Идеи Возрождения, востребованные в эпоху Просвещения, эпоху позитивного разума и послевоенного стабилизационного периода
Теперь следует ввести понятие «классическая модель культуры». Классическое определение понятия культуры, или «классическая модель» культуры, вырабатывалось совокупными усилиями выдающихся мыслителей Нового времени. Особая роль в становлении «классической модели» принадлежит деятелям эпохи Просвещения (конец XVII — конец XVIII в.), которые стали уделять повышенное внимание понятию культуры… Читать ещё >
Идеи Возрождения, востребованные в эпоху Просвещения, эпоху позитивного разума и послевоенного стабилизационного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идеи Возрождения, востребованные в эпоху Просвещения, эпоху позитивного разума и послевоенного стабилизационного периода
Эпоху Возрождения одни выделяют как поздние средние века, другие как новую эпоху, отличную от средневековья. Скорее всего, это связано с переходным характером эпохи. Действительно, эта эпоха так же, как и средневековье, наполнена религиозным сознанием. Однако, в ней появляются новые черты, такие как антропоцентризм, гуманизм, обращение к античности, определенная модификация христианства.
Процесс формирования нового человека не произошел в одночасье, он охватил несколько веков, но именно культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь, к новой цивилизации был предопределен.
Широкое распространение получают идеи гуманизма. Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма средних веков заменяется принципом человеческой активности.
Вновь возникает идея о человеке как творце культуры. Культура понимается как чисто человеческий мир, который отличается и от мира природы (представления Античности), и от божественного мира (восприятие культуры в эпоху Средневековья). Мыслители Возрождения подчеркивают тот факт, что культура — это сущностная характеристика человека.
Идея о человеке, способном творить себя и историю, была заимствована эпохой Просвещения. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле.
Теперь следует ввести понятие «классическая модель культуры». Классическое определение понятия культуры, или «классическая модель» культуры, вырабатывалось совокупными усилиями выдающихся мыслителей Нового времени. Особая роль в становлении «классической модели» принадлежит деятелям эпохи Просвещения (конец XVII — конец XVIII в.), которые стали уделять повышенное внимание понятию культуры. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго и др.) связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. История общества понималась как постепенное его развитие от ступени варварства и невежества к «просвещенному» и «культурному» состоянию. Невежество считалось матерью всех пороков, а просвещенность человека — высшим благом и добродетелью. Культ разума становится одним из сущностных измерений культуры. Исходя из этого, просветители считали, что «разумность» порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств, а также уровнем этих достижений. Отсюда — стремление увидеть в культуре определенный уровень совокупных общественных достижений, характеризующих степень развития человеческого разума. Эта посылка становится центральной для определения культуры в рамках рационалистических концепций середины XVIII — 1-й трети XIX в., несмотря на все их многообразие и различия. Тот же тезис лежит в основании «классической модели» культуры. Рассмотрим ее основные принципы.
Основу для понимания культуры в рамках «классической модели» составляют три принципа: гуманизм, рационализм, историзм.
Принцип гуманизма, сформировавшийся еще в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) и переосмысленный в XVIII — начале XIX в., сводится к тому, что человек — это существо самостоятельное, свободное и не зависящее ни от природных сил, ни от божественного провидения. Он не должен подчиняться никаким авторитетам, никаким обстоятельствам внешнего порядка. Человек — творец своей жизни, законодатель своей судьбы. Благодаря собственным усилиям он способен преодолеть ограниченность своего природного состояния.
Принцип рационализма настаивает на том, что обращение к человеку как к источнику преобразовательной деятельности, еще недостаточно для выделения культуры как особой сферы. Существенно, чтобы результаты человеческих трудов были отличны от природной работы (вспомним о деятельности бобров, муравьев, пчел и т. д.). Поэтому важно, что сама человеческая деятельность осуществляется не по физическим законам, а по законам, свойственным только человеку. Философы XVII — начала XIX в. особую природу человека связывали с наличием у него разума — способности действовать в соответствии со своими рационально понятыми целями, т. е. свободно, а не в силу природной необходимости, как животные.
Принцип историзма требует рассматривать все явления действительности с точки зрения их происхождения и развития. Применительно к культуре это означает, что человек как творец материального и духовного общественного богатства не остается неизменным. Творя и изменяя окружающий мир, он тем самым меняет и свой облик. Иначе говоря, человек — это не только самостоятельное и разумное существо, но и исторически развивающийся субъект. Поэтому культура одновременно выступает и как исторический путь развития человека, и как главный результат этого пути. культура возрождение гуманизм историзм Классическая модель культуры характерна не только для эпохи Просвещения, но и для эпохи позитивного разума. Эволюционизм перенимает традиции понимания культуры, в особенности принципы историзма и рационализма. По мысли сторонников современного эволюционизма, культура — духовное явление, а значит, имеет рациональное, разумное, начало. Поэтому всё иррациональное подлежит устранению из культуры. Так как культура и разум — явления организованные, упорядочивающие, то всё неорганизованное, стихийное подлежит рационализации.
Эволюционизм признает, что культура имеет свои стадии, ступени развития. Например, дикость — варварство — цивилизация. Но утверждает тезис о том, что переход от одной стадии к другой — непрерывен и постоянен, ибо движущей силой такого рода переходов является усиление разумности, организованности в обществе, в культуре, Значит, основная линия (и причина) эволюции культуры — нарастание рационализма. В таком случае, сопутствующие культуре явления эволюционизм объявляет её главными источниками развития, то есть внешние факторы объявляет внутренними.
После Второй Мировой войны и наступлением стабилизационного периода, возникает новое течение — неоэволюционизм, который соединил в себе идеи эволюционизма, общие принципы объяснения, свойственные функционализму и диффузионизму. Так же, как и эволюционизм, неоэволюционизм заимствует принцип историзма, но в отличие от первого, принижает рационализм. Происходит преобладание эмоциональности и интуитивизма над рационализмом.
Принцип гуманизма же, на мой взгляд, пронизывает все три рассмотренных периода, отличается он лишь степенью проявления.