Выбор способа транспортировки и видов транспорта для перевозки
Выбор вида или видов транспорта, транспортных средств и перевозчика осуществляется в двух основных направлениях — затраты на перевозку грузов и время их доставки потребителю, которые необходимо, по возможности, минимизировать, следовательно, должны быть решены две соответствующие задачи. Первая задача — минимизация транспортных расходов, которая в общем виде формулируется следующим образом… Читать ещё >
Выбор способа транспортировки и видов транспорта для перевозки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Составляющие элементы доставки грузов или пассажиров характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. Пользователи транспортных услуг в настоящее время отдают предпочтение таким показателям, как соблюдение временных графиков доставки грузов и пассажиров, ответственность за удовлетворение оговоренных потребностей, надежность доставки. Выполнение этих требований связано с достаточно точной временной оценкой звеньев доставки грузов и пассажиров, т. е. со знанием закономерностей изменения всех их элементов и установлением конкретных величин. Выявление закономерностей звеньев и элементов доставки является основой в системном построении всех возможных видов организации перевозок грузов и пассажиров.
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
Помимо путей сообщения транспорт располагает средствами для перемещения продукции — автомобилями, локомотивами, вагонами, судами другим подвижным составом.
В зависимости от стратегии и задач фирмы компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы Неруш Юрием Михайловичем [6.с.103] в табл.2.2.
Таблица 2.2 Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования.
Вид транспорта. | Особенности транспорта. | Сфера применения. | |
Достоинства. | Преимущества. | ||
Железнодорожный. | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность и невысокая себестоимость перевозок. | Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла. | Практически не ограничена. |
Морской. | Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность. | Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства. | Практически не ограничена. |
Речной. | Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на лорганизацию судоходства. | То же, что в морском транспорте; неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки. | Практически не ограничена. |
Авто-мобильный. | Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния. | Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети. | На короткие расстояния (до 300 км). |
Воздушный. | Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования. | Высокая себестоимость перевозки. | Практически не ограничена. |
В настоящее время в России происходят разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется рынок транспортных и транспортно — экспедиционных услуг. Так, по данным Министерства транспорта РФ, на территории России услуги автомобильного транспорта клиентам предлагают свыше 366 тыс. автохозяйств, речного транспорта- 4,8 тыс. перевозчиков, морского транспорта — свыше 1,1 тыс. судовладельцев, воздушного транспорта — свыше 200 перевозчиков с различными видами собственности.
В грузообороте и объемах перевозок с 1995 — 2003 гг. наблюдается тенденция к снижению по всем видам транспорта.
Можно сделать три вывода: во-первых не работает промышленность, во-вторых, идёт перераспределение перевозок и, в — третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.
Сюда же можно добавить плачевное состояние парка транспортных средств, отставание технических характеристик эксплуатируемых транспортных средств и систем от современного мирового уровня — в первую очередь по экономичности, безопасности, техническому состоянию. Степень изношенности транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам — 70%. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платежеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены выпуск и обновление транспортных средств.
Каждый из перечисленных видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления — выбор вида или видов транспорта, выбор определённых транспортных средств конкретного вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям [ 10.с.333] (табл.3.1).
Таблица 2.3 Основные условия выбора способа транспортировки.
№ п/п. | Условия выбора. | |
Возможность. | Текущая — существующие виды транспорта в данном территориальном образовании Перспективная (стратегическая) — будущее развитие транспортной сети в данном территориальном образовании. | |
Варианты. | Выбор транспортировки ограничен по различным причинам Выбор транспортировки практически неограничен. | |
Принципы. | Сопоставимость показателей по различным видам транспорта Степень информационности транспортных услуг. | |
Методы. | Полный учёт сопоставляемых показателей Ограниченный учёт сопоставляемых показателей. | |
Показатели. | Количественные показатели по видам транспорта Качественные показатели по видам транспорта. | |
Факторы. | Форма собственности транспортных средств Принятая система страхования грузов Варианты банковского обслуживания. | |
Критерии. | Экономические (стоимостные) показатели Натуральные показатели Технико-эксплуатационные характеристики. |
Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими видами транспорта в конкретном территориальном образовании, которые потребители имеют возможность выбирать. Соответственно учёт затрат на перемещение груза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения осуществляется по установленным в данной местности тарифным платам за перевозки и другие услуги, включая сервисные. При перспективной (стратегической) возможности выбора способа транспортировки — будущего развития транспортной сети в данном территориальном образовании учитываются приведённые эксплуатационно-строительные затраты.
Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей отдельных территориальных образований, например, массовая доставка грузов в отдалённые районы возможна, в основном, речным транспортом только в период навигации, а доставка угля на тепловые электростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведённых вариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касается мелкопартионных грузов, доставляемых потребителям в территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьма широк — железнодорожный, автомобильный, внутренний водный (при наличии судоходных рек), воздушный транспорт.
Принципы выбора способа транспортировки включают в себя, прежде всего сопоставимость затрат на перевозку по различным видам транспорта, которые возмещает потребитель транспортных услуг. При этом основные элементы транспортных затрат подразделяются на три группы: расходы, связанные с собственно перемещением грузов, в том числе расходы на выполнение начально-конечных и движенческих операций (Tп.r), расходы, необходимые на осуществление погрузочно-разгрузочных или перегрузочных (перевалочных) операций (Tп.р.); дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием (Tд). Общие расходы по доставке грузов (Tобщ.) следующие:
Tобщ. = T п. r + Tд. (1).
Приведённые выше общие затраты определяются по конкретным единым расстояниям, установленным для всех видов транспорта. При этом, естественно, общие затраты, по возможности, минимизируются по видам транспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способа транспортировки. Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта, — стоимость тары, плата за временное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных точках перемещения груза, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие товародвижению.
Таким образом, первый принцип выбора вида транспорта заключается в том, что выбор вида транспорта или способа перемещения делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что работники транспорта долины научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке.
Второй принцип — основным критерием выбора вида транспорта является затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки перемещения, надежность, безопасность, сохранность и экономичность перевозки.
Третий принцип заключается в обеспечении сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути перемещения груза от склада отправителя до склада получателя или следования пассажира от дома, включая возможные промежуточные перевозки груза или пересадки пассажиров на другие виды транспорта. Одновременно приводятся в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса, а расчёты по вариантам перевозок выполняются для одинакового объёма грузов между одними и теми же пунктами перемещения.
Четвертый принцип — обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг в частности, через рекламу о емкости, качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов, развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы определять более выгодные рынки сбыта своей продукции и управлять транспортной составляющей в цене товаров и услуг.
В условиях рыночной экономики важнейшим принципом выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок. Большое значение также имеет форма собственности сопоставляемых транспортных средств система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры.
Перечисленные принципы в значительной мере предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учёта тех или иных сопоставляемых показателей — полный учёт практически всех сопоставляемых показателей по различным видам транспорта или ограниченный учёт обобщающих сопоставляемых показателей по видам транспортировки.
Показатели при выборе вида транспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются на количественные и качественные, которые в свою очередь, классифицируются на общие для всех видов транспорта и частные (специфические), присущие отдельным видам транспорта.
Факторы выбора способа транспортировки включают в свой состав: формы собственности транспортных предприятий и транспортных средствперевозчиков; принятые систем страхования грузов — страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности и перевозчика (экспедитора); различные варианты банковского обслуживания.
Выбор вида или видов транспорта осуществляется по следующим критериям: экономичность перевозок грузов; способность доставки грузов в любую точку территориального образования; размещение сети путей сообщений; сезонность и ритмичность работы транспорта в различных метеорологических условиях; провозная способность транспорта; дальность перевозки; риски, возникающие при транспортировке грузов.
Выбор вида или видов транспорта, транспортных средств и перевозчика осуществляется в двух основных направлениях — затраты на перевозку грузов и время их доставки потребителю, которые необходимо, по возможности, минимизировать, следовательно, должны быть решены две соответствующие задачи. Первая задача — минимизация транспортных расходов, которая в общем виде формулируется следующим образом. Однородный продукт, находящийся в m пунктах производства (хранения) в количестве P1, Pi,…Pm, требуется доставить в n пунктов потребления, в которых потребность в данном продукте составляет изначально S1,…Sj,…Sn. Предполагается баланс поставляемого продукта и потребности в нём, а именно:
= (2).
Требуется определить объёмы перевозок грузов и маршруты движения транспортных средств таким образом, чтобы сумма всех транспортных расходов была минимальной. В этом случае целевая функция имеет следующий вид:
F =>min, (3).
Где Cя — затраты на перевозку единицы продукта из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j;
Хя — количество продукта, поступающего из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j.
Данная модель включает следующие ограничения.
Равенство объёмов производства (хранения) и отправляемого потребителям продукта в каждом пункте производства (хранения):
Xя = P1, i= 1, m, (4).
равенство потребностей и объёмов получаемого продукта в каждом пункте назначения:
Xя• Sj, j=1,n. (5).
Вторая задача — минимизация времени окончания всех перевозок: задача по критерию времени, которая формулируется следующим образом. Имеются m пунктов отправления продукции с запасами P1, Pi,…Pm и n пунктов назначения с потребностями S1,…Sj,…Sn, баланс перевозок (1.2). Требуется определить объёмы перевозок Xя таким образом, чтобы не только выполнялись балансовые условия (1.4) и (1.5), но и было минимизировано время окончания всех перевозок T.
Для решения задачи вводится обозначение время перевозок tя — время перевозок продукта из i-го пункта в j-пункт. При этом предполагается, что tя не зависит от перевозимого грузаобъёмов перевозок продукта Xя из из i-го пункта в j-пункт и количества транспортных средств всегда достаточно для осуществления любого объёма перевозок. Тогда главным в заданной задаче является выражение времени T через времена tiя и объёмы перевозок Xя. В связи с тем, что все перевозки заканчиваются в момент, когда завершается самая длительная из них, то время T есть максимальное из всех tiя, отражающих длительность нулевых перевозок, а именно:
T = max tiя > min.
Xiя > 0. (6).
Таким образом, требуется найти такой план перевозок Xiя, для которого время T будет минимальным:
T = max tiя (7).
Xiя > 0.
Экономичность перевозок грузов зависит от перевозки одним видом транспорта или смешанным вариантом перевозки. Наиболее простой схемой транспортировки является использование автомобильного транспорта, при котором доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада грузовладельца до склада грузополучателя без перегрузки и железнодорожного транспорта при наличии подъездных путей у грузоотправителя и грузополучателя. При выборе варианта между автомобильным и железнодорожным транспортом в этом случае используются предельные расстояния при принятии решения о выборе более рационального варианта. В типовых условиях перевозок равновыгодная дальность (lp), разграничивающая сферы использования видов транспорта при прочих дополнительных равных расходах, определяется следующим образом:
lp =, (8).
где Знкж — удельные затраты (тарифные ставки) на начальные операции транспортного процесса, руб./т, Знкд — удельные затраты (тарифные ставки) на конечные операции транспортного процесса, руб./т, Указанные выше удельные затраты включают расходы на погрузку и выгрузку грузов, а также подачу подвижного состава по подъездным путям соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок;
Z пер. — количество перегрузочных операций в зависимости от принятой схемы транспортировки по железнодорожному транспорту;
З пер. — удельные затраты (тарифные ставки) на перегрузочные (перевалочные)операции с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно, руб./т, Здж — удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции по железнодорожному варианту перевозок, руб./т, Зда — удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции по автомобильном варианту перевозок, руб./т.
Более сложными являются схемы транспортировки по железнодорожному варианту (при отсутствии подъездных путей у грузоотправителя и грузополучателя) и особенно по смешанному варианту. Расчёты показывают, что перевозки в смешанном сообщении с несколькими перевалками по затратам выше, чем доставка грузов прямым сообщением одним видом транспорта. Однако на практике организация перевозок грузов по схеме прямого сообщения не всегда может быть осуществлена.
Способность доставки грузов в любую точку территориального образования для каждого вида транспорта ограничена: для железнодорожного транспорта — сетью железных дорог; для автомобильного транспортасетью автодорог; для внутреннего водного транспортаналичием судоходных рек; для воздушного транспорта (самолётов) — наличием аэродромов (практически этому критерию соответствует доставка грузов грузовыми вертолётами).