Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация кочёвки пасек. 
Подготовка пчелиных семей к перевозке и техника перевозки пчелиных семей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При планировании расположения пасеки и ульев надо иметь в виду, что неправильное их ориентирование по отношению к медоносам может служить причиной сильного налёта одних семей на другие и соответственное усиление их или ослабление. Самый нежелательный случай — это когда пасека размещается длинной узкой лентой, упирающейся одним концом в массив медоносов. В результате очень большая масса пчёл… Читать ещё >

Организация кочёвки пасек. Подготовка пчелиных семей к перевозке и техника перевозки пчелиных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация работ по перевозке пасеки и обеспечение эффективной работы пчёл — дело сложное, требующее значительных организационных усилий и материальных затрат. Проведение кочёвки включает следующие виды работ: организацию группы пчеловодов, заключение договоров с сельскохозяйственными предприятиями, выбор объектов для кочёвки, перевозка пасеки, организационные работы во время медосбора, возвращение пасеки на базу.

Объединение пчеловодов в коллективы для проведения кочёвок — процесс естественный. Пчеловоды нуждаются в помощи при погрузочных работах и охране пасек, да и время вместе проводить веселее. Оптимальной является группа 4 — 5 человек. Большее количество участников приводит к чрезмерному скоплению пчелосемей в одном месте, которое не должно превышать 120 — 150. Как правило, такие коллективы организуются заблаговременно на принципе взаимного доверия и уважения и сохраняются по несколько лет. Опытные пчеловоды говорят, что для кочевания необходимо создавать по аналогии с коллективом, который предполагается послать в космос. В нём должны процветать доверие, дисциплина и доброжелательность.

В экономически развитых странах, где хорошо понимают пользу от опыления пчёлами этнофильных растений, предприятия сельского хозяйства выплачивают пчеловодам вознаграждение за опыление пчёлами цветущих растений. В России до этой ситуации ещё далеко, но всё же, как правило, руководители сельхозпредприятий охотно разрешают располагать кочующие пасеки на участках с цветущими медоносами.

Каждая перевозка пчёл на новое место связана с большими трудовыми и материальными затратами, не говоря уже о том, что почти неделю после транспортировки пчелиные семьи не могут работать в полную силу на медосборе. Поэтому пчеловодами должен быть со всей тщательностью продуман план переездов с одного точка на другой, в котором должны быть учтены и другие важные факторы: снабжение водой и продуктами, состояние подъездных путей и так далее.

Выбор объектов для кочёвки. Конечно, опытные пчеловоды хорошо знают географические и ботанические особенности того района, в котором они занимаются пчеловождением, в радиусе нескольких десятков километров. Но всё же крайне важно посещение конкретных участков для размещения пасек с целью уточнения подъездных путей и планирования расположения ульев. Перевозка пчёл, как правило, осуществляется ночью, в условиях плохой видимости, поэтому без предварительного обследования участка можно попасть в очень неприятную ситуацию. Посещение участков необходимо также для выбора наилучших вариантов из нескольких, если они имеются.

Окончательно выбранный точёк необходимо посетить днём перед самым переездом, тщательно осмотреть, наметить место для пасеки, выкосить на нём траву, составить план расстановки ульев и расчистить площадки для них. Необходимо также выяснить наличие и расположение соседей и согласовать с ними свои действия.

При планировании расположения пасеки и ульев надо иметь в виду, что неправильное их ориентирование по отношению к медоносам может служить причиной сильного налёта одних семей на другие и соответственное усиление их или ослабление. Самый нежелательный случай — это когда пасека размещается длинной узкой лентой, упирающейся одним концом в массив медоносов. В результате очень большая масса пчёл перелетает в крайние ульи и скапливается там. А на противоположном конце пасеки семьи оказываются резко ослабленными.

Известный пчеловод П. М. Комаров (1969) рекомендует соблюдать при кочёвке следующее: 1) если расположение пасеки имеет удлинённую форму, она должна быть вытянута вдоль массива медоносов, а не перпендикулярно к нему, чтобы уменьшить перелёты через чужие ульи; 2) ульи желательно размещать в том же порядке, в каком они стояли на основной усадьбе; 3) размещать пасеку лучше среди кустов и деревьев, это предохранит пчёл от жары и поможет им ориентироваться.

Пасеку к переезду необходимо тщательно подготовить. Во всех ульях закрепляют рамки, чтобы они не перемещались во время движения. Если у сотовых рамок нет ограничителей, то их расклинивают колышками размером 10×15×100 мм, либо между рамками кладут специальные планки толщиной 10×15 мм. Крайние рамки в гнезде должны быть жёстко закреплены (можно гвоздями).

Все корпуса, донья, подкрышники и крышки ульев должны быть жёстко скреплены между собой скобами, специальными скрепами, ремнями и другими приспособлениями, чтобы улья ни в коем случае не открылись в дороге и пчёлы не могли из них вылезти.

Учитывая, что переезд осуществляется обычно по крайне ухабистой дороге, из ульев необходимо удалить свежеотстроенные и заполненные мёдом рамки, которые могут поломаться под действием собственной тяжести.

Чтобы исключить возможность «запаривания» семей от повышенного тепла (летом при закрытых летках), на ульи с сильными пчелосемьями можно поставить магазины, холстики свернуть, а утеплители временно убрать. Можно принять и другие меры для предотвращения перегрева пчёл.

Вечером, когда пчёлы прекращают лёт, струями дыма пчёл загоняют в ульи и летки закрывают. Погрузку начинают после того, как пчёлы успокоятся.

Погрузка пчёл. В конце ночи, как только начнёт рассветать, а это около 3 — 4 часов утра, ещё раз, проверив крепления крышек ульев и доньев, а также, закрыты ли летки, начинают погрузку. Чтобы работа шла легко и безостановочно, к прицепу или кузову автомобиля приставляют удобный и безопасный для передвижения трап. Можно ульи подавать наверх вручную, для этого два человека (можно и более) подают ульи, а два наверху принимают.

Ульи на автомашине ставят летками в сторону обочины. В таком положении будет меньше обрывов сотов. В стандартный кузов грузовой автомашины можно поставить 3 ряда ульев в 2 — 3 яруса.

После погрузки ульи должны быть надёжно увязаны верёвками или тросами вдоль и поперёк каждого ряда.

Перевозка пчёл и выгрузка должны производиться при пониженной температуре (от 0 до +100С), то есть в прохладное время суток, обычно ночью, или в пасмурную погоду. Такая рекомендация правомерна, если расстояние до места выгрузки составляет около 100 км и более. Когда расстояние составляет 50 — 60 км, это не обязательно. Главное, чтобы привезти пчёл до наступления жары, то есть до повышения температуры воздуха свыше 15 — 200С. Необходимо также предохранять пчёл во время движения и от переохлаждения. Для этого ульи, стоящие впереди, прикрывают брезентом или хотя бы листом фанеры, чтобы холодный встречный ветер их не застудил.

Возможна перевозка пчёл и днём, но для этого ульи должны быть снабжены специальными кочевыми крышками для вентиляции. Иначе возможно «запаривание» пчёл.

Везти пчёл следует очень аккуратно. Надо иметь в виду, что вес ульев с пчёлами не очень велик, поэтому автомашины, несмотря на полностью заполненный кузов, по весу бывают недогруженными, вследствие чего, особенно на просёлочной дороге, кузова будут подвержены сильной тряске. Поэтому за время пути пчелосемьи можно сильно растрясти, вплоть до их гибели.

Выгрузка пчёл ведётся в порядке, обратном погрузке, и с теми же мерами предосторожности. Ставить ульи надо на заранее намеченные места, потому что после облёта пчёл изменить неудачную расстановку ульев будет уже очень трудно.

Сразу при выгрузке ульи ставятся просто на землю, но на другой день их обязательно надо установить на подставки или на колышки, чтобы не отсыревали донья. Если поблизости нет открытых источников воды, следует установить поилки.

Необходимо помнить, что перевозка пчёл имеет некоторые нежелательные последствия:

  • — После перевозки они становятся очень злыми.
  • — Происходят блуждания и налёты пчёл, в результате чего одни семьи усиливаются, а другие ослабевают.
  • — Происходят потери маток.

Ревизия пчелосемей после перевозки на точёк начинается через 2 — 3 дня после транспортировки, чтобы пчёлы успели успокоиться и привыкнуть к новому месту.

Поскольку кочёвка пчёл предпринимается с целью получения максимального количества товарного мёда, все работы с пчелосемьями ориентированы на достижение этой цели.

Перед началом работ пчеловод должен иметь в полной готовности пчеловодческий инвентарь, а также запасы суши вощины. Сушь в это время используется двух сортов: светлая под засев и тёмная для сбора мёда.

Пчелосемьи при наличии обильного привноса нектара развиваются очень быстро, соответственно необходимо расширять и гнёзда. Поэтому в ульи должны своевременно или даже с некоторым опережением добавляться сушь и вощина. Ставятся в массовом порядке и верхние корпуса. Если улей имеет два корпуса, то одновременно с постановкой суши и вощины производится перенос рамок с запечатанным расплодом и мёдом в верхний корпус, а рамок с открытым расплодом — в нижний. Подобная операция в летнее время производится постоянно при каждом удобном случае, поскольку она способствует получению высокого медосбора.

Все пчелосемьи должны быть проверены на предмет наличия матки, и если её нет, подсадить запасную, или объединить с другой семьёй.

В это же время можно продолжить работы по созданию отводков, как обычных, так и технологических, с тем, чтобы объединить их с базовыми семьями во время главного взятка и получить сверхмощные медовики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой