Многообразие типов журнальной периодики
Интересными были статьи о театре. «Мир искусства» первым поднял проблемы художественного оформления спектаклей, театральных декораций и костюмов. Много писалось об архитектуре Петербурга. Журнал организовывал ежегодные выставки новой и старой живописи и портретов."Мир искусства" отдавал дань не только живописи, музыке и театру, но и литературе. В 1900 г. Философов пригласил к сотрудничеству… Читать ещё >
Многообразие типов журнальной периодики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Помимо «толстых» журналов, имевших свои политические ориентиры и амбиции, на рубеже веков появилось много типологически новых изданий журнальной периодики, рассчитанных как на массового читателя (для народного и семейного чтения, самообразования, сатиры и юмора), так и на художественно-литературную элиту (декадентские, театральные и др.).
«Журнал для всех» — стал таковым («для всех»), когда в феврале 1899 г. перешел в руки В. С. Миролюбова. Журнал ориентировался на провинциального читателя, городскую и сельскую интеллигенцию, грамотных крестьян, а дешевая подписка и хороший подбор материалов создали ему небывалую в России популярность. Достаточно сказать, что в 1903 г. тираж журнала составлял 80 тысяч экземпляров.
В программу журнала входили рассказы русских и иностранных писателей, очерки «из мира наук» (научно-популярные статьи по гуманитарным и естественным наукам), рассказы о путешествиях и жизни разных народов и стран, жизнеописания замечательных людей прошлого и современности. «Журнал для всех» имел и традиционные публицистические отделы: «Политическое обозрение», «Внутренняя хроника», «Из жизни народов в России и за границей», религиозно-философский, критики и библиографии.
Но главной в журнале была беллетристика. Миролюбов привлек к сотрудничеству участников кружка «Среды», которые составляли ядро литературного сборника «Знание», объединявших писателей реалистического направления. Идейным центром этой группы литераторов был А. М. Горький. Он то и привлек в «Журнал для всех» А. П. Чехова, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, В. В. Вересаева и других писателей, сотрудничавших ранее в журнале «Жизнь». Миролюбовский журнал давал возможность и творческого объединения лучших писателейреалистов, и, более того, — уникальную возможность познакомить с их творчеством самые широкие круги демократической публики.
При сохранении характерных для толстого журнала отделов и четкого направления, Миролюбов изменил форму издания: журнал стал тоньше — всего 800 страниц годовой комплект (около 70 страниц на один номер — против 300—500 традиционных для «толстого журнала»). Но формат книжек журнала был больше, и печатные шрифты мельче, так что объем текстового материала почти не пострадал.
В конце 1903 г. Миролюбов, будучи одним из инициаторов создания религиозно-философских собраний в Петербурге, пригласил возглавить отдел критики сторонника религиозного идеализма Волжского (А. С. Глинка). Писатели горьковского лагеря вынуждены были покинуть журнал. На смену им пришли символисты: Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, С. К. Маковский. Почти половину номеров журнала занимала проза и поэзия новой волны. В журнале печатали свои стихи А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, А. Белый, К. М. Фофанов и др. Эта литература была трудна для понимания «большой провинциальной публики», привыкшей к реалистическому видению жизни.
Публицистические же отделы оставались по-прежнему острыми и злободневными. Здесь поднимались проблемы земского самоуправления, крестьянской жизни; публиковался с продолжением большой труд А. Кизеветтера «Очерки по истории местного управления в России»; подробно, с демократических позиций, освещались события русско-японской войны.
Назревающие революционные события и настойчивые советы писателей-реалистов (Л. Н. Андреев и др.) привели Миролюбова к мысли о возврате к демократическому направлению, проводимому журналом в 1903 г. В 1905 г. «Журнал для всех» стал одним из самых оппозиционных изданий, а осенью 1906 г. был закрыт.
На рубеже веков сложился тип тонкого популярного еженедельного журнала. Он соединил в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Больший, чем у газеты, объем позволял давать аналитические обзоры текущей жизни, научно-популярные статьи, литературные произведения, а еженедельный выход давал возможность оперативнее, чем «толстый журнал», реагировать на текущие общественно-политические события. Еженедельники имели, как правило, 50—60 страниц текста, среди которого самостоятельное место занимали иллюстрации (фото, рисунки, чертежи, диаграммы и т. п.). Непременным атрибутом «тонких журналов» были многочисленные приложения.
Одним из самых популярных иллюстрированных еженедельников был журнал «Нива» (1870—1917 гг.), издававшийся в Петербурге А. Ф. Марксом для чтения в семейном кругу. В «Ниве» были отделы: литературный, политический (обозрения), культуры (живопись, музыкальные и театральные новости), светской хроники, различных известий и смеси (информация из разных областей жизни), религиозный, новостей общего характера, военный, биографический, географический, этнографический и др.
Журнал имел альбомный формат А4, удобный для помещения иллюстраций (репродукций живописи, календарей, рисунков и фотографий). В год выходило 52 номера журнала с приложением 40 книг «Сборника „Нивы“». Редакторами журнала в разные годы были А. Луговой, князь М. Н. Волконский, А. А. Тихонов, Р. И. Сементковский, В. Я. Светлов, Н. М. Железнов и др.
В литературном отделе «Нивы» печатались произведения И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича, Н. С. Лескова, И. Н. Потапенко, Д. Н. МаминаСибиряка, А. П. Чехова и др. В 1899 г. здесь был впервые напечатан роман Л. Н. Толстого «Воскресенье». Но в основном журнал специализировался на исторических романах с авантюрным сюжетом (авторы — князь М. Н. Волконский, граф Е. А. Солиас и др.). А вот в прилагаемых к журналу томах давались произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Гончарова, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького и др., а также иностранных писателей — Сервантеса, Мольера, Беранже, Гейне, Уайльда и др.
Большой популярностью у читателей пользовался отдел биографий знаменитых людей. Только за первые 30 лет своего существования «Нива» поместила на своих страницах 2131 очерк о выдающихся современниках и исторических лицах. Не менее востребованными были отделы географический и этнографический, где публиковались популярные, хорошо иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине, традициям, верованиям и быту разных народностей, путевые очерки. Все это, а также проблемы современной моды, домоводство и рукоделие, находили свое отражение в журнальных приложениях.
Среди иллюстраций почетное место занимали репродукции с картин известных художников А. Н. Бенуа, Н. П. Богданова-Бельского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. И. Шишкина, И. Е. Репина и др. Под рубрикой «К рисункам» помещались комментарии к напечатанным в номере репродукциям: биографии художников, истории написания картин, объяснялось их содержание. Журнал «Нива» имел просветительскоразвлекательный характер, рассчитанный на интересы «заурядной семьи», или, по выражению Чехова, на «пестрого читателя», который «…если и не образован, то хочет и старается быть образованным, он серьезен, вдумчив и неглуп». Именно для такой аудитории «Нива» стремилась стать единственным журналом и добилась небывалой в России популярности: ее тираж в 1901 г. составил 250 тысяч экземпляров.
Другие семейные еженедельники подобного типа также находили своего благодарного читателя. Просветительско-развлекательную модель с гуманитарным уклоном имели журналы «Родина», «Огонек», «Семья» и др.
К «гуманитарным» еженедельникам для семейного чтения примыкал и журнал И. Д. Сытина «Вокруг света», приобретенный им у братьев Вернеров в 1896 г. Редакторами еженедельника в разное время были Е. Н. Киселев, Е. Н. Поливанова и В. А. Попов. В отделе беллетристики работали Вас. И. Немирович-Данченко, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Тираж журнала 1900;е годы доходил до 40 тысяч экземпляров. За 4 рубля в год подписчики получали 52 иллюстрированных номера и 12 книжек литературного приложения, в которых печатались произведения Виктора Гюго, Вальтера Скотта, Конан Дойля, Александра Дюма, Эдгара По, Редьярда Киплинга, Генриха Сенкевича и др. популярных авторов. Сам журнал специализировался на географических и этнографических описаниях, путешествиях и приключениях «на суше и на море» (под таким названием с 1911 г. выходил альманах). Здесь были отделы: «Научные экспедиции и географические открытия», «Биографии знаменитых путешественников и исследователей», «Из великой книги природы», «Катастрофы в воздухе и драмы на море», «Люди науки, искусства и литературы», «Исторический калейдоскоп», «Современный спорт» и др.
В отличие от «гуманитарных» журналов для семейного чтения, научно-популярные еженедельники для самообразования специализировались в сфере естествознания.
Известный издатель П. П. Сойкин выпускал с 1889 г. журнал «Природа и люди». В отличие от других «семейных журналов», в издании Сойкина приоритет был отдан научному отделу, чтобы нести «свет знаний в русскую семью, будить мысль и давать пищу любознательному уму» [1912. № 47].
Научный отдел помещал очерки по географии, этнографии, естествознанию, химии, физике, астрономии. Все материалы снабжались иллюстрациями.
Естествознание в журнале раскрывалось через описания животных и растений, рассказы об опытах над живой природой, о 42 важнейших открытиях. В этом разделе давались и практические советы по составлению коллекций из растений и насекомых, устройству аквариумов и террариумов. Рассказывая о физике, химии, астрономии и других науках, журнал сообщал не только о последних открытиях и дискуссионных теориях, но и описывал общедоступные опыты, новейшие приборы и приспособления. Позже (в 1911—1912 гг.) в еженедельнике появились «замысловатые вопросы», «задачи на премию» из самых разных областей знания, ответы на вопросы читателей. Таким образом, журнал активно привлекал свою аудиторию к творчеству, саморазвитию, к диалогу с авторским коллективом.
В журнале постоянно выступали талантливые ученые и популяризаторы науки. Среди них русские путешественники А. Елисеев, С. Животовский, А. Никольский, В. Предольский, А. Анучин; ученые В. Анфилов, Я. Берлин, В. Битнер, С. Глазенап, Г. Генкель, Б. Глинский, Н. Золотницкий, Н. Ляшин, Ф. Павлов, Я. Перельман, Л. Щерба, К. Циолковский и др.
Большой интерес представляли публиковавшиеся в журнале биографии знаменитых путешественников, ученых, изобретателей. Беллетристический отдел был представлен в основном приключенческими и фантастическими романами, повестями и рассказами.
В разные годы журнал издавал серийные приложения: «Полезная библиотека», «Научная библиотека», «Народный университет» и др. В качестве дочерних изданий к еженедельнику «Природа и люди» выходили ежемесячные журналы «Мир приключений» (с 1900 г.) и «Знание для всех» (с 1913 г.). Кроме того, журнал предлагал своим подписчикам полные собрания сочинений Ч. Диккенса, К. Дойля, М. Твена, Ж. Верна и других популярных авторов, а также научно-популярные книги «Атмосфера», «Чудеса техники», «Земля до появления человека», «История Петра Великого» и др.
В целом весь журнально-издательский комплекс П. П. Сойкина отличался продуманностью, целесообразностью в достижении поставленной цели — распространения знаний.
Эти же цели преследовали и многие журналы для самообразования, в большом количестве возникшие на рынке повременной печати России на рубеже веков. Вот только некоторые из них: «Помощь самообразованию», «Вестник самообразования», «Путь к знанию», «Хочу все знать», «Учись сам», «Самоучка», «Деревенский самоучка». Некоторые из них быстро исчезали, не найдя своего читателя, другие приобретали благодарных подписчиков и добивались успехов на ниве просвещения.
Наибольшую известность в этой типологической группе изданий приобрел журнал В. В. Битнера «Вестник знания» (1903—1918 гг.). В основе журнала была заложена концепция «народного университета» со статьями, лекциями, беседами, дающими определенную сумму знаний по всем отраслям науки. Эту идею Битнер вынашивал с тех пор, как в конце 80-х годов побывал на заседании многотысячного берлинского общества «Урания». Битнер объединил вокруг «Вестника знания» ученых, литераторов, педагогов. В журнале сотрудничали академик М. М. Ковалевский, историк литературы и искусствовед В. М. Фриче, экономисты А. А. Исаев и А. А. Мануйлов, историк М. М. Хвостов, механик А. П. Котельников, известные публицисты, путешественники, актеры, профессора «Высшей русской школы общественных наук» в Париже и др.
Постоянными в «Вестнике знания» были отделы: «Литература и жизнь», «Научное обозрение» с подотделами «Научные беседы», «Научные новости», «Ответы», «Библиография», «Вопросы народного образования», «Справочный отдел по народному образованию».
Иллюстрированные приложения к журналу, даваемые подписчикам бесплатно, были преобразованы в самостоятельные издания. «Общедоступный университет» представлял систематический курс природоведения; «Энциклопедическая библиотека для самообразования» публиковала оригинальные научные сочинения; «Читальня «Вестника знания» давала материал для легкого самообразовательного чтения.
В 1904 г. журнал реорганизовал отдел «Ответов» в «отдел переписки между подписчиками при посредстве редакции» или «взаимопомощь читателей» «Вестника знания», дав возможность читателям «помогать друг другу советом и делом во всех их нуждах». На этой основе был организован «Союз подписчиков „Вестника знания“» с официально зарегистрированной программой, уставом, структурой управления. Союз организовывал профессиональные и образовательные курсы, чтения лекций, экскурсии, открывал музеи, библиотеки, лаборатории, книжные склады, издавал книги и брошюры. Союз проводил всероссийские и региональные съезды подписчиков. Таким образом, сбылась мечта В. В. Битнера о русской «Урании».
Энциклопедический тип научно-популярного журнала представлял «Вестник и библиотека для самообразования», выпускавшийся издательской фирмой Брокгауза и Ефрона в 1903—1905 гг. Хорошей рекламой этому изданию стал вышедший накануне знаменитый «Энциклопедический словарь». Редактором «Вестника» был профессор П. И. Броунов.
Иллюстрированные научно-популярные журналы и журналы для самообразования представляли в то время уникальный отряд 44 печати. Они не только отражали историю развития всех отраслей науки, экономики, культуры, научно-технических и социальных преобразований общества, но и являлись прекрасным образцом просветительской прессы. В них сочеталась постановка крупных научно-технических проблем и информация из разряда «это любопытно» и «сделай сам». К сотрудничеству в журналах привлекались лучшие русские ученые, популяризаторы науки, что позволило добиться высокого научного уровня в сочетании с доступностью языка и стиля изложения.
Журналы русского модернизма возникли на волне «нового» искусства, заявившего себя не только в литературе, но и в живописи, театре, музыке, архитектуре. Эта «новая волна» не «вписывалась» в традиционные типы «толстых» и «тонких» журналов, тяготевших к реалистическому видению мира. Поэтому был «изобретен» особый тип издания — журнал-манифест, теоретически обосновывающий новые течения в искусстве и показывающий образцы этого искусства. Первым из таких изданий стал художественно-иллюстрированный журнал «Мир искусства» (С.-Петербург, 1898—1904 гг.). Основателями его стали художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, литературный критик Д. В. Философов, композитор А. Нурок, В. Ф. Нувель и С. П. Дягилев.
Уже оформление журнала, с виньетками, заставками, рисованными шрифтами, удивляло современников своей оригинальностью и новизной. Обложки создавались художниками ежегодно новые. Репродукции художников-модернистов печатались альбомом в начале номера на хорошей бумаге.
Главной задачей журнала-манифеста было знакомить читателей с тем, что редакция считала ценным в художественном отношении. «Мир искусства» постоянно восхвалял в статьях и показывал в репродукциях произведения художников «нового стиля»: В. Васнецова (репродукция картины «Богатырская застава» открывала первый номер), И. Левитана, К. Коровина и др. Пропаганда «нового стиля» велась на фоне борьбы против академизма и против искусства передвижников.
Вместе с тем журнал знакомил своих читателей с портретной живописью давно позабытых старых русских мастеров XVIII—XIX вв. (В. Боровиковский, Д. Левицкий, В. Тропинин).
Интересными были статьи о театре. «Мир искусства» первым поднял проблемы художественного оформления спектаклей, театральных декораций и костюмов. Много писалось об архитектуре Петербурга. Журнал организовывал ежегодные выставки новой и старой живописи и портретов."Мир искусства" отдавал дань не только живописи, музыке и театру, но и литературе. В 1900 г. Философов пригласил к сотрудничеству символистов Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, а также известных философов В. В. Розанова, Л. Шестова и др. С появлением литераторов журнал приобрел некую полноту отражения мира искусства, к которой стремилась редакция. Однако «мирискусстническому девизу самодельного творчества „Мережковский и другие“ противопоставляли подход к искусству как к форме проповеди». Несовпадения во взглядах привели к разрыву. В 1903 г. Мережковский, Гиппиус и другие литераторы ушли из «Мира искусства» и организовали свой журнал «Новый путь». А в 1904 г. закрылся и журнал художников. Он не имел большой аудитории (тираж около 1000 экз.), да и идеи «манифеста нового искусства» были исчерпаны.
Петербургские символисты же, вопреки ожиданиям В. Брюсова, объявили журнал «Новый путь» (1903—1904 гг.) органом религиознофилософских собраний, а не чисто литературным изданием. Юридическим редактором-издателем и спонсором журнала был П. П. Перцов, фактически же всем управляли Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус. Цель журнала: «Дать возможность выразиться в какой бы то ни было литературной форме — в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье и беглой заметке — тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе с пробуждением религиознофилософской мысли».
В отделе «Религиозно-философской хроники» помещались заметки о церковной жизни; в отделе из частной переписки помещались материалы, спорные с точки зрения редакции (например, письмо Андрея Белого); в «Литературной хронике» Философов и Гиппиус публиковали враждебно-насмешливые отзывы по отношению к противникам символизма (например, на беллетристику журнала «Русское богатство»); в «Политической хронике» (позже «Внутренняя хроника») В. Я. Брюсов, затем Г. Чулков давали краткие обзоры текущих событий.
В 1903 г. «Новый путь» имел 2500 подписчиков, а в 1904 г. едва набрал 1070 подписчиков и имел большие финансовые затруднения. В январе 1905 г. «Новый путь» сообщил о своей приостановке и высылке подписчикам нового журнала «Вопросы жизни». Но это было уже другое издание.
«Новый путь» стал первой попыткой издания журнала-манифеста «чистыми» литераторами. Однако эстетические проблемы в нем уступали место проблемам философским и религиозным.
Исправить эту ошибку петербургских символистов попыталась группа московских поэтов, объединившихся вокруг издательства 46 «Скорпион». По инициативе В. Я. Брюсова в 1904 г. начал издаваться журнал-манифест «нового» искусства «Весы». Основной целью журнала ставилась пропаганда эстетических идей творчества вообще и творчества символистов в частности. Редактором-издателем журнала стал С. Поляков, а идейным руководителем — В. Я. Брюсов.
Журнал имел два отдела: общие статьи по вопросам искусства, науки и литературы и «хроника литературной и художественной жизни». Самым необычным был отказ журнала от беллетристики, которая, по мнению Брюсова, должна издаваться в отдельных книжках или сборниках. Это было большой редакторской ошибкой, которую позже пришлось исправлять. Сам Брюсов напечатал в журнале свой нашумевший роман «Огненный ангел» и ряд повестей.
«Весы» были меньшего объема, чем предыдущие журналы-манифесты (6—7 печатных листов), печатался на хорошей бумаге с иллюстрациями, в том числе цветными. Оформлением его занимался Л. Бакст, поэтому обложки «Весов» чем-то напоминали «Мир искусства».
Основными теоретиками журнала выступали Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис. Первый номер открывался манифестом символистов в статье «Ключи тайн»; идеи символизма развивались затем в статьях «Священная жертва» и «Страсть», которые должны были стать началом ежемесячных бесед Брюсова под рубрикой «Вехи». Брюсов писал много рецензий с теоретическими выкладками в «Хронике литературной и художественной жизни», печатал короткие материалы в разделах «Заметки», «В журналах и газетах», «Хроника», «Горестные заметки», «Мелочи» и т. д. В 1906 г. в «Весы» пришли Мережковский и Гиппиус. Брюсов стал тяготиться журнальной работой и постепенно отходил от новой редакции. По его мнению, идеи символизма нашли признание, и тип журнала-манифеста исчерпал себя. В 1909 г. издание «Весов» прекратилось.
Последующие модернистские журналы — «Золотое руно» (1906— 1909 гг.), издававшийся Н. П. Рябушинским, а «Аполлон» (1909— 1918 гг.) С. Маковского — во многом подражали «Миру искусства». С 1913 г. «Аполлон» превратился в журнал-манифест акмеизма. Здесь работали поэты «новой волны» — Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др. А с 1914 г. журнал полностью переориентировался на искусствознание (современная художественная жизнь, эстетическое образование, охрана памятников, музейное дело, коллекции и аукционы, техника живописи и графики и т. д.).
Модернистскими «манифестами» были и многие театральные журналы.
Для начала XX в. характерно активное вхождение капитала в газетножурнальное дело, появление мощных издательских конгломератов — акционерных обществ, паевых товариществ и талантливых издателей — А. С. Суворина, И. Д. Сытина, А. Ф. Маркса, П. П. Сойкина и др. И хотя жесткие цензурные условия препятствовали дальнейшему типологическому развитию системы периодической печати, процессы внутреннего ее совершенствования шли необычайно быстро. Тип толстого литературно-художественного энциклопедического журнала приобрел новые модификации: литературно-энциклопедическую для народного чтения; иллюстрированных еженедельников для семейного чтения, научно-популярных и самообразовательных журналов, специализированных в области искусства и литературы журналов-манифестов.
Газетные издания по количеству и тиражу развиваются опережающими темпами. Появляются массовые ежедневники, выходящие несколькими выпусками. В идеологической палитре изданий «направление» приобретает все более четкие политические черты, определяя приоритеты будущих партийных изданий консерваторов и либералов. Заграничные издания социалистов (социал-демократов, эсеров, анархистов) провозгласили себя партийными органами и распространяли нелегально свои программные ценности. Наступал революционный 1905 г.