Критерии выявления необычных сделок в разрезе спектра банковских операций
Зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором… Читать ещё >
Критерии выявления необычных сделок в разрезе спектра банковских операций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возложение на КО обязанности информировать подразделение финансовой разведки о подозрительных операциях относится к числу базовых требований ФАТФ (Рекомендация 13).
В связи с этим одной из основных задач КО при разработке соответствующей программы ПОД/ФТ на основе Закона № 115-ФЗ, Методических рекомендаций Банка России, рекомендаций АРБ и накопленного опыта работы — находить признаки сомнительных операций с тем, чтобы, с одной стороны, не пропустить незамеченными реальные операции по отмыванию преступных доходов, а с другой — и себя, и Росфинмониторинг не перегружать излишней информацией.
Банк России рекомендует [68] КО после предварительного предупреждения отказывать клиентам в приеме от них распоряжений на проведение операции с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг), подписанных аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. При этом КО рекомендуется принимать от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе.
К общим признакам, свидетельствующим о возможном осуществлении ЛПД и ФТ относятся:
- 1) немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;
- 2) пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг;
- 3) операции клиента не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков;
- 4) наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики;
- 5) необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
- 6) внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
- 7) передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с КО;
- 8) явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием КО, общепринятой рыночной практике совершения операций;
- 9) зачисление на счет клиента по одному основанию от одного или нескольких контрагентов сумм денежных средств, не превышающих по отдельности сумму, эквивалентную 600 000 рублей, но в результате сложения (если бы денежные средства были зачислены на основании одного платежного документа) превышающих указанную сумму (при условии, что деятельность клиента не связана с обслуживанием населения, сбором обязательных или добровольных платежей) с последующим переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой КО, или использованием денежных средств на покупку иностранной валюты, ценных бумаг и других высоколиквидных активов;
- 10) дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;
- 11) отсутствие информации о клиенте (юридическом лице) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам;
- 12) отсутствие информации о клиенте у обслуживающих (или ранее обслуживавших) его КО;
- 13) сложности, возникающие у КО при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей;
- 14) невозможность установления контрагентов клиента;
- 15) отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к КО.
- — ускоренные переводы денежных средств, не предполагающих какое-либо «зависание» на используемых счетах;
- — наличие жесткой схемы осуществления легализации с использованием различных видов заключенных договоров, связанных как с деятельностью КО, так и договоров собственно участников легализации;
- — рост (взрывной, резкий) суммарных оборотов по балансу и особенно внутренних оборотов с таким же снижением в дальнейшем;
- — для КО, как правило, низкую или нулевую доходность либо, наоборот, сверхдоходность;
- — использование суррогатных финансовых инструментов (сомнительных векселей, некотирующихся ценных бумаг и т. д.).
В большинстве случаев проведение легализации предполагает обязательное наличие в схеме двух и более КО (резидентов и нерезидентов), между которыми систематически циркулируют (по схемам кольцевого вида) аномально большие (в сравнении с валютой баланса) денежные потоки по корреспондентским счетам в Банке России, так и по корреспондентским счетам ЛОРО-НОСТРО. При этом допускается возможность отсутствия прямого сговора, т. е. участие одной или нескольких КО в схемах «отмывания» вполне может осуществляться в рамках обычной банковской деятельности.
Е.Г. Колотова выявленные на проверках схемы проведения необычных сделок условно подразделяет на две категории:
- — уклонение от выполнения процедур обязательного контроля;
- — иные необычные сделки и обстоятельства их проведения, дающие основания полагать, что они осуществляются в целях ЛПД, и не относящиеся к самостоятельно разработанному перечню критериев и признаков необычных сделок.
К первой категории относятся операции, меняющие как субъектный состав, порядок про ведения операций, так и их дробление. Примеры:
- — получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом. Чек платежной системы оформляется как выданный физическим лицом-резидентом по доверенности на юридическое лицо, которым и осуществляет его обналичивание. Такая операция юридического лица не подпадает под требование обязательного контроля;
- — обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства (в наличной форме). Данную операцию можно видоизменить, открыть счет в банке на свое имя, положить средства и в этот же день либо на следующий снять их;
- — внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме. Вклады вносятся с разбивкой на меньшие суммы;
- — переводы юридическим лицом-резидентом, период деятельности которого не превысил трех месяцев со дня его регистрации. В течение рабочего дня по одному основанию одному контрагенту — физическому лицу-резиденту юридическим лицом производится перевод средств в суммах, не превышающих 600 тыс. руб., при количестве переводов более 10.
Одним из примеров необычных сделок является конвертация рублей в иностранную валюту, ее зачисление на депозитные счета и перевод за пределы Российской Федерации. Как отмечает Е. Г. Колотова, «самое подозрительное в такой сделке то, что от момента зачисления рублевых средств на счета до перевода иностранной валюты за границу не проходит одного, двух дней, то есть средства юридических лиц, не нарушая действующего законодательства, элементарно уходят из страны. При этом еще и выкачиваются валютные ресурсы с внутреннего валютного рынка страны» [25].
Банк России наряду с общими признаками, сформулировал признаки, свидетельствующими о возможной легализации, в разрезе широкого спектра банковских операций: при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств; при проведении операций по кредитным договорам; при проведении расчетов по клирингу; при проведении операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами; при осуществлении электронного банкинга и расчетов по пластиковым картам.
Банк России в результате осуществления надзорной деятельности за КО, дополняет эти критерии. В частности, ввиду того, что в 2008 г. резкого роста объемов денежных средств, переводимых юридическими лицами — резидентами со своих счетов в уполномоченных банках на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, Банк России сформулировал характерные особенности этих операций [54]:
- 1. Плательщиками денежных средств являются юридические лица резиденты, имеющие крайне незначительный по сравнению с объемами переводимых за границу средств уставный капитал. Месячный объем операций по переводу денежных средств на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации, как правило, более чем в 100 раз превышает размеры уставного капитала юридического лица — резидента.
- 2. Операции по счетам юридических лиц — резидентов в уполномоченных банках в большинстве случаев носят транзитный характер. При этом поступившие денежные средства в полном объеме (либо в их значительной части) переводятся на счета, открытые за пределами территории Российской Федерации.
- 3. Со счетов, используемых для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в крайне незначительных размерах.
Банк России рекомендует КО при выявлении таких операций в деятельности юридических лиц — резидентов запрашивать у них документы, подтверждающие источники поступления денежных средств и вещные права на реализуемые ими на территории Российской Федерации товары либо иные активы.
Банк России [55] также обращает внимание КО на возрастающие масштабы расхождения между данными о стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, содержащимися в ведомостях банковского контроля по паспортам сделок, формируемых КО, и в информационной базе ФТС России. Так по данным отчетности за 2008 год разница между стоимостью товаров, отраженных КО в ведомостях банковского контроля, и данными о стоимости ввезенных товаров, имеющимися в информационной базе ФТС России, составила в долларовом эквиваленте 60,8 млрд. долларов США. При этом за 2007 год указанная разница составляла в долларовом эквиваленте 22,6 млрд. долларов США. Эти расхождения позволяют предполагать, что для обоснования проведения платежей в пользу нерезидентов юридическими лицами — резидентами могут представляться в КО несуществующие (фиктивные) таможенные декларации, а действительными целями таких операций могут являться ЛПД. При этом к перечисленным выше критериям подозрительных операций добавляется еще один: контрагентами юридических лиц — резидентов являются иностранные компании, государство — место нахождения которых в большинстве случаев не совпадает с государством — местом нахождения обслуживающих их иностранных банков. КО в этой связи рекомендовано обращаться в ФТС России в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таможенных декларациях, предоставляемых клиентами банка.
В целях ПОД Банк России [71] рекомендует КО направлять сведения в уполномоченный орган об операциях по переводу денежных средств в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими КО обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица. Первые векселедержатели в течение непродолжительного времени после приобретения векселей передают их другим российским юридическим лицам, в том числе имеющим признаки «фирм-однодневок». Предъявляют указанные векселя к платежу российским КО физические лица — резиденты, действующие на основании доверенностей, выданных нерезидентами, которые во многих случаях зарегистрированы в офшорных зонах.
Банк России обращает внимание КО на то, что в последнее время существенно возросли объемы денежных средств в иностранной валюте и в рублях, переводимых резидентами в пользу нерезидентов в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования.
Во многих случаях денежные средства по таким договорам переводились резидентами в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция которых не совпадает с юрисдикцией банков-нерезидентов, в которых открыты счета нерезидентов-контрагентов. Особо крупные денежные переводы осуществлялись в пользу нерезидентов, зарегистрированных в Великобритании, Кипре, Новой Зеландии, а также в некоторых офшорных зонах: Британских Виргинских островах, Белизе. Указанные нерезиденты имели расчетные счета в банках Латвии, Кипра, Литвы, Эстонии. Имеются многочисленные факты, когда резидентом с его расчетного счета, открытого в одном уполномоченном банке, в течение нескольких месяцев осуществляются только авансовые платежи в пользу нерезидентов по таким договорам, после чего расчетные счета в этом уполномоченном банке закрываются. При этом резидентом не представляются копии грузовых таможенных деклараций, свидетельствующие о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет осуществленных авансовых платежей.
Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями может быть ЛПД.
Учитывая изложенное, Банк России рекомендует КО [53] обращать особое внимание на такие операции, в случаях, когда:
- 1. Плательщиками денежных средств в иностранной валюте и в рублях в пользу нерезидентов являются организации, начавшие проводить операции, как правило, по истечении трех месяцев после их государственной регистрации. Такие организации, как правило, имеют минимально возможный в соответствии с действующим законодательством уставный капитал.
- 2. Платежи в пользу нерезидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами осуществляются практически ежедневно, что не сочетается с общепринятой внешнеторговой практикой.
- 3. Операции по счетам резидентов-плательщиков связаны с поступлением денежных средств в рублях от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме (либо их значительной части) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.
- 4. В договорах об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, предусмотрены длительные сроки поставки товаров либо иные условия, не соответствующие общепринятой внешнеторговой практике.
В январе 2005 г. Банком России выпущены рекомендации по усилению контроля за покупкой физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и операциями купли-продажи наличной иностранной валюты, а также по усилению контроля за операциями с наличными денежными средствами. Они содержат схемы и признаки операций, которые могут осуществляться клиентами КО в целях отмывания преступных доходов и уклонения от процедур обязательного контроля. Так, в частности, в целях совершения операции по приобретению ценных бумаг физическое лицо открывает банковский счет (депозитный счет либо счет для расчетов с использованием банковских карт), вносит на него наличные денежные средства и за счет указанных средств приобретает ценные бумаги. В случае совершения операции с наличной иностранной валютой используется аналогичная схема. Например, при покупке физическим лицом наличной иностранной валюты используется следующая последовательность операций:
- — в КО на имя физического лица открываются два банковских счета: в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;
- — на счет, открытый в валюте Российской Федерации, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в валюте Российской Федерации;
- — по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в валюте Российской Федерации списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты;
- — приобретенная иностранная валюта зачисляется на счет физического лица в иностранной валюте и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.
Банкам рекомендовано уделять особое внимание таким операциям и при возникновении подозрений направлять информацию в Росфинмониторинг.
Таким образом, Банк России на основе собственного надзорного опыта и с помощью банковского сообщества и Ассоциации российских банков постоянно дополняет перечень подозрительных операций. КО самостоятельно определяют полноту применения рекомендаций, содержащихся письмах Банка России, в зависимости от специфики своей деятельности и деятельности своих клиентов, получая при этом дополнительную возможность оценить риски, связанные с совершением их клиентами подозрительных операций, а также принять при необходимости меры, направленные на снижение таких рисков. Критерии выявления и признаки необычных сделок, разрабатываемые КО, как уже отмечалось выше, являются обязательным компонентом ПВК КО.