Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время исследователи выделяют следующие инвариантные признаки концепта: концепт — явление мыслительное (Л.О. Чернейко; А.А. Худяков); он характеризуется образной природой (В.И. Карасик) и отмечен культурной спецификой (Ю.С. Степанов). Концепт — универсальное образование, которое рассматривается как нечто общечеловеческое, всеобщее (Е.С. Яковлева). Кроме того, концепт передается словом… Читать ещё >

Лингвистический анализ процесса концептуализации и языковой репрезентации в рамках когнитивного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Системное описание структуры концепта посредством концептуального анализа

Исследователи единодушны во мнении, что концепт обладает сложной структурой, поскольку он отражает знания разной степени абстракции. Вслед за большинством исследователей, например Н. Н. Болдыревым, В. И. Карасиком, М. В. Пименовой, мы выделяем в концепте понятийную составляющую, которая отражает общие и существенные признаки предмета или явления, стоящие за концептом, а также образную часть, отражающую в концепте признаки индивидуального опыта человека.

В настоящее время исследователи выделяют следующие инвариантные признаки концепта: концепт — явление мыслительное (Л.О. Чернейко; А.А. Худяков); он характеризуется образной природой (В.И. Карасик) и отмечен культурной спецификой (Ю.С. Степанов). Концепт — универсальное образование, которое рассматривается как нечто общечеловеческое, всеобщее (Е.С. Яковлева). Кроме того, концепт передается словом; он динамичен, постоянно обрастает дополнительными признаками, увеличивающими его объем и насыщающими его содержание (З.Д. Попова, И.А. Стернин).

Указанные признаки концепта могут быть выражены эксплицитно и имплицитно. В первом случае характеристики концепта отражены в дефинициях в лексикографических источниках и определяются нами как понятийные концептуальные признаки, в соответствии, с чем мы можем выделить понятийные категории концепта огня. Во втором случае признаки концепта в качестве образных выявляются на основе анализа сочетаемости слова, как основного репрезентанта сущности концепта, а также на основе анализа индивидуально-авторской актуализации концептов на материале художественного произведения, в котором изучаемые концепты играют центральную роль, и здесь мы имеем дело со скрытыми категориями (криптоклассами) Необходимо отметить, что образные концептуальные признаки, являются релевантными только в пределах данного произведения и носят характер дополнительных, скрытых признаков. Совокупный анализ понятийных и образных признаков концепта составляет сущность концептуального анализа, призванного объяснить, по словам М. Г. Лебедько, почему-то или иное явление имеет место, то есть объяснить то, что человек всегда чувствовал интуитивно (М.Г. Лебедько).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой