Управление и профилактика стресса на уровне работника
Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения — изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно… Читать ещё >
Управление и профилактика стресса на уровне работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно большинству теорий возникновения стресса, его источник находится не во внешней среде, а в сознании самого человека.
Не только общество и организация должны позаботиться об уменьшении потенциальных источников стресса — многое зависит от самого работника. Рекомендации, как избежать стресса, — простые, но достаточно надежные средства, способствующие предупреждению стресса. Как известно, предупредить негативное явление всегда легче, чем иметь дело с его последствиями [14 с.122−126]. Наиболее распространенными рекомендациями относительно предупреждения стресса являются:
- — умение правильно распределять свое время — тайм-менеджмент, на взгляд автора, наиболее эффективное и не требующее затрат направление профилактики стресса и повышения эффективности работы предприятия. С успехом применяется на уровне работника, коллектива, организации. (например, составить список наиболее приоритетных задач, проанализировать затраты времени на выполнение различных видов деятельности, рационально использовать время и изыскивать дополнительные резервы времени);
- — занятия спортом и физическими упражнениями;
- — овладение навыками тренировки, техникой самогипноза и другими методами релаксации.
Многое зависит от самого работника и в плане создания благоприятных социальных факторов, способствующих предупреждению стресса. Это, в первую очередь, налаживание дружеских отношений в семье, создание атмосферы поддержки и доброжелательства в отношениях с друзьями и коллегами по работе [там же].
Распознавать причины возникновения стресса, научиться предупреждать его появление или управлять уже возникшим деструктивным состоянием, извлекая при этом максимальную пользу, можно используя один из инструментов стресс-менеджмента — эмоциональную компетентность. К сожалению, на сегодняшний день людей с высоким уровнем эмоциональной компетенции, не так много, поэтому большинству из нас избежать стресса довольно трудно, а, пытаясь подавить стресс, мы только усугубляем ситуацию. В этом случае могут помочь другие способы профилактики стресса: позитивное мышление и решение проблем по методике «рамка результата». Обучение персонала БУЗ ВО «Вологодский родильный дом № 1» данным методикам возможно поводить на общих собраниях и при неформальном общении. Привлечение к данной работе неформальных лидеров коллектива дополнительно повысит результат.
К наиболее часто встречаемым ошибкам при отношении к стрессовой ситуации относятся «чёрно-белое мышление» и чрезмерный пессимизм: в этом случае человек мыслит категориями «всё или ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью.
Помимо позитивного мышления, для профилактики стресса можно использовать технику «рамка результата» вместо привычной «рамки проблемы».
Вспомните, какие обычно вопросы мы задаем, решая проблему? Для наглядности возьмите реальную проблемную ситуацию, которая Вас волнует. Хорошо сосредоточившись на ней, искренне ответьте на вопросы, приведенные ниже:
Что это за проблема? В чем ее суть?
Почему она у меня появилась?
Кто и что мне мешает достичь того, чего я хочу?
Кто виноват в том, что эта проблема существует?
Теперь отследите свое состояние — что Вы сейчас чувствуете? Хотите ли решать проблему дальше? Есть ли у Вас для этого энергия, мотивация, силы?
Заполните таблицу, проставив в правом столбце баллы по шкале от 0 до 10, опираясь на градацию: «0» баллов — «совсем не ощущаю», 10 баллов — «ощущаю на 100%»:
А теперь ответьте на вопросы относительно этой же проблемы в «рамке результата»:
Какой мой желаемый результат? Чего я хочу?
Как я могу этого достичь? (Какие возможности мне могут помочь?).
Как я узнаю, что достиг желаемого результата?
Чему из этого я могу научиться?
Снова зафиксируйте свои ощущения, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущей таблице:
Не правда ли, после «рамки результата» ощущения другие, да и отношение к проблеме изменилось?
Действительно, при мышлении в «рамке результата» у человека появляется ясность, энергия и мотивация, так как фокус внимания смещается с самой проблемы, на конструктивные действия для достижения желаемого результата.
Проблемой внедрения данного метода является специфика (оперативность) работы (родовспоможения).
В случае, когда профилактика уже бесполезна, и стресс застал Вас врасплох, первым шагом к управлению стрессом станет выявление его симптомов: интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и/или поведенческих.
Для того чтобы определить наличие и уровень стресса, предлагаем завести «дневник» или использовать таблицу, приведенную в приложении, чтобы в течение месяца фиксировать наблюдаемые у Вас признаки стресса (см. приложение 3).
Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 — требующим принятия мер. Количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 — на превышающий всякие нормы! На основании полученного результата, вырабатываем стратегию выхода из стресса.
Предлагаем ознакомиться с тремя основными стратегиями стресс-менеджмента:
- — Уход от проблемы
- — Изменение проблемы
- — Изменение отношения к проблеме
В отличиях между этими стратегиями нам поможет разобраться наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.
Как поступить в подобной ситуации? Самый простой вариант — уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора. Но что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё как минимум два варианта: изменение проблемы и изменение отношения к ней.
То, что Вы можете сделать — это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д. Цель перечисленных действий — изменить проблему, в данном случае поведение соседа.
Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения — изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.
Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход от стрессогенных обстоятельств — самый быстрый и простой вариант. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность использовать этот метод. Есть проблемы, от которых уйти довольно сложно (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т. д.).