Регулирование трудовых отношений
При составлении графика отпусков должно быть учтено право отдельных категорий работников использовать отпуск в удобное для них время. Федеральные законы к их числу относят несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов. В соответствии с ч. 4 ст. 123 ТК РФ по желанию мужа ежегодный отпуск предоставляется ему в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его… Читать ещё >
Регулирование трудовых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задача 1.
Горошкина по окончании отпуска по уходу за ребенком обратилась с просьбой предоставить ей ежегодный оплачиваемый отпуск. В график отпусков она не была включена, так как использовала первый отпуск авансом перед уходом в отпуск по беременности и родам, затем отпуск по уходу за ребенком. Однако Горошкина настаивала на предоставлении ей отпуска.
Разъясните порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска.
Как должен быть решен спор и куда работница может обжаловать отказ в предоставлении отпуска?
Ответ: В соответствии со ст. 114 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работникам предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В ч. 1 ст. 115 ТК РФ говорится о том, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Удлиненный основной отпуск предоставляется продолжительностью свыше 28 календарных дней в соответствии с действующим законодательством.
В связи с изложенным можно констатировать, что работнику в течение каждого рабочего года гарантируется право на предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью, предусмотренной законодательством. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по предоставлению работнику отпуска установленной законодательством продолжительности [1].
В соответствии с ч. 1 ст. 122 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев непрерывной работы в организации.
В ст. 121 ТК РФ перечислены периоды, включаемые в стаж работы, дающий работнику право на основной оплачиваемый отпуск. К их числу отнесены: 1) время фактической работы; 2) время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха; 3) время вынужденного прогула при незаконном увольнении или незаконного отстранения от работы с последующим восстановлением на прежней работе; 4) период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине; 5) время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.
В ч. 2 ст. 121 ТК РФ перечислены периоды, которые не включаются в стаж работы, дающий право на отпуск. К ним отнесены: 1) время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе отстранения от работы на законных основаниях; 2) время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста. Перечень периодов, не подлежащих включению в стаж работы, дающий право на отпуск, является исчерпывающим. Однако работодатель может за счет собственных средств обеспечить включение перечисленных периодов в этот стаж.
Таким образом, по истечении шести месяцев работы, то есть при наличии стажа работы, дающего право на отпуск, работник получает право на отпуск за первый год работы.
В ч. 2 ст. 122 ТК РФ перечислены категории работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск до истечения шести месяцев работы в организации. К их числу отнесены: 1) женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него; 2) работники в возрасте до восемнадцати лет; 3) работник, усыновивший ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев.
В федеральных законах могут быть названы и другие категории работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы в организации. Перечисленным в федеральном законе работникам работодатель обязан предоставить отпуск до истечения шести месяцев работы в организации. Время предоставления таких отпусков определяют перечисленные в федеральном законе работники путем подачи соответствующего заявления работодателю.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления оплачиваемых отпусков, установленной в организации.
Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым ежегодно работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.
График является локальным нормативным актом (ч. 1 ст. 123 ТК РФ), он распространяется как на работников, работающих в организации, так и поступающих в нее на работу в течение календарного года. В связи с чем график может быть обжалован в судебном порядке, при этом работодатель должен доказать отсутствие дискриминационных мотивов при его утверждении. Мнение профсоюза не является для работодателя обязательным, однако оно учитывается при рассмотрении заявления о его признании недействительным в качестве одного из доказательств по делу. Работодатель вправе вносить изменения в график отпусков в том же порядке, в котором он утверждался. Такие изменения также могут быть обжалованы в суд.
При составлении графика отпусков должно быть учтено право отдельных категорий работников использовать отпуск в удобное для них время. Федеральные законы к их числу относят несовершеннолетних, беременных женщин, инвалидов. В соответствии с ч. 4 ст. 123 ТК РФ по желанию мужа ежегодный отпуск предоставляется ему в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его работы в организации. Перечисленные в федеральном законе работники должны представить работодателю до составления им графика письменные заявления с указанием времени использования отпуска. В графике отпусков время предоставления им отпуска должно быть определено в соответствии с поданными работодателю заявлениями. В дальнейшем названные работники могут изменить время использования отпуска лишь по соглашению с работодателем. В тех случаях, когда обстоятельства, позволяющие работнику самостоятельно определить время отпуска, наступили после утверждения графика отпусков, работник вправе обратиться к работодателю с заявлением об изменении графика отпусков в части установления ему времени отпуска. Данное заявление должно быть удовлетворено либо путем внесения изменений в график отпусков, либо предоставлением работнику отпуска не в соответствии с графиком отпусков, а в срок, указанный в заявлении работника.
Срок использования работником отпуска может быть определен по соглашению между работником и работодателем. Данное соглашение не должно ухудшать положение работника по сравнению с законодательством, например, предусматривать предоставление отпуска меньшей продолжительности, чем гарантирована в законодательстве.
Вывод: Согласно ст. 260 ТК РФ перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации. В данном случае Горошкина уже использовала отпуск авансом перед уходом в отпуск по беременности и родам, поэтому требования ст. 260 ТК РФ выполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается: время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста. Поэтому Горошкина после отпуска по уходу за ребенком не имеет права пользоваться очередным отпуском и ей в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска будет отказано.
Обжаловать действия работодателя по предоставлению отпуска Горошкина может в федеральную инспекцию труда, комиссию по трудовым спорам и в суд.
Задача 2.
Несовершеннолетняя Шапкина (17 лет) была принята в рекламное агентство курьером. На работу систематически опаздывала, за что ей 10 апреля было объявлено замечание. 7 ноября она не вышла на работу, считая его праздником, и была предупреждена директором о возможности ее увольнения. Однако Шапкина не изменила своего отношения к работе и 11 декабря была уволена по п. 5 ст. 81 ТК РФ.
При каких условиях работник может быть уволен по п. 5 ст.81 ТК РФ?
Где может быть рассмотрен спор о восстановлении на работе?
Какое решение должно быть вынесено по данному спору?
Ответ: Согласно ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Пункт 5 ст. 81 ТК РФ содержит основание увольнения — неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Нарушением трудовой дисциплины является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязанностей по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.) [2].
Правомерным будет увольнение по этому основанию, если есть одновременно следующие обстоятельства: 1) работник имеет дисциплинарное взыскание за последний рабочий год (наложенное более года назад уже не действует); 2) работник совершил дисциплинарный проступок, т. е. трудовое правонарушение, — не исполнил свою трудовую обязанность без уважительных причин; 3) работодатель взял у него письменное объяснение о причинах трудового правонарушения не позднее месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения; 4) работодатель учел все его предшествующее поведение, его долголетнюю добросовестную работу, обстоятельства проступка. Данное основание содержит вину работника, поэтому при увольнении учитываются степень и форма вины.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ"[3] (с изм. от 28 сентября 2010 г.) «по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что:
- 1) совершенное работником нарушение, явившееся поводом к увольнению, в действительности имело место и могло являться основанием для расторжения трудового договора;
- 2) работодателем были соблюдены предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания.
При этом следует иметь в виду, что:
- а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка;
- б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;
- в) в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое на соблюдение процедуры учета мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 193 ТК РФ); отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации работ), не прерывает течение указанного срока;
- г) к отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые работодателем в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, отпуска без сохранения заработной платы".
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» «при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по п. 5 ч. 1ст. 81 ТК РФ, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.).
К таким нарушениям, в частности, относятся:
а) отсутствие работника без уважительных причин на работе либо рабочем месте.
При этом необходимо иметь в виду, что если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т. п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).
При этом следует иметь в виду, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ;
в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе".
В соответствии со ст. 269 ТК РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Расторжение трудового договора с работником моложе 18 лет по инициативе работодателя осуществляется на тех же основаниях и в том же порядке, что и расторжение трудового договора со взрослым работником.
Статья 269 ТК РФ говорит о том, что согласие дает «соответствующая государственная инспекция труда». Согласие государственной инспекции по труду должно быть выражено в письменной форме.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В их функции входит осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах, в том числе в сфере труда, с целью выявления и устранения причин, способствующих безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и их антиобщественному поведению.
Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на увольнение работника в возрасте моложе 18 лет должно быть принято коллегиально и оформлено постановлением.
Согласие государственной инспекции труда и инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав требуется в том случае, если на момент принятия работодателем решения об увольнении работнику не исполнилось 18 лет.
Согласие государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав требуется при расторжении трудового договора по всем основаниям по инициативе работодателя, за исключением ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии со ст. 391 ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника рассматриваются в судах, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора. Поэтому спор о восстановлении на работе по заявлению Шатровой должен рассматриваться в суде общей юрисдикции.
Вывод: Работодатель имеет право в одностороннем порядке по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с Шапкиной в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Однако данное увольнение будет законным только в случае надлежащего оформления и соблюдению порядка предусмотренного ТК РФ. Так правомерным будет увольнение по этому основанию, если: 1) Шапкина имела дисциплинарное взыскание за последний год (дисциплинарное взыскание сохраняет свою силу в течение одного календарного года со дня его применения (ст. 194 ТК РФ). Не должны учитываться примененные к работнику иные меры, не относящиеся к числу дисциплинарных взысканий (лишение премии, льготных путевок в дома отдыха, изменение времени очередного отпуска)). В данном случае 10 апреля Шапкиной было объявлено замечание (однако данное дисциплинарное взыскание должно быть надлежащим образом оформлено с получением объяснения Шапкиной и приказом об объявлении замечания); 2) Шапкина совершила дисциплинарный проступок, т. е. трудовое правонарушение, — не исполнила свою трудовую обязанность без уважительных причин (в условиях задачи об этом не указано конкретно, только указано, что 7 ноября Шапкина не вышла на работу, считая его праздником, и была предупреждена директором о возможности ее увольнения. Но предупреждение не является дисциплинарным взысканием, а месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания в соответствии со ст. 193 ТК РФ истек. Если же Шапкина совершила новый дисциплинарный проступок в декабре, то данное условие соблюдено); 3) работодатель взял у Шапкиной письменное объяснение о причинах трудового правонарушения не позднее месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения; 4) работодатель учел все предшествующее поведение Шапкиной, обстоятельства проступка и вину Шапкиной.
Кроме того, в соответствии со ст. 269 ТК РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. А в данном случае в условиях задачи ничего не сказано, о том, что работодатель такое согласие получал. Если Шапкина была уволена по инициативе работодателя без согласия хотя бы одного из указанных органов, то она подлежит восстановлению на работе судом. Виновное в таком увольнении должностное лицо будет нести материальную ответственность за ущерб в связи с оплатой вынужденного прогула уволенному.
В соответствии с ч. 2 ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора. Поэтому Шапкина может обжаловать незаконность увольнения и восстановление на работе в суд общей юрисдикции (районный суд).
Задача 3.
труд отпуск работодатель охрана На одной из строительных площадок г. Екатеринбурга рухнул башенный кран: двое рабочих погибли, еще двое получили серьезные травмы и были доставлены в стационар. Прокуратура решила возбудить уголовное дело.
Ростехнадзор вынес решение о проверке всех строительных площадок города.
Какова роль прокуратуры в области охраны труда?
Какие полномочия в области охраны труда имеет Ростехнадзор?
Каков порядок расследования и учета групповых несчастных случаев?
Ответ: За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), созданная путем передачи ей функций по контролю и надзору, осуществляемых в соответствующих сферах деятельности другими государственными органами.
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401[4] (с изм. и доп. от 24 марта 2012 г.), служба, в частности, является:
- — органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- — специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
- — органом государственного горного надзора;
- — органом государственного энергетического надзора.
Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляется Правительством РФ.
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На Ростехнадзор возложено выполнение функций по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору имеют право:
- 1) проводить беспрепятственно проверки подконтрольных объектов и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции, а также привлекать по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, объединениями и организациями их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
- 2) выдавать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений, правил и норм по безопасному ведению работ, хранению и использованию взрывчатых материалов, а также по разработке, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации технологических процессов и оборудования, охране недр;
- 3) вносить на рассмотрение Министерства промышленности и энергетики РФ проекты нормативно-технических документов, относящиеся к деятельности Федеральной службы по технологическому надзору;
- 4) давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности и охраны труда, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда имеется угроза их жизни или возникновения аварии, в случае необходимости непосредственно приостанавливать работы и выводить людей с рабочих мест, опечатывать места проведения работ и оборудование;
- 5) приостанавливать действие или аннулировать выданные разрешения на ведение лицензионной деятельности в случаях, когда возникает угроза аварий, гибели людей или нанесения ущерба их здоровью;
- 6) привлекать в установленном законодательством порядке должностных лиц к административной ответственности за нарушение правил охраны труда;
- 7) передавать в необходимых случаях материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности;
- 8) проверять в подконтрольных организациях и на объектах соблюдение установленного порядка допуска работников к работе, их инструктажа и обучения безопасным методам ведения работ, а также порядка аттестации и проверки знаний в области охраны труда;
- 9) проводить проверку знаний правил и норм безопасности, технологических регламентов специалистами, а также инструкций по охране труда и безопасному ведению работ другими работниками;
- 10) участвовать в проверке знаний правил и норм по охране труда у вновь назначенных руководителей организаций, объектов и в установленные сроки — у других специалистов;
- 11) вносить обязательные для исполнения представления в органы государственной власти и местного самоуправления, организации об освобождении в установленном законодательством порядке от занимаемой должности лиц систематически нарушающих правила и нормы по безопасному ведению работ и охране труда, самовольно возобновляющих работы, эксплуатацию оборудования и объектов, приостановленных законным распоряжением должностных лиц Федеральной службы по технологическому надзору, нарушающих порядок хранения и использования взрывчатых веществ, не имеющих права руководить горными, буровыми, взрывными, маркшейдерскими, газоопасными, электротехническими работами, а также работами, связанными с изготовлением, монтажом, ремонтом и эксплуатацией объектов котлонадзора, подъемных сооружений и газового хозяйства, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний правил и норм безопасности;
- 12) проводить в установленном законодательством порядке техническое расследование обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма, утраты взрывчатых материалов и принимать по результатам обязательные для исполнения решения по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы по технологическому надзору;
- 13) давать организациям, ведущим разработку, изготовление и монтаж оборудования, обязательные для выполнения указания об устранении конструктивных недостатков, а также недостатков в изготовлении и монтаже оборудования, снижающих безопасность его эксплуатации;
- 14) проверять в необходимых случаях на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях соответствие требованиям безопасности оборудования для горнодобывающих отраслей промышленности, взрывозащитного электрооборудования поднадзорных производств и объектов, газового оборудования, специализированных вагонов и контейнеров для перевозки опасных грузов, подъемных сооружений, котлов и трубопроводов для пара и горячей воды, сосудов, предназначенных для работы под давлением, а также другого потенциально опасного оборудования, применяемого на поднадзорных производствах, приостанавливать выпуск и запрещать применение указанного оборудования и транспортных средств при их несоответствии требованиям безопасности и утвержденным техническим решениям;
- 15) получать от органов государственной власти и работодателей информацию о состоянии безопасности, авариях и производственном травматизме, об использовании и охране недр, материалы, документы и иные сведения по вопросам, входящим в компетенцию Федеральной службы по технологическому надзору;
- 16) проверять у должностных лиц и иных работников наличие документов, дающих право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью и др.
Перечисленным правам должностных лиц Федеральной службы по технологическому надзору корреспондируют обязанности должностных лиц, работодателей, их представителей, работников по выполнению законных требований в сфере осуществления государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности.
Таким образом, Ростехнадзор имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования и применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» [5] (с изм. и доп. от 30 ноября 2012 г.) осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.
При осуществлении своих функций органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением законности в соответствующих сферах, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Проверка исполнения законов (в том числе и в области охраны труда), проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором, а также заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина. При этом прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов исполнительной власти РФ, представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также в помещения организаций и требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан, разъяснять гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина и т. д.
Если установлен факт нарушения закона либо принятия акта, нарушающего права человека и гражданина, выявлены другие факты нарушения законности в указанной сфере, прокурор или его заместитель могут:
- 1) принести протест на акт, нарушающий закон;
- 2) внести представление об устранении нарушений.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу), или в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а если протест принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе сократить 10-дневный срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ст. 23 Закона о прокуратуре).
Представление об устранении нарушений закона вносится в правомочный орган или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В пределах месяца с этого дня должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме. Если его представление рассматривает коллегиальный орган, прокурор извещается о дне заседания (ст. 24 Закона о прокуратуре).
В случаях, когда нарушение трудовых прав работника имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно сообщает о правонарушении и передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела.
При наличии оснований полагать, что имело место преступное нарушение законодательства о труде или требований охраны труда, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы виновные были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан является обращение прокурора в суд. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере: трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Трудовым кодексом РФ в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма.
Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого работник получил травму, острое отравление, тепловой удар, ожог, поражение электрическим током или другое повреждение здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть.
В соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию подлежат несчастные случаи, произошедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности:
- 1) при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды;
- 2) выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом или по окончании работы;
- 3) при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- 4) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем либо на личном транспортном средстве (в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях);
- 5) при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- 6) при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая;
- 7) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);
- 8) при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время и др.
Большое значение для расследования несчастного случая и его предотвращения имеет порядок извещения о таком случае. Трудовым кодексом РФ предусмотрены:
- 1) единый порядок сообщения по установленной форме при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом как для работодателей — юридических лиц, так и физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;
- 2) порядок извещения о несчастных случаях на судне, находящемся в плавании (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности);
- 3) порядок направления работодателями извещения по установленной форме о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом (ст. 228.1 ТК РФ).
Обязанность извещения о несчастном случае возлагается на работодателя.
По общему правилу работодатель обязан в течение суток направить извещение по установленной форме:
- а) в государственную инспекцию труда;
- б) в прокуратуру;
- в) в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации работодателя;
- г) работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
- д) в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;
- е) в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ж) в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
Форма извещения о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) установлена Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» [6].
Согласно ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, — должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными — представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и общероссийского объединения профессиональных союзов. Возглавляет комиссию руководитель государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда соответствующей государственной инспекции труда или его заместитель по охране труда, а при расследовании несчастного случая, происшедшего в организации или на объекте, подконтрольных территориальному органу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, — руководитель этого территориального органа.
По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего — его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней (ч. 1 ст. 229.1 ТК РФ).
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений (ч. 2 ст. 229.1 ТК РФ).
В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности — объяснения от пострадавшего.
Материалы расследования несчастного случая включают: приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая; планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости — фотои видеоматериалы; документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов; выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших; экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний; медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами; выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; другие документы по усмотрению комиссии. Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акто несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
В соответствии со ст. 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю на производстве, повлекшему смерть потерпевшему, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Результаты расследования несчастных случаев на производстве рассматриваются работодателем с участием профсоюзного органа данной организации для принятия решений, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, определенная комиссией по расследованию несчастного случая на производстве.
Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем (уполномоченным им представителем) и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве.
Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.
По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях — в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев.
Задание Разъяснить отличия неполного рабочего времени от сокращенной продолжительности.
Неполное рабочее время — это часть нормальной продолжительности рабочего времени, т. е. часть полной меры продолжительности труда в отличие от сокращенного рабочего времени, которое представляет собой полную меру продолжительности труда. Указанное обстоятельство предопределяет различие в оплате работы при сокращенном и неполном рабочем времени. При сокращенном рабочем времени работа оплачивается, как правило, в полном размере. Работа же при неполном рабочем времени оплачивается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ (ст. 93 ТК РФ).
Кроме того, неполное рабочее время может быть установлено любому работнику по соглашению между ним и работодателем. Причем неполное рабочее время может быть установлено работнику как при приеме его на работу, так и впоследствии (т.е. во время действия трудового договора); как на определенный срок, так и без указания срока. Соглашение между работником и работодателем о неполном рабочем времени может предусматривать уменьшение рабочего времени на любое количество часов или рабочих дней без каких-либо ограничений. Сокращенная же продолжительность рабочего времени устанавливается законом, коллективным договором для определенных категорий работников и носит обязательный характер для работодателя. При этом продолжительность сокращенного рабочего времени определяется соответствующим нормативным актом либо коллективным договором.
В определенных случаях по заявлению работника работодатель обязан установить ему неполное рабочее время. Категории таких работников указаны в ст. 93 ТК РФ. К ним относятся беременные женщины, один из родителей (опекун, попечитель), имеющий ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (ст. 93 ТК РФ). Кроме того, работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе инвалида, если такой режим необходим ему в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно Положению о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время режимы труда и отдыха женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, устанавливаются администрацией по согласованию с профсоюзом и с учетом пожеланий женщины.
Режим работы при неполном рабочем времени может предусматривать:
- — сокращение продолжительности ежедневной работы на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели (например, на 2 часа ежедневно);
- — сокращение количества рабочих дней в неделю, но при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (например, работник освобожден от работы во вторник и четверг);
- — сокращение количества рабочих дней в неделю при одновременном сокращении продолжительности ежедневной работы (п. 8 разъяснения «О порядке представления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденного постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34).
Может быть применен и такой режим неполного рабочего времени, когда ежедневная работа разделяется на части (например, утренняя и вечерняя доставка почты в офис предприятия и т. д.). По общему правилу продолжительность ежедневной работы не должна быть менее 4 часов, а рабочей недели — менее 20−24 часов. Однако в зависимости от конкретных обстоятельств работодатель и работник могут устанавливать иную продолжительность рабочего времени.
Если установлено неполное рабочее время, то:
- 1) по общему правилу оплаты труда производится пропорционально отработанному работником времени (так, если работник работает 20 часов в неделю, то и оплата его труда должна уменьшиться вдвое и т. д.);
- 2) может иметь место и полная оплата труда, если работник (несмотря на неполное рабочее время) в полном объеме выполняет свою работу;
- 3) каких-либо неблагоприятных последствий (например, сокращение продолжительности отпуска, сокращении трудового стажа и т. п.) для работника — применение неполного рабочего времени — не влияет.
Итак, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений их трудовых прав. Им точно так же, как и другим работникам, предоставляются полные ежегодные и учебные отпуска, время работы засчитывается в трудовой стаж как полное рабочее время, выходные и праздничные дни предоставляются в соответствии с законодательством о труде и т. д. Лица, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком, могут работать в этот период на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней); подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца; сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.
Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.
Работник, считающий, что его трудовые права нарушены, в том числе и право на неполное рабочее время, вправе обжаловать его в органы по рассмотрению трудовых споров (Комиссию по трудовым спорам или суд).
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые и иные акты.
- 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
- 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30 июня 2006 г., с изм. от 4 марта 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 3.
- 3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» (с изм. от 28 сентября 2010 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 6.
- 1. Гусов К. Н. Трудовое право России / Учебник. Изд-е 3-е. М., 2012.
- 2. Комментарий Трудового кодекса РФ / Под ред. В. М. Пустозерова. М., 2012.
- 3. Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. П. Орловского. М. 2012.
- 4. Миронов В. И. Трудовое право России: Учебник. М., 2012.
- 5. Российское трудовое право / Учебник под ред. А. Д. Зайкина. М., 2012.