Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Телевидение как разновидность СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационную, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую, отдельно выделяет функцию социального управления, непосредственно-огранизаторскую, вытекающую из организаторской… Читать ещё >

Телевидение как разновидность СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

телевидение экранный радиовещательный массовый.

Особенности и возможности телевидения

Предшественником телевидения является кинематограф. Отсюда и столь яркое сходство двух этих видов искусства. Телевиденье, как и кино отображает реальную действительность на экране посредством движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Кроме того оно заимствовало богатейших арсенал гибких, емких, сильных выразительных средств и приспособило его к своим особенностям. Основа языка тоже общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухмерный экран. Но всё же эстетические различия между ними существуют.

Стоит отметить и яркое родство телевиденья с его «старшими» собратьями — печать и радио. Они наделили телевиденье общественными функциями. Без них невозможно понять природу телевиденья.

Понять все плюсы и минусы телевиденья мы сможем лишь, изучив специфику данного средства массовой информации. Способность телевиденья охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации, объясняется особенностями его физической природы, определяющим специфику телевиденья как средства создания и передачи сообщения.

Вездесущность телевидения (телевидения) — способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства.

Экранность — способность передавать сообщения в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.

Непосредственность — способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в момент самого совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране — уникальное качество телевиденья. Оно, однако, обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредованной предварительной фиксацией, т. е. в настоящее время.

Симультанность — способность ТВ рассказывать о событии в момент его совершения — прямой эфир. Одновременность наблюдения и показа трансляции. Он неразрывно связана с непосредственностью, это две стороны одного феномена. Проявляется в реальных программах и имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обуславливает особую достоверность телевизионного действия. При этом телепрограмма разворачивается параллельно с текущей жизнью телезрителя.

В последнее время всё заметнее отсутствие интереса читателя к личности автора. Молодые люди редко обращают внимание даже на журналистов — газетчиков. Но это свидетельствует лишь о стандартности текстов, написанных как бы одним безликим журналистом. В случае телевиденья ситуация другая. Человек может не всегда запомнить текст, но рассуждает о том, каков он, мотивы его появления, в каком он сегодня настроении и самочувствии. Все это относиться к невербальной информации, которую необходимо учитывать при анализе содержания той или иной телепередачи.

Звукозрительный характер телевидения восстанавливает личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и значимости его сообщения. Именно это объясняет привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной её автором и участниками события. Это объясняет стремление телекомпаний иметь постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей. Высокий уровень персонификации тогда, когда зритель начинает сопереживать герою истории, как бы представляя себя на его месте.

Высший уровень персонификации — когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в так называемом «специальном репортаже» современных новостей наличие главного персонажа считается необходимым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек переживший сложную травму или потерю, студент, учитель, повар, депутат — таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана не только прикладную информацию о данном событии, но и нечто большее: настроение народа, его духовный облик.

Таковы признаки телевидения как средства и канала передачи сообщений. Значение их велико. От них зависят многие функциональные, структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевиденья.

Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фотои книгоизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, а во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевиденья обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

По причине вездесущности телевидения образуется непрерывность связи программы с телезрителем, что и определяет функциональные различия между кино и телевиденьем, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использования средств выражения. Поэтому и не может быть и речи о полном тождестве телевиденья и кино. Кроме того, непосредственность телевиденья определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это разуметься, исключительно важно для телевиденья как рода журналистики. Не менее важно, что симультанность прямой телепередачи выступает как фактор, придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность — качество также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социальных задач. Главное же отличие заключается в том, что из всех возможностей отражения действительности, которыми располагает телевиденье, кинематограф лишен только одной — возможности показать на экране событие в момент его совершения.

Отличительной чертой между кино и телевидением также является непосредственное различие между функциями автора и журналиста, как создателей данных продуктов информации. Тертычный выделяет следующие функции журналиста:

  • — создание определенной информационной «модели» отображаемого явления;
  • — установление причинно-следственных отношений;
  • — выявление значимости явления;
  • — определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);
  • — формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Выбирая жанр в качестве важнейшего ингредиента авторского замысла, журналист руководствуется тремя основными факторами: предмет отражения, цель отражения, метод отражения. В качестве предметов отражения выступают: новость, проблема, личность. Методами отражения служат: изложение, описание, изображение.

Добавим, что в профессионально-практическом смысле нет ничего зазорного в том, чтобы рассматривать журналистскую деятельность как служение человеку и даже обслуживание его. Это означает не только удовлетворение его запросов в тематике или формах выступлений. Необходимо также учитывать интеллектуальный уровень конкретных потребителей журналистской продукции и способность воспринимать предлагаемые материалы, всячески избегать отчуждения человека от мира массовой коммуникации.

Не стоит забывать и том, что для наполненности информационных потоков телевидения, необходимо сотрудничество представителей самых разных видов деятельности, самых разных видов информационного производства, начиная от администрации Президента и заканчивая отделами прогнозов погоды метеослужб. Организатором такого сотрудничества и «участком сборки» является журналистика. Непосредственность вызывает у человека психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к программе и телеведущему. В силу данной установки даже заранее зафиксированная передача будет восприниматься зрителем, как, безусловно, достоверное сообщение.

Здесь нужно вводное предложение, показывающее что сейчас речь пойдет о функциях, а том с предыдущим абзацем это не связано.

Функции телевидения:

  • — реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское, познавательное и прогностическое;
  • — создает фон нашего быта, досуга деловой активности, всей нашей жизни;
  • — объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов;
  • — привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, формирует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с многомиллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, способствует всестороннему и гармоничному развитию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой;
  • — способно стать общественной трибуной, и местом, с которого власть, центральная и региональная, законодательная и исполнительная, может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников;
  • — решая главную задачу социальной информатизации общества, пытается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанных на использовании чувственной, логической и парадигматической информации;
  • — сообщает телезрителю информацию о широком спектре противоречивых мнений, представляя тем самым возможность выбора.

В итоге мы можем сделать вывод, что система средств массовой коммуникации нуждается в средствах, наиболее адекватно отображающих действительность, телевиденье в этом плане наиболее эффективно, как синтез устного слова и движущегося изображения.

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание — все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» — обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вступая в новую, современную, информационную эру увеличился интерес и потребность в овладении дополнительных знаний, отсюда рост значения СМИ. С. Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики.

Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта — социальной структуры внутри общества — агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего — личности — ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Учитывая то, какую роль изначально несет с собой журналистская информация, необходимо рассмотреть подробнее все «пространство функций».

Исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В. И. Ленина: Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор.

В 1960;е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции — информационную и воспитательную.

В.Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационную, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую, отдельно выделяет функцию социального управления, непосредственно-огранизаторскую, вытекающую из организаторской, за развлекательную функцию выявляет — рекреативную, культурно-просветительскую, перетекающую из рекреативной и интегративную, как важнейшую функцию, которую выделяют многие исследователи.

Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».

Таким образом, мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора C.Г. Корконосенко и к трудам профессора МГУ В. Т. Третьякова. Они исходят из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: информационная, коммуникативно — интеграционная, организаторская, идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, историческая и рекреативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой