Индивидуальная работа с молодыми лошадьми
Принцип систематичности связан с последовательностью, правильным сочетанием теории и практики, а также с четким планированием всего процесса тренировки. Чтобы правильно реализовывать принцип систематичности необходимо: четко разрабатывать учебные планы и программы, подбирать правильные методы обучения, систематизировать и последовательно преподносить занимающимся учебный материал, быть строго… Читать ещё >
Индивидуальная работа с молодыми лошадьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Спортивная тренировка в конном спорте строится и осуществляется на основе ряда принципов: всесторонности, сознательности, активности, наглядности, систематичности, постепенности, повторности, доступности, прочности, индивидуализации.
Соблюдение этих принципов обязательно для тренера при выборе и применении различных методов и приемов в организации учебно-тренировочных занятий В конном спорте лошадь является полноправным партнёром человека. Поэтому при начальном обучении и последующей подготовке лошади также необходимо руководствоваться теми же принципами. Рассмотрим их подробнее.
Принцип всесторонности предусматривает такое построение и содержание процесса спортивной тренировки, которое обеспечивает всестороннее развитие спортсмена. Принцип всесторонности предусматривает параллельного применения широкого и многообразного круга методов и средств (физических упражнений) в учебно-тренировочном процессе.
Особо важное значение имеет реализация принципа всесторонности при построении воспитательного и учебно-тренировочного процесса среди юных спортсменов, в том числе для достижения ими высоких спортивных результатов при переходе в разряды взрослых.
Некоторые тренеры и ведущие спортсмены недооценивают этот важный принцип спортивной тренировки и ограничиваются только занятиями по верховой езде. Это приводит к тому, что организм спортсмена развивается не гармонично.
Исключительно большое значение имеет сознательное отношение спортсмена ко всем вопросам их подготовки.
Принцип систематичности связан с последовательностью, правильным сочетанием теории и практики, а также с четким планированием всего процесса тренировки. Чтобы правильно реализовывать принцип систематичности необходимо: четко разрабатывать учебные планы и программы, подбирать правильные методы обучения, систематизировать и последовательно преподносить занимающимся учебный материал, быть строго последовательным в требованиях и взыскательным к оценке учебно-тренировочной деятельности обучаемых, внимательно учитывать все условия выполнения учебно-тренировочного плана и своевременно ликвидировать обнаруживаемые пробелы.
Важнейшее значение имеет принцип постепенности. Необходимо постепенно и неуклонно повышать нагрузки в тренировке, увеличивать объем и интенсивность тренировочной работы, постепенно усложнять задачи. Эта постепенность должна соответствовать силам и возможностям спортсмена и его лошади, обеспечивать непрерывное повышение тренированности и спортивных достижений на протяжении ряда лет.
Нарушение этого принципа приводит к тому, что даже спортсмены высокой квалификации могут приобрести ряд существенных недостатков как в физическом развитии, так и в техническом мастерстве. Это является результатом того, что начальная подготовка спортсменов велась форсированно, и они не сумели достаточно закрепить правильные технические навыки. Форсированная подготовка («натаскивание») никогда не приводит к подлинному и стабильному мастерству и может принести вред здоровью спортсмена и его лошади.
Принцип повторности основывается на важнейшем физиологическом положении о необходимости повторных воздействий для образования условнорефлекторных связей, вызывающих соответствующие изменения, перестроения и усовершенствование в органах и системах и их функциях под влиянием тренировки. Без повторений физических упражнений нет развития и совершенствования. Повторность должна быть оптимальной, где ведущее значение имеет правильное сочетание работы и отдыха. Главное при этом — приступить к следующему тренировочному занятию, достаточно восстановив силы после предыдущего.
Принцип доступности раскрывает, как обеспечить соответствие тренировочных нагрузок реальным возможностям обучаемых на данном этапе учебно-тренировочного процесса.
Доступность предполагает постоянное преодоление занимающимися определенных трудностей, но таких, которые не вызывают перенапряжения сил и подрыва здоровья.
Сам же процесс преодоления трудностей, связанный с повышенным напряжением умственных и физических сил, способствует развитию внимания, решительности и настойчивости, выдержки и других волевых качеств.
Необходимо соблюдать методические правила, обусловливающие строгую последовательность и постепенность в учебно-тренировочной работе: переход от простого к сложному, от известного учебного материала — к неизвестному, от общего — к частному.
Принцип прочности заключается в том, чтобы в процессе учебно-тренировочной и воспитательной работы обеспечить прочное закрепление и совершенствование необходимых спортсмену-коннику навыков, поддержание и дальнейшее развитие физических качеств. Остается и прочно закрепляется только проверенное, практически ценное.
Очень важную роль играет принцип индивидуализации (как частный случай принципа доступности). Он требует построения и проведения тренировки спортсмена с учетом его индивидуальных особенностей (пола, возраста, подготовленности, состояния здоровья и др.). Без этого немыслимо достижение высокого спортивного мастерства на уровне современных требований. В значительной мере принцип индивидуализации реализуется с помощью перспективных, годичных и месячных планов тренировки.
Метод импринтинга заключается в том, чтобы дотрагиваться до жеребенка и общаться с ним сразу после рождения, чтобы запах, прикосновение и внешность людей запечатлелись в его мозгу, подсказывая ему, что дальнейших встреч с людьми не следует бояться. Ему также предлагают то, что он в дальнейшем должен будет терпеть, например, берут ноги, чистят, касаются под хвостом, глаз и ушей, включают машинку для стрижки. Обучение проводится в несколько приемов — первый — пока жеребенок еще лежит, перед тем, как он встанет, чтобы сосать. Последующие занятия проводятся, когда он уже стоит.
Хорошее обучение методом импринтинга, проводимое сразу после рождения, делает жеребят проще в обращении и последующем обучении. Если нет шанса произвести импринтинг, можно намного облегчить дальнейшее обучение, если каждый день понемногу с ним заниматься в течение первых недель его жизни — не жалея времени на то, чтобы возиться с ним, обучая его давать себя ловить, прикасаться к себе, надевать недоуздок и вести в поводу. Денник или небольшая левада идеально подходят для того, чтобы в первое время работать с кобылой и жеребенком, чтобы можно было мягко оттеснить жеребенка в угол, если понадобится, чтобы поймать его. Если кобыла с жеребенком находятся на пастбище, без доступа в денник или леваду, используйте переносные панели, чтобы соорудить небольшой загончик, давая кобыле зайти туда за зерном — и жеребенок, конечно же, последует за ней.
Многие жеребята любопытны и сами подойдут к вам, чтобы познакомиться (дотронуться). Если жеребенок робкий, спокойно «окружите» его около кобылы. Если кобыла не расположена к сотрудничеству, а жеребенок ведет себя боязливо, привяжите кобылу в маленьком загоне (или в деннике), чтобы она не смогла уйти в самый неподходящий момент. Вам может понадобиться помощник, который встанет около головы кобылы, чтобы если жеребенок решит проскользнуть под ее шеей, убегая от вас, помощник преградил ему путь — и тогда вы сможете аккуратно «окружить» жеребенка.
Обнимите жеребенка одной рукой вокруг плеч или шеи, а другой вокруг задних ног. Поначалу лучше ограничивать его движения руками (пока он не научится терпеть ограничение своих движений), чем с помощью недоуздка; так будет сложнее причинить ему боль, если он начнет сопротивляться. Держа его руками, ограничьте его движения, но не давите на него, когда он стоит спокойно. Просто удерживайте его от движений вперед или назад. Если он расслабится и встанет спокойно, ослабьте любое давление, так чтобы ваши руки просто нежно обнимали его.
Поработайте с ним с обеих сторон, приучите его к тому, что до него дотрагиваются и почесывают по всему туловищу. После этого вы сможете приучить его к тому, чтобы направлять его своими руками, или с помощью короткой петли вокруг задних ног. Вы можете его подталкивать сзади и задавать ему направление движения. Это самый простой способ контролировать его (и давать ему первые уроки хождения в поводу), когда вам понадобится куда-то отвести его вместе с мамой; кто-то может вести кобылу, а вы держите жеребенка под контролем, направляя рядом или за кобылой.