Принципы и формы расчетов предприятия с контрагентами
Согласно п. 1 Положения № 367 платежной карточкой является специальное платежное средство в виде эмитированной пластиковой или другой карточки, которое используется для инициирования перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка в целях оплаты стоимости товаров (работ, услуг), перечисления денежных средств со своих счетов на счет третьих лиц, а также получения… Читать ещё >
Принципы и формы расчетов предприятия с контрагентами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В наше время практически ежедневно субъекты предпринимательской деятельности осуществляют множество разнообразных платежей, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), перечислением в бюджет налогов, сборов, других обязательных платежей и т. д. Когда заходит речь об осуществлении данных операций, подразумевается процедура проведения расчетов с контрагентами, бюджетом и др.
Весь платежный оборот предприятия делится на две части: расчеты по товарным операциям и расчеты по нетоварным операциям. Расчеты по товарным операциям — это взаимные расчеты предприятий за товарно-материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Они являются преимущественными, поскольку определяют характер и содержание работы финансовой службы предприятия в сфере расчетов. От бесперебойности и планомерности организации расчетов по товарным операциям значительной мерой зависит состояние всех расчетов предприятия, его финансовое состояние.
Ко второй части платежного оборота предприятия принадлежит огромная группа платежей нетоварного характера, которые осуществляются в связи с исполнением всякого рода финансовых обязательств предприятий. Расчеты нетоварного характера могут быть между предприятиями и организациями, например оплата и получение штрафов за нарушение хозяйственных соглашений, за нарушение правил транспортных перевозов и т. п. [38,с. 242 — 243].
Все платежи на территории Украины осуществляются в форме наличных или безналичных расчетов. Так согласно ст. 1087 ГКУ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться в наличной или безналичной форме с помощью расчетных документов в электронном или бумажном виде. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичной форме. Расчеты между этими лицами с использованием наличных денежных средств могут осуществляться при условии, что порядок их проведения не противоречит действующему законодательству.
При осуществлении наличных расчетов необходимо руководствоваться, в частности, нормами Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95 — ВР и Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72. Что же касается безналичных расчетов, то порядок их проведения регламентирован ГКУ, Инструкцией № 22 от 19.04. 2002 г., а также Законом о платежных системах. [4, с.180].
Излагая эти две формы расчетов, следует признать, что как наличная форма расчетов, так и безналичная имеют свои определенные преимущества и недостатки. Среди преимуществ наличной формы расчетов можно выделить, прежде всего, оперативность их осуществления. Если же указывать на недостатки данной формы расчетов, то следует обратить внимание на установленные ограничения относительно суммы расчетов между предприятиями в течение одного дня: в настоящее время — 10 тысяч гривен. Кроме того, нормами действующего законодательства при осуществлении наличных расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг предусмотрена необходимость использования регистраторов расчетных операций.
Нарушение порядка наличных расчетов несет за собой материальную ответственность предприятия в виде штрафных санкций.
Обязанность предприятий сдавать наличную выручку на текущий счет в коммерческие банки является одним из основных принципов организации наличного оборота в Украине. [38, с. 259 — 260].
К неоспоримым преимуществам безналичной формы расчетов следует отнести отсутствие ограничений в отношении минимального и максимального размеров платежа. Также зачастую можно осуществить тот или иной платеж, в безналичной форме не выходя из офиса, прибегнув к помощи системы электронных платежей «клиент — банк». Главным же недостатком безналичной формы расчетов является более длительное время их осуществления.
Итак, что же собой представляют собой безналичные расчеты. Согласно п. 1.4. Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. безналичные расчеты — это перечисление определенной суммы денежных средств со счетов плательщиков на счет получателей денежных средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц денежных средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателей денежных средств. Данные расчеты осуществляются банком на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.
Следовательно, в осуществлении безналичных расчетов принимают участие три стороны: плательщик денежных средств, банковское учреждение, осуществляющее перевод данных денежных средств, и их получатель.
Согласно ст. 1088 ГКУ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты с применением платежных поручений, аккредитивов, расчетных чеков (чеков), расчеты по инкассо, а также иные расчеты, предусмотренные законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Обратимся к Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. Согласно п. 1. 13. данной Инструкции при осуществлении расчетов могут применяться аккредитивная, инкассовая, вексельная формы расчетов, а также формы расчетов с использованием расчетных чеков, банковских платежных карточек и расчетных документов на бумажных носителях и в электронном виде. В данном пункте Инструкции также делается оговорка о том, что использование банковских платежных карточек и векселей в качестве платежных инструментов регулируется действующим законодательством, в том числе отдельными нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.
Так, порядок использования банковских платежных карточек в качестве платежных инструментов регулируется, в частности, Положением № 367. Что же касается расчетов с использованием векселей, то правила их осуществления определены Унифицированным законом, а также Законом о векселях.
Следовательно, при осуществлении безналичных расчетов могут применяться следующие формы расчетов:
- — расчеты с использованием платежных поручений;
- — расчеты с использованием платежных требований;
- — расчеты с использованием платежных требований — поручений;
- — расчеты с использованием аккредитивов;
- — расчеты с использованием инкассовых поручений;
- — расчеты с использованием расчетных чеков;
- — расчеты с использованием векселей;
- — расчеты с использованием банковских платежных карточек.
Порядок осуществления безналичных расчетов с применением платежных поручений регламентирован параграфом 2 главы 74 ГКУ, а также главой 3 Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. Определение термина «платежное поручение» можно найти в п. 1.30. Закона о платежных системах:
Платежное поручение — расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему его банку осуществить перевод определенной в нем суммы денег со своего счета на счет получателя.
Исходя из сути расчетов с применением платежных поручений, можно сделать вывод о том, что платежное поручение представляет собой поручение определенной формы, посредствам которой банк наделяется полномочиями перевести от имени плательщика определенную сумму денежных средств третьему лицу в счет оплаты товаров (работ, услуг) или погашения других обязательств. Согласно п. 3.6. Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. платежные поручения применяются в расчетах по товарным и нетоварным платежам:
- — за фактически отгруженную (проданную) продукцию, выполненные работы, предоставленные услуги;
- — в порядке предварительной оплаты, если такой порядок расчетов определен законодательством или оговорен в договоре между плательщиком и получателем денежных средств;
- — для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности предприятий, которые составлены в сроки установленные действующим законодательством;
- — для уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды;
- — в других случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 1. 25 ст. 1 Закона о платежных системах платежным требованием является расчетный документ, содержащий требование взыскателя (или получателя при договорном списании) к обслуживающему плательщика банку осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денежных средств со счета плательщика на счет получателя.
В соответствии с положениями Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. и Закона о платежных системах списание денежных средств на основании платежных требований делится на принудительное и договорное. Под принудительным списанием понимается списание денежных средств, осуществляемое взыскателем без согласия плательщика на основании установленных законодательством исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом. Согласно п. 26.1 Закона о платежных системах физические и юридические лица при заключении между собой договоров могут предусмотреть право получателя на договорное списание денежных средств со счета плательщика.
Согласно п. 1. 26 ст. 1 Закона о платежных системах платежным требованием — поручением является расчетный документ, содержащий требование получателя непосредственно к плательщику уплатить сумму денежных средств и поручение плательщика обслуживающему его банку осуществить перевод определенной плательщиком суммы денежных средств со своего счета на счет получателя.
Согласно п. 1.4 Инструкции № 22 от 19.04.2002 г. аккредитивом является договор, содержащий обязательство банка — эмитента, по которому этот банк по поручению клиента против документов, которые соответствуют условиям аккредитива, обязан выполнить платеж в пользу бенефициара или поручает осуществить данный платеж другому (исполняющему) банку. При этом аккредитив представляет собой отдельный договор, который обособлен от основного договора.
ГКУ и Инструкция № 22 от 19.04.2002 г. предусматривают следующие виды аккредитивов. Так, в зависимости от предоставляемого обеспечения аккредитивы делятся на:
- — покрытые, по которым денежные средства плательщика, предназначенные для осуществления платежа банком, бронируются заранее;
- — непокрытые, оплата которых в случае отсутствия денежных средств осуществляется на основании привлеченного банковского кредита.
Кроме того, аккредитив может подразделяться на отзывной (который может быть изменен или аннулирован банком — эмитентом) и безотзывной (изменение условий или аннулирование которого осуществляется с согласия получателя денежных средств либо исполняющего банка).
В соответствии с п. 1.4. Инструкции № 22 от 19.04. 2002 г. расчетным чеком является расчетный документ, содержащий письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) банку — эмитенту, в котором открыт его счет, об уплате чекодержателю указанной в чеке суммы денежных средств. Особенностью осуществления расчетов с использованием чеков является то, что для гарантированной оплаты чека чекодатель обязан забронировать определенную денежную сумму на специальном счете в банке — эмитенте.
Согласно ст. 21 Закона Украины от 18. 06.91 г. № 1201 — ХII «О ценных бумагах и фондовой бирже» векселем является ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить после наступления срока определенную сумму собственнику векселя (векселедержателю). Векселя бывают простыми и переводными. Основное отличие простого векселя от переводного состоит в том, что по простому векселю векселедатель является одновременно и плательщиком по простому векселю. Сутью переводного векселя является то, что в отношениях, связанных с его выдачей, принимают участие не две, а три стороны: векселедатель (трассант), плательщик по векселю (трассат) и векселедержатель.
Согласно п. 1 Положения № 367 платежной карточкой является специальное платежное средство в виде эмитированной пластиковой или другой карточки, которое используется для инициирования перевода денежных средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка в целях оплаты стоимости товаров (работ, услуг), перечисления денежных средств со своих счетов на счет третьих лиц, а также получения денежных средств в кассах банков, пунктах обмена иностранной валюты и через банковские автоматы. Данный перечень операций не является исчерпывающим и может быть дополнен в договоре между банком, который выпустил карточку (банк-эмитент), и ее держателем.
Все операции по платежной карточке учитываются на карточном счете, порядок открытия и условия, использования которого оговариваются в договоре между банком-эмитентом и держателем платежной карточки.
В зависимости от характеристики держателя банковские платежные карточки делятся на следующие виды:
- — корпоративная платежная карточка, которая эмитирована банком на имя юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности. Пользоваться данной карточкой могут работники предприятия;
- — личная платежная карточка, которая эмитирована на имя физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности.
Кроме того, в зависимости от схемы обслуживания карточного счета банковские платежные карточки условно можно разделить на:
- — дебетовые, которые позволяют их держателю осуществлять расчетные операции и получение наличных денежных средств в пределах суммы, которая находится на карточном счете;
- — кредитные, которые позволяют осуществлять вышеуказанные операции за счет кредита, предоставленного банком.
Важной составляющей системы безналичных расчетов является контроль учреждений банков за правильным исполнением расчетов, и за состоянием расчетов. Контроль осуществляется в процессе проведения операции путем периодической проверки расчетных документов, анализа балансов и других отчетных материалов предприятий и проверок у них на местах. Предприятия со своей стороны также должны контролировать проведение безналичных расчетов. Предприятия, которые не придерживается установленных сроков платежей, согласно Закона Украины «Об ответственности за несвоевременное исполнение денежных обязательств» должен выплачивать в пользу получателя средств пеню в размере, который установлен в соглашении между сторонами. Размер пени исчисляется исходя из суммы просроченного платежа, но нельзя превышать двойной учетной ставки НБУ, которая действовала на момент, в котором была выплачена пеня. В случае задержки зачисления денежных поступлений на счет клиента банки также выплачивают получателю пеню, в размере, предусмотренном соглашении о проведении кассово — расчетных операций. [19, с. 113 — 114].