Трудовая юстиция.
Трудовое право
Вторая модель предусматривает обязательное наличие наряду с общими судами (судами общей юрисдикции) и специализированных судов. Судебная система государства состоит из нескольких автономных подсистем, обладающих своей компетенцией. Как правило, имеются собственные высшие судебные органы для каждой подсистемы. Например, в Германии помимо общих судов действует разветвленная система… Читать ещё >
Трудовая юстиция. Трудовое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Во многих странах мира сформирована и действует специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов или специальных административных органов, которые наделены функциями по разрешению некоторых трудовых споров. Мировая практика в целом идет по пути формирования трудовой юстиции, трудовые суды действуют в некоторых странах уже не один десяток лет. Во Франции, например, трудовая юстиция существует уже около 200 лет. Как показывает практика, существование таких специальных органов вполне оправданно. Например, в Великобритании трудовые конфликты разрешаются трибуналами по трудовым спорам, не входящими в систему судов, а являющимися органами административной юстиции. Трудовые суды созданы в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Японии, Израиле и др. В Соединенных Штатах Америки, Японии, Канаде действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.
Причиной создания специализированных трудовых судебных органов в ряде случаев являются конкретные исторические условия либо необходимость учета специфики при рассмотрении определенных категорий дел или иногда рост объема законодательства и его дифференциация. Преимуществом существования специализированных трудовых судов является возможность учета специфики правовых споров при рассмотрении конкретных судебных дел.
Предметом рассмотрения в судах по трудовым делам являются трудовые конфликты, как коллективные, так и индивидуальные. Однако чаще таким судам подсудны индивидуальные трудовые споры (Великобритания, Франция, Италия, Германия). Отличительными чертами процедуры в судах по трудовым делам являются упрощенный порядок рассмотрения дел, дешевизна судопроизводства, выражающаяся в установлении ставок судебных расходов на низком уровне (а в ряде случаев и освобождение от их оплаты), быстрота разбирательства. Все это делает рассмотрение в таких судах доступным для сторон трудового конфликта. Следует отметить, что разбирательство в судах по трудовым делам на всех его стадиях сопровождается попытками примирения сторон. Мирное решение конфликта является целью трудовой юстиции.
Основу организационного построения трудовых судов обычно составляет принцип равноправия сторон трудового конфликта. Он выражается в паритетном представительстве сторон в составе суда. Речь идет о равном участии работников и работодателей в процессе рассмотрения споров в качестве заседателей. На судей трудовых судов распространяются принципы выборности и независимости.
В зарубежных странах в настоящее время сложились две основные организационные модели судебной власти[1]. Первую модель представляет единая система общих судов, которые рассматривают основные виды гражданских дел, осуществляют административный и конституционный контроль. Иногда в этой модели присутствуют и специализированные суды, которые лишь дополняют систему общих судов. Например, в США действует ряд таких специализированных судов: трудовой, претензионный, суд по таможенным делам, налоговый и т. п. Однако учреждения, наделенные правом разрешать определенные споры, не являются судебными органами в полном смысле слова; зачастую они представляют собой административные органы, занимающиеся квазисудебной деятельностью. Это характерно и для других государств, в которых действует единая система общих судов. В некоторых из них, к примеру, в Великобритании, деятельность квазисудебных органов находится под контролем обычных судов. Следовательно, решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.
Вторая модель предусматривает обязательное наличие наряду с общими судами (судами общей юрисдикции) и специализированных судов. Судебная система государства состоит из нескольких автономных подсистем, обладающих своей компетенцией. Как правило, имеются собственные высшие судебные органы для каждой подсистемы. Например, в Германии помимо общих судов действует разветвленная система специализированных судов. Так, система судов по трудовым делам состоит из трех инстанций: суды первой инстанции, рассматривающие споры по существу; земельные суды, рассматривающие апелляции на решения судов низшей инстанции; Федеральный трудовой суд — высшая кассационная судебная инстанция, которая может изменить или отменить решение любого трудового суда. Всего в ФРГ действует 94 трудовых суда первой инстанции; в каждой федеральной земле существует один земельный трудовой суд, а в некоторых — и по два-три. К компетенции трудовых судов Германии относится рассмотрение индивидуальных трудовых споров правового характера, коллективных трудовых споров по поводу применения тарифных соглашений, а также споров, связанных с деятельностью советов предприятий[2]. Деятельность трудовых судов в Германии регламентируется специальным Законом о трудовых судах 1953 г.
Трудовые суды во Франции рассматривают споры между работодателями и работниками, вытекающие из трудового договора и договора ученичества, а также иски о возмещении вреда, причиненного в результате несчастных случаев на производстве. При этом в трудовых судах не могут рассматриваться споры, одной из сторон которых является государственный служащий. Судебная система страны характеризуется определенной специализацией. Так, в трудовых судах создаются отделы, создаваемыми по отраслевому и субъектному признакам, например, специализированные отделы по рассмотрению трудовых споров в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, а также споры высших служащих и других работников, например надомников. Однако процедура рассмотрения трудовых споров осуществляется по правилам гражданского процесса, специальное трудовое процессуальное право во Франции отсутствует, но трудовые дела имеют ряд особенностей: разбирательство осуществляется устно; участникам спора гарантируется бесплатность и быстрота судебного разбирательства и т. п.
Трудовые споры в Великобритании рассматриваются судами общей юрисдикции, а также специальными органами, созданными для рассмотрения трудовых конфликтов. Такими органами являются Центральный арбитражный комитет и промышленные трибуналы. Центральный арбитражный комитет (далее — Комитет) был создан в 1975 г. как правопреемник Промышленного суда и Промышленного арбитража в качестве постоянно действующего арбитражного органа[3]. Свою деятельность Комитет осуществляет от лица Короны, однако не подчиняется ни одному из министров, являясь независимым органом, действующим на основании Закона «О защите трудовых отношений» 1975 г. В составе Комитета могут быть образованы два, три и более отделений, каждое из которых вправе рассматривать трудовые споры самостоятельно. Промышленные трибуналы Англии, Уэльса и Шотландии учреждены Законом «О трибуналах и расследованиях» 1971 г. Эти органы рассматривают трудовые споры, возникшие на соответствующей территории. В состав промышленных трибуналов входят три члена, назначаемые лордом-канцлером из списка лиц, представленного министром труда. Систему промышленных трибуналов возглавляет президент, назначаемый лордом-канцлером. Из списка лиц, имеющих стаж юридической работы не менее семи лет, назначаются председатели отдельных трибуналов. Члены трибуналов отбираются из списка лиц, составленного министром труда по согласованию с профсоюзами и объединениями работодателей. Они должны иметь опыт работы по представлению интересов работодателей и работников. Любой из членов промышленного трибунала может покинуть свой пост, письменно уведомив об этом лорда-канцлера. Уход с должности члена трибунала не лишает его перспективы нового назначения па эту должность. На правах промышленного трибунала действуют комитеты по восстановлению на прежнее место работы лиц, прошедших службу в армии. Комитет состоит из профессионального юриста и двух представителей работодателей и работников. Все члены комитета назначаются лордом-канцлером из числа лиц, рекомендованных министром труда.
Опыт зарубежных стран все чаще становится в России предметом обсуждения на разных уровнях: в науке, в правоприменительной деятельности, в законодательных органах. М. С. Шакарян в свое время отмечала, что при объединении норм права, регулирующих различные способы защиты субъективных прав существует ряд недостатков: во-первых, не учитывается различие по предмету и методу правового регулирования сходных общественных отношений; во-вторых, не учитывается различие в субъектном содержании общественных отношений при различных формах разрешения правовых споров[4]. Опыт зарубежных стран показывает, что создание трудовой юстиции эффективно отразилось бы на ситуации дел с рассмотрением трудовых споров и в нашей стране.
- [1] См., например: Безнасюк А. С., Рустамов X. У. Судебная власть: учебник для вузов. М., 2002. С. 125.
- [2] Оробец В. М. Трудовая юстиция в зарубежных странах и проблемы ее становления в Российской Федерации: дис. … докт. юрид. наук. М., 2006. 458 с.
- [3] Halsebury laws of England. Fourth Ed. L, 1984. Vol. 47. P. 223.
- [4] См.: Шакарян М. С. Соотношение судебной формы (гражданского процесса) с иными формами защиты субъективных прав // Юридические гарантии применения права и режим социалистической законности / под ред. В. М. Горшенева. Ярославль, 1976. С. 103.