Деятельность всемирного антидопингового агентства (WADA)
Обеспокоенный проблемой распространения допинга в спорте и отсутствием реальных результатов ее решения МОК в феврале 1999 г. в Лозанне провел Всемирную конференцию по допингу в спорте, на которой был остро поставлен вопрос о необходимости кардинального совершенствования работы по всем направлениям борьбы с применением допинга в спорте — разработка единых стандартов; координация усилий различных… Читать ещё >
Деятельность всемирного антидопингового агентства (WADA) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обеспокоенный проблемой распространения допинга в спорте и отсутствием реальных результатов ее решения МОК в феврале 1999 г. в Лозанне провел Всемирную конференцию по допингу в спорте, на которой был остро поставлен вопрос о необходимости кардинального совершенствования работы по всем направлениям борьбы с применением допинга в спорте — разработка единых стандартов; координация усилий различных спортивных организаций, международных структур, правительственных организаций, общественности; образовательная и научно-исследовательская деятельность; юридические аспекты и др.
Для осуществления этой работы было признано целесообразным создать независимое Всемирное антидопинговое агентство (WADA). Такое агентство и было учреждено 10 ноября 1999 г. как частная независимая организация на основе равноправного представительства олимпийского движения и общественных организаций. В 2001 г. WADA проголосовало за размещение своей штаб-квартиры в Монреале (Канада).
В качестве основных направлений деятельности WADA, определенных уставом этой организации, были выделены следующие:
- — развитие и координация на международном уровне борьбы против допинга в спорте во всех формах, включая его применение во время соревнований и между соревнованиями. В этом направлении WADA сотрудничает с межправительственными организациями, правительствами, общественными организациями и другими общественными и частными органами, борющимися против допинга в спорте;
- — укрепление на международном уровне этических принципов спорта без допинга и помощь в защите здоровья спортсменов;
- — формирование и модификация для всех заинтересованных общественных и частных органов, включая МОК, МСФ и НОК, списка препаратов и методов, запрещенных к применению в спорте;
- — поощрение, поддержка, координация сотрудничества с заинтересованными общественными и частными органами, в особенности с МОК, МСФ и НОК, в деле организации тестирования, проводимого в межсоревновательный период без уведомления;
- — развитие, гармонизация и унификация научных и технических стандартов по забору проб, процедурам и оборудованию, включая размещение лабораторий;
- — содействие упрочению согласованных правил, дисциплинарных процедур, санкций и других средств борьбы с допингом в спорте;
- — создание и развитие программ антидопингового образования и профилактических программ на международном уровне с целью упрочения практики спорта без допинга в соответствии с этическими принципами;
- — поощрение и координация исследований в борьбе против допинга в спорте.
С первых дней своего существования WADA развернуло особенно активную работу в нескольких направлениях:
- — разработка соглашений с МСФ по олимпийским видам спорта по вопросам проведения проб во время соревнований и неожиданных проб во время процесса подготовки;
- — расширение практической деятельности по тестированию спортсменов и ужесточению санкций, увеличению списка запрещенных веществ и методов, опираясь на возможности аккредитованных МОК антидопинговых лабораторий;
- — формирование независимой политики антидопинговой деятельности и обеспечение ее поддержки со стороны МОК, НОК, МСФ, правительств стран, международных организаций (ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО и др.).
После оглашения WADA основных направлений своей деятельности стало ясно, что как минимум два момента приведут к серьезным проблемам в борьбе с допингом. Во-первых, среди множества направлений своей деятельности WADA не нашло возможности выделить важнейшее — широкомасштабное сотрудничество со специалистами, непосредственно работающими в деле подготовки спортсменов (тренерами, врачами, научными работниками, диетологами и др.), по созданию и развитию для различных видов спорта типовых программ фармакологического обеспечения процесса подготовки и соревнований, направленных на профилактику профессиональных заболеваний, повышение эффективности использования функциональных ресурсов организма в тренировочной и соревновательной деятельности, ускорение восстановительных реакций и др. Отсутствие такого направления не могло не привести к скрытой, постоянно развивающейся конфронтации между антидопинговыми лабораториями и WADA, с одной стороны, и между тренерами, врачами и другими специалистами, работающими непосредственно со спортсменами, — с другой.
Во-вторых, настораживало содержание последнего раздела, который, как показала практика, стал основным в деятельности агентства и одновременно источником большинства его проблем, так как в основу своей работы WADA положило создание «собственной независимой политики антидопинговой деятельности» вместо формирования общей с МОК и федерациями политики с последующей ее реализацией WADA. Эта принципиальная ошибка неизбежно должна была привести к формированию изолированной системы допингового контроля, многие элементы которой не могли не войти в противоречие с интересами не только спортсменов, но и федераций, олимпийских комитетов.
За короткий период своей деятельности WADA удалось добиться многого. Во-первых, резко обострить проблему применения допинга в спорте в глазах мировой общественности и средствах массовой информации, привлечь к ее рассмотрению структуры ООН, Совета Европы, ЮНЕСКО и др. Во-вторых, существенно повысить роль самого агентства и при поддержке руководства МОК превратить его в структуру, стоящую в плане антидопинговой деятельности не только над НОК, большинством МСФ, но и в определенной мере над МОК, отдельными положениями национальных законодательств различных стран. В-третьих, активно продвинуть собственную независимую политику антидопинговой деятельности и, в основном, обеспечить ее поддержку со стороны МОК, НОК, МСФ, правительств стран и ряда международных организаций. В-четвертых, резко интенсифицировать практическую деятельность, которая свелась главным образом к расширению Списка запрещенных веществ и методов, увеличению объемов тестирования, в первую очередь во время тренировочного процесса, и ужесточению санкций за применение допинга. И, наконец, в-пятых, разработать, обсудить и принять в 2003 г. на Всемирной конференции по допингу в спорте Кодекс, который с 2004 г. должен предопределять деятельность всей антидопинговой системы.
К сожалению, активная деятельность WADA развернулась на основе положений несовершенного Антидопингового кодекса олимпийского движения, принятого в 1999 г., и других антидопинговых правил, которые и привели к серьезным проблемам и противоречиям, послужившим основанием для создания WADA. Поэтому излишняя поспешность, односторонность и непродуманность не могли не привести WADA, наряду с определенными положительными моментами (улучшение организации антидопингового контроля, координация деятельности различных международных и национальных организаций и др.), к возникновению серьезных проблем, недостатков и противоречий.
Естественно, что расширение практической деятельности WADA по тестированию спортсменов на основе положений страдающего серьезными недостатками Антидопингового кодекса олимпийского движения, усугубленное излишней категоричностью и оперативным внедрением далеко не всегда обоснованных новшеств, не могло не вызвать недоумения и вполне обоснованной критики со стороны спортсменов, тренеров, врачей, руководителей различных спортивных организаций. Обусловлено это было в первую очередь тем, что расширение тестирования и ужесточение санкций проводилось до решения WADA основных задач — пересмотра и научного обоснования списка запрещенных препаратов, гармонизации и унификации технических стандартов, конкретизации, обоснования и согласования процедур и санкций, формирования системы антидопингового образования.
Несомненно, что с каждым годом повышается точность тестирования применения запрещенных препаратов: материальная база лабораторий укрепляется современной, высокочувствительной аппаратурой, растет квалификация и опыт специалистов, разрабатываются и совершенствуются стандарты и критерии проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Однако несомненно и то, что точность исследований во многих случаях явно ниже требуемой, применяемые методы тестирования не гарантируют от ошибок, использование ряда запрещенных веществ вообще не может быть установлено.