Управленческий учёт производственной деятельности — центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек — материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.
Учёт финансово-сбытовой деятельности — собирает, обрабатывает и формирует информацию об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, о составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее выгодны" для производства продукт, факторы, влияющие на размер маржинального дохода как всего объема производства, так и отдельных продуктов.
Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.
Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размере подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты — объем переработки сырья — прибыль».
Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Этот участок учёта представляет сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.
Контроллинг — представляет собой систему управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это — понятие очень широкое. В литературе разные авторы дают различное определение сущности контроллинга.
Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской деятельности предприятия, потому выполняет специфичные функции: информационную — формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию; управляющую — используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию н его структурным подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия; контрольную — ориентируется на контроль экономичности работы предприятия и его подразделений.
Функции контроллинга позволяют сформулировать его отличия от управленческого учёта и ревизии.
Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны, формирующийся в них перечень информации характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.