Источники и методы получения доказательств при проведении проверок кредитных операций
При аудите кредитов и займов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется их аналитический учет. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо налажен их аналитический учет. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры… Читать ещё >
Источники и методы получения доказательств при проведении проверок кредитных операций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
аудиторский проверка нарушение кредитный В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете в РФ» регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех уровнях — трех внешних и одном внутреннем.
Первый (высший, законодательный) уровень системы регулирования — это Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральные законы.
Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета — методологический — включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.
Третий уровень системы нормативного регулирования — методический — представлен методическими указаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Четвертый уровень представлен учетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она и подлежит тщательному исследованию в ходе аудита [5, C.52].
Таким образом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность, регистры налогового учета и налоговые декларации являются источниками информации для аудиторской проверки кредитных операций.
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту. Выбранное экономическим субъектом решение аудитор при необходимости может сравнить с другими имеющимися вариантами, провести необходимый анализ и дать рекомендации по организации ведения учета.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, которые должны быть утверждены в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включается рабочий план счетов бухгалтерского учета. Он содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Состав рабочего плана счетов зависит от:
принятой предприятием учетной политики;
применяемых учетных решений;
глубины аналитического учета;
разделения учета на управленческий, финансовый, налоговый [5, C.53].
В методике аудиторской проверки должны быть предусмотрены схемы бухгалтерских проводок, соответствующих основным учетным решениям по учету кредитов и займов. Что касается альтернативных учетных решений по учету кредитов и займов, то в соответствии с пунктом 32 ПБУ 15/01 в составе информации об учетной политике организации необходимо наличие как минимум таких данных, как:
перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную;
состав и порядок списания дополнительных затрат по займам;
выбор способов начисления и распределения причитающихся доходов по заемным обязательствам;
порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
В соответствии с ПБУ 15/01 по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов, и, таким образом, этот вопрос, который не так давно являлся элементом учетной политики, в настоящее время таковым не является.
Предприятия и организации могут использовать различные первичные учетные документы — как унифицированные первичные документы так и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
В методике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть представлены типовые формы первичных учетных документов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных документов, разработанных предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.
По учету кредитов и займов государством не разрабатываются типовые унифицированные формы. Предприятия и организации разрабатывают формы первичных документов по учету кредитов и займов самостоятельно.
При аудите кредитов и займов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют также:
выписки банка, если проценты снимаются с расчетных, валютных и прочих счетов;
выписки банка по ссудному счету;
платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
мемориальные ордера банка;
кредитные договоры;
договоры займа;
договоры залога;
договоры страхования невозврата кредитов;
дополнительные соглашения к кредитным договорам и др. [8, C.65].
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета — карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Аналитический учет по кредитам и займам на предприятии должен быть организован по:
видам кредитов и займов (рублевый, валютный);
банкам, прочим организациям и физическим лицам, у которых он был получен;
целевому назначению кредитов;
срокам (просроченные кредиты; кредиты, срок погашения которых еще не наступил);
участию в расчете налогооблагаемой прибыли [8, C.69].
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет кредитов и займов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проконтролировать правильность начисления процентов по этим кредитам и займам.
При аудите кредитов и займов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется их аналитический учет. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по кредитам и займам, если на предприятии плохо налажен их аналитический учет. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начинать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнение этой работы работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).
Как было сказано выше, состав регистров синтетического учета зависит от формы счетоводства. В настоящее время на российских предприятиях применяют три основные формы учета: журнально-ордерную, мемориально-ордерную и автоматизированную.
Большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную формы учета с автоматизированной системой. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, учет товаров, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций. Остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер [3, C.48].
В соответствии с Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.
В порядке исключения, кассовые операции, операции по расчетному и спецссудному счету в банке и по зачету взаимных требований регистрируются по кредиту и дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля, а также для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.
Исходя из принципа регистрации учетных данных по кредитовому признаку записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.
Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический учет ведется объединенно в единых регистрах, также находят отражение в журналах-ордерах, предназначенных для регистрации записей по кредиту этих счетов. Журналы-ордера, где наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и аналитический учет, содержат два раздела: один — для записи операций по кредиту счета (собственно журнал-ордер), другой — для отражения показателей аналитического учета.
Учет операций, отражаемых на счетах учета краткосрочных и долгосрочных кредитов банков, осуществляется в журнале-ордере № 4 или № 4-а и в ведомости № 3.
Предприятия, не пользующиеся специальным ссудным счетом, применяют журнал-ордер № 4. Для предприятий и организаций, пользующихся специальным ссудным счетом, для учета кредитных операций предназначены журнал-ордер № 4-а и ведомость № 3.
В журналах-ордерах № 4 и № 4-а в разделе, представляющем собственно журнал-ордер, находят отражение кредитовые обороты по счетам 66 и 67 в разрезе корреспондирующих счетов, а на последней странице — аналитические данные по указанным ссудам и кредитам. В журнале-ордере № 4-а кредитовые обороты по специальному ссудному счету приводятся отдельно от оборотов по прочим краткосрочным ссудам банка.
В ведомости № 3 (там, где она применяется) приводятся дебетовые обороты по специальному ссудному счету в разрезе корреспондирующих бухгалтерских счетов [3, C.49].
В журналах-ордерах № 4 и № 4-а аналитический учет ссуд и кредитов ограничивается лишь отражением сальдо на конец месяца раздельно по каждому виду ссуд или кредитов банка.
Записи кредитовых оборотов в журналах-ордерах № 4 и № 4-а по счетам 66 и 67, сальдо на конец месяца по ссудам и кредитам в аналитическом разрезе, а также дебетовых оборотов по специальному ссудному счету в ведомости № 3 осуществляются на основании выписок банка. При этом суммы по корреспондирующим счетам показываются по выписке в целом.
Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер.
Если бухгалтерский учет на предприятии полностью компьютеризован, то в программе, при помощи которой обрабатываются первичные данные, предусмотрен, как правило, большой перечень самых разнообразных форм. Назовем наиболее часто встречающиеся в бухгалтерских программах формы:
журнал-ордер по счету;
карточка по счету;
анализ счета;
обороты по счету на определенную дату.
При аудите кредитов и займов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы или самому сформировать ее, так как из нее он сможет получить интересующую его информацию.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:
бухгалтерский баланс — форму № 1;
отчет о прибылях и убытках — форму № 2;
отчет об изменениях капитала — форму № 3;
отчет о движении денежных средств — форму № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — форму № 5 [1, C.152].
Помимо регистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета и налоговые декларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимной увязки показателей форм отчетности — формы № 1 и формы № 5.
В соответствии с ФСА № 5 «Аудиторские доказательства» аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу.
Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
К аудиторским доказательствам относятся:
первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:
инспектирования;
наблюдения;
запроса;
подтверждения;
пересчета (проверки арифметических расчетов аудируемого лица);
аналитических процедур [1, C.153].