Детективный жанр Э.А. По и А.К. Дойла на примере «Убийства на улице Морг» и "Записок о Шерлоке Холмсе
В силу названной ранее причины — отсутствия глубокого подтекста, заставляющего читателя не только размышлять логически, но и постараться чувствовать и анализировать поступки героев, не редки споры по поводу серьезности данного жанра. Однако отрицать заинтересованность как читателей предыдущих лет, так и наших современников в данном жанре нельзя. Та самая постепенная структура развития событий… Читать ещё >
Детективный жанр Э.А. По и А.К. Дойла на примере «Убийства на улице Морг» и "Записок о Шерлоке Холмсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности детективного жанра
Говоря о детективе, как о литературном жанре, уместно расшифровать происхождение и сам смысл этого слова.
Детектив (лат. detectio — раскрытие) — художественное произведение, за основу сюжета которого взят конфликт добра и зла, показанный через совершение преступления и его дальнейшее раскрытие.
Неотъемлемой частью каждого детектива является тайна, загадка, роль которой играет преступление. Также наиважнейшей характеристикой детектива является то, что тайна эта будет носить реальный, не мистифицированный характер, не смотря на свою на первый взгляд необъяснимость. Цель же детективной истории — разгадка этой самой тайны, соответственно повествование в детективе будет привязано к аналитическому процессу распутывания клубка тайны. Главная часть детектива бесспорно сам процесс расследования. Пожалуй, в большей мере непосредственно логические умозаключения увлекают читателя.
Детектив не стоит приравнивать к триллеру, где всегда есть элемент ужаса, ибо непосредственно сам детектив несет лишь неожиданные повороты событий, но не пугающие. Кроме прочего, детектив также не стоит путать с криминальным романом, где раскрывается психологизм самих преступленный, а так же мотивы преступников. (14).
Детектив сам собой являет жанр свободный от глубокого психологизма и мистицизма. Детектив является объективным отражением реальности с малой долей преувеличение, если таковая допускается автором.
Для детективов — главных действующих лиц новел детективного жанра расследование будет лишь способом достижения цели — разгадки тайны, заключенной в преступлении.
По мнению исследователей литературы XIX—XX вв. детектив — замкнутая и устойчивая структура, в которой не допустимы шаткие понятия, а разгадка тайны есть лишь одна. Именно из-за своего столь жесткого каноны, детектив выливается в свод правил. Именно за счет конкретики и жесткости рамок, детектив окончательно сформировался именно под влиянием Э. А. По, с присущим ему аналитическим мышлением и рационализмом.
Более того, для детективного жанра характерно то, что в центре истории стоит определенное событие и на протяжении всех дальнейших происшествий центр истории не смешается, позволяя действию развиваться лишь вокруг центральной задумки. Это, можно сказать, стало причиной довольно сжатого размера детективных новелл.
Следовательно, детектив приобретает характерные признаки:
- · нормативность и жесткость жанровых законов;
- · малый (новеллистический) объем;
- · строгая выверенность сюжета и внимание к событиям;
- · сочетание невероятного с правдоподобным;
- · ведущее значение тайны и элемента неожиданности над ужасом;
- · замкнутость и условность хронологических рамок;
- · особая структура образа главного героя; (3)
В силу названной ранее причины — отсутствия глубокого подтекста, заставляющего читателя не только размышлять логически, но и постараться чувствовать и анализировать поступки героев, не редки споры по поводу серьезности данного жанра. Однако отрицать заинтересованность как читателей предыдущих лет, так и наших современников в данном жанре нельзя. Та самая постепенная структура развития событий от интриги к преступлению до раскрытия и обличения делает детектив уникальным, а ситуация достоверности, реальности и объективности, создает для читателя атмосферу, в которой он сам может встать на место главного герое, зная, что нагрузка ложится лишь на аналитические способности, исключая фантастические повороты и небылицы. Приближенность детектива к реальности делает его актуальным в любое время.
Детектив является тем жанром, который, к несчастью, был не сразу признан и долгое время был обделен вниманием критиков. Проследить историю детективного жанра можно с довольно давних времен. Элементы его можно найти и в библейских сюжетах, и «Тысяча и одной ночи», и в китайской новеллистке. Возможно, ближе всех к созданию современного построения детектива подошел Э.Т. Д. Гофман в своей новелле «Мадемуазель де Скюдери», где есть и тайна, и расследование преступления, но отсутствует непосредственно персонаж-детектив.
История же подлинного детектива, с той структурой, к которой мы привыкли сегодня, начинается именно с Эдгара По и появления его «логических рассказов» (3).
Говоря об истории появления жанра детектива такого, каким мы его видим, с особой структурой, исследователи не устают упоминать, что создатель жанра Э. По хоть и был его родоначальником, но к непосредственно термину «детектив» отношения не имел. Впервые термин был введен соотечественницей Э. А. По Энн Кэтрин Грин, отнесшей свое «Левенуортское дело» именно к этому жанру. (3).