Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Динамика культурных процессов на рубеже ХІХ-ХХ вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большой вес в культурной и общественно-политической жизни страны приобретает периодическая печать. В период революции 1905 года периодика освобождается от предварительной цензуры, широко распространяются коммерческие издания, что приводит к увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Динамика развития издательского дела ярко прослеживается в сравнении со второй половиной ЧIЧ… Читать ещё >

Динамика культурных процессов на рубеже ХІХ-ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эпоха рубежа ЧIЧ-ЧЧ столетий была переломной в истории России. В этот короткий период времени, длиною от силы в четверть века между временем правления Александра III и 17ым годом, произошли события раз и навсегда изменившие Россию. Русско-японская война и первая русская революция, первая мировая война и революция 1917 года, бурное развитие капитализма, новый этап модернизации, мощный экономический подъем начала ЧЧ века повлияли на динамичное развитие культуры. Резко менялись ценности и приоритеты, общественное самосознание; предчувствие нового периода, новой эпохи пронизывало всю культуру того времени. «В России в начале века был настоящий культурный Ренессанс, — писал Н. Бердяев. — Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души. Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения» Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. — М., 1994. стр. 142.

Рост российской экономики, бурное развитие промышленного производства вели к значительному увеличению поступлений в госбюджет, что позволяло наращивать затраты на культуру и просвещение. Но это было и первичной необходимостью, т.к. в экономику и производство активно внедрялись новые технологии, стране нужны были подготовленные кадры, что порождало потребность в развитии всей системы образования. В 1894 году насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, а к 1915 году их действовало уже около 124 тыс. Так с 90-ых гг. ЧIЧ в. до 1913 года уровень грамотности среди населения вырос с 21% до 31%, но крестьянство в общей массе все еще оставалось неграмотным, и правительство Николая II предпринимало меры для расширения сети начального, среднего и технического образования. Среди начальных учебных заведений наиболее распространенными были земские училища с 3-х и 5-и летним сроком обучения и аналогичные по программе церковно-приходские училища, а в городах действовали высшие начальные училища. Общее среднее образование давалось в рамках 8-летних мужских и женских гимназий и прогимназий, с сокращенной программой и сроками обучения. Изменившиеся экономические условия страны требовали внесения коррективов в программы обучения, как классических гимназий, так и 7 — классных реальных технических училищ. С 1896 года на средства кругов торгово-промышленной буржуазии стали создаваться частые коммерческие училища, которых к 1913 году было уже около 250. Немалую роль в деле ликвидации неграмотности в большей степени среди городского населения сыграли воскресные школы, а так же рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства.

Наиболее известные из них Лиговский народный дом графини С. В. Паниной в Петербурге (1903), Пречистинские рабочие курсы В. А. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры (1897). А с 1906 года стали возникать народные университеты по инициативе передовой профессуры, наиболее известный из них университет А. Л. Шанявского (1908).

В системе высшего образования действовало около 120 вузов, при том больше 60 из них являлись государственными, остальные — общественными или частными. Число студентов постоянно росло, к 1915 году оно увеличилось почти на 90 тыс. человек и число учащихся вузов достигло 125ти тысяч. Развитие получило и высшее женское образование: в стране было открыто более 20-и частных высших женских курсов. После первой русской революции правительство было вынуждено вновь пойти на либерализацию внутреннего самоуправления вузов. Были разрешены выборы ректоров и деканов, легализована деятельность студенческих организаций. А так же увеличивалось количество студентов, выходцев из купеческой, мещанской и крестьянской среды.

К концу ЧIЧ века книгоиздание становится одним из видов предпринимательской деятельности. Крупнейшим издателем до 1900 года был Ф. Ф. Павленков (1839−1900), выпустивший 755 книг, в том числе знаменитую биографическую серию в 130-и томах «Жизнь замечательных людей». «Уникальный книгоиздательский проект осуществили фирмы Ф. А. Брокгауза (Лейпциг, Германия) и И. А. Ефрона (Петербург, Россия), создавшие великолепный не потерявший своего значения и в настоящее время „Энциклопедический словарь“ Брокгауза и Ефрона в 82 томах. Издание вышло в 1890—1907 гг. и стало лучшей российской энциклопедией» Кириллов В. В. История России: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2005. стр. 383. Огромную роль в просвещении широких народных масс сыграли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И. Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги для народа. Важно было то, что книги выпускались огромными тиражами по доступным даже для учащихся ценам. «Уровень образования отражался в читательских вкусах. … В 90-е гг. [XIX вв.] в народной литературе появился рациональный герой, полагающийся на личную инициативу. Подобное изменения тематики свидетельствовало о зарождении либеральных ценностей в массовом сознании» История России. Теория изучения: Учеб. пособие /Под ред. Б. В. Личмана, Екатеринбург, 2001. Кн. II.

Большой вес в культурной и общественно-политической жизни страны приобретает периодическая печать. В период революции 1905 года периодика освобождается от предварительной цензуры, широко распространяются коммерческие издания, что приводит к увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Динамика развития издательского дела ярко прослеживается в сравнении со второй половиной ЧIЧ века. В 1850-е годы в России было меньше 100 типографий, к 1894 году их насчитывалось уже больше 1300. К 90-м годам выходило около 800 периодических изданий, из них до 100 наименований ежедневных газет, а к 1913 году их было 1158, издаваемых на 25 языках. В начале века среди журналов особой популярностью пользовались еженедельники, к ним относится и знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, литературно-художественное издание «Мир искусства», «Аполлон», «Старые горы» и др. Среди «толстых» журналов имели вес либеральный «Вестник Европы», кадетский «Русская мысль», «Русское братство» и «Заветы» народников, марксистские «Научное обозрение» и «Просвещение».

Распространению просвещения способствует и развитие сети общественных библиотек и читален, к 1894 г. в России работало почти 870 публичных библиотек и около 3 тыс. было организованно земствами.

В начале ЧЧ века велись фундаментальные и прикладные научные исследования. Технические достижения русских ученых обеспечивали потребности развивавшегося народного хозяйства и производства. Постоянно расширялись контакты ученых с зарубежными коллегами, осуществлялись стажировки в западноевропейских научных центрах, а публикации научных трудов в периодической печати способствовали развитию научной мысли и эволюции взглядов общества. На рубеже веков в России работала целая плеяда ученых мирового уровня, чьи научные открытия и технические достижения выдвинули русскую науку на качественно новый уровень, на передовые рубежи прогресса.

В области химии продолжали работу ученые, признанные еще со второй половины ЧIЧ века — Д. И. Менделеев (1834−1907), Н. Н. Бекетов (1827−1911), И. А. Каблуков, Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский — основы химии ненасыщенных соединений, В. В. Лебедев, последователь Фаворского, в 1910 впервые в мире получил образец синтетического каучука.

Профессор Московского университета П. Н. Лебедев открыл закон светового давления, что ускорило разработку теории относительности, квантовой теории и астрофизики.

Широтой научных исследований отличалась деятельность В. И. Вернадского (1863−1945). Он стал основоположником генетической минералогии, биохимии, геохимии, теории биосферы.

В области математики работали П. Л. Чебышев, С. А. Чаплыгин; Н. Е. Жуковский, физик, математик, механик (1847−1921) — заложил основы современного самолетостроения. Успехов добились конструкторы-авиаторы. В 1910 году Б. Н. Юрьев сконструировал вертолет, Я. М. Гаккель сконструировал и построил самолет-биплан, но практического применения эти достижения не получили из-за отсутствия государственной заинтересованности и финансирования. В области физики и механики работают так же П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, А. С. Попов.

Гениальный физик, ученый-самоучка К. Э. Циолковский (1857−1935) работал в Калуге и добился успехов в области аэродинамики, за 6 лет до создания в России аэродинамической трубы построил её прототип для испытания своих моделей. В1903 опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где изложил теорию реактивного движения.

К началу ХХ в. относится учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, чей доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903 г стал событием в науке, а уже в 1904 Павлов удостоился Нобелевской премии за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения. В 1908 Нобелевскую премию получил Ученый-биолог И. И. Мечников (1845−1916) за фагоцитарную теорию иммунитета и теорию происхождения многоклеточных организмов. Большую роль в науке сыграли биологи — И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, А. О. Ковалевский.

Продолжались географические исследования Средней и Центральной Азии — П. К. Козлов, Тибета; Русское географическое общество разрабатывало планы полярных экспедиций. «Отец и сын П.П. и В. П. Семеновы провели экспедиции на Алтай, Тянь-Шань, в Закаспий, на Урал и Приуралье, дав обширнейший материал для изучения России. Выдающимся русским путешественником являлся Г. Я. Седов, исследовавший Арктику и совершивший поход к Северному Полюсу» История России. Теория изучения: Учеб. пособие /Под ред. Б. В. Личмана, Екатеринбург, 2001. Кн. II.

Развивается интерес к гуманитарным наукам и, прежде всего, к истории. К этому периоду относится «Курс русской истории» В. О. Ключевского (1841−1911), где ученый отошел от традиционных взглядов и сделал акцент на теоретическом обобщении, предпринял попытку проследить историю развития общественных классов.

Труды ученых-историков П. Н. Милюкова, Н.П. Павлова-Сильванского, А.С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, С. Ф. Платонова, В. И. Семевского; А. А. Шахматова (1864−1920) — 1908 г. труды по истории русского летописания «Разыскания о древнейших русских летописных сводах»; получили мировую известность и признание. М. М. Ковалевский (1851−1916), историк, юрист изучал проблемы всеобщей истории, в 1901 г. в Париже основал Высшую русскую школу общественных наук, в 1910 опубликовал двухтомный труд «Социология».

Увеличилось количество исследований по экономике — М.И. Туган-Барановский, П. Б. Струве, философии — В. В. Розанов, братья С.Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк, С. Н. Булгаков, П. П. Кропоткин. «Призыв к возрождению идеалистической философии в противовес материалистическим концепциям был провозглашен в программном сборнике статей „Проблемы идеализма“ (1902), в котором приняли участие Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, отошедшие от „легального“ марксизма» Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала ЧЧI века: Учеб. пособие. — 7-е изд., доп. — М.: Дрофа, 2004. стр. 498.

Вышедший в 1909 г. сборник статей русской интеллигенции «Вехи» вызвал настоящий резонанс в обществе и заслужил разные оценки. Его авторы говорили об ответственности интеллигенции за русское революционное движение, основными мотивами сборника были самокритика и призыв к совершенствованию личности на основе русских религиозно-культурных традиций, что должно было, по мнению веховцев (Н. Бердяева, С. Булгакова, М. Гершензона, Б. Кистяковскома, П. Струве, С. франка, А. Изгоева), привести общество к постепенному духовному преображению.

Рубеж ЧIЧ-ЧЧ вв. в русской художественной культуре носит название «Серебряного века», и действительно, столкновение реализма и модернизма порождают духовные поиски, многие обращаются к теории индивидуализма, «чистого искусства» — искусства ради искусства, стремятся постичь идеальную сущность мира и человеческой души. Стремление пересмотреть культурные ценности прошлого, найти новый нетрадиционный, неклассический подход к искусству порождал множество противоречий, создал ту самую атмосферу напряженности и ожидания, которая пронизывала эпоху «серебряного века».

Еще жив был Л. Н. Толстой словно символизируя собой единство русской классической литературы и литературы начала ХХ в., его этическое учение о самосовершенствовании получило название «толстовство», неповторимая религиозная эстетика пронизывала его и получила немало сторонников, как в России, так и за её пределами. Гневное отношение Толстого к жестокости правительства получило воплощение не только в литературе («После бала», «Хаджи-Мурат»), но и в публицистике, ярчайшей статье 1908 г. «Не могу молчать!».

Вместе с Толстым продолжает творить А. П. Чехов (1860−1904), создавая в начале века пьесы «Вишневый сад» и «Три сестры», которые становятся мировой классикой.

Раскрывается талант А. И. Куприна (1870−1938), его поэтичность, богатство литературного языка, умение воспроизвести жизнь в её конкретности и многообразии.

Творчество И. А. Бунина (1870−1953) воплощает крестьянскую и дворянскую Русь, замечательного прозаика и поэта, Бунина, называют тогда «последним поэтом деревни».

Традицию демократической литературы продолжает Леонид Андреев (1871−1919), остро осуждающе звучит его рассказ «Красный смех» (1904), мистические мотивы пронизывают более поздние его трагедии «Жизнь человека», «Анатэма».

Максим Горький (А.М. Пешков, 1868−1936), первые его рассказы романтические, но постепенно он сближается с российскими социал-демократами и в свет выходит литература социалистического реализма, Горький становится глашатаем революции.

Популярными писателями становятся Ф. Сологуб, В. Вересаев, Н. Телешов, А. Белый, Д. Мережковский.

Русская поэзия начала века разнообразит течениями: символизм, разделяющийся на две волны — младших и старших символистов, имажинизм, футуризм, акмеизм, представителями которых являются величайшие русские поэты. В 90-е гг. выходят манифесты Н. Минского «При свете совести» и Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», возвещая о начале новой эпохи. Публикуются В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. К акмеистам примыкает А. Ахматова, представители разных направлений нередко соперничают друг с другом, С. Есенин, А. Блок, В. Маяковский, Н. Гумилев, Н. Клюев и др. Самым последовательным сторонником символизма был Андрей Белый, для него символизм являлся не столько литературным течением, сколько образом жизни.

А. Блок становится известным с 1904 года, когда выходит его сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Позже он становится одним из двух поэтов, откликнувшихся на призыв революции (еще одним был Маяковский), и это становится его фактическим разрывом с символизмом, стихи Блока этого периода пронизаны трагическими противоречиями эпохи. Апогеем становится поэма Блока «Двенадцать», написанная в январе 1918 г. всего за 2 дня.

Театральное искусство в России переживало этап тяжелых поисков. Доминирующими по-прежнему были государственные московский Малый и петербургский Александринский театры, где выступали М. Н. Ермолова и В. Ф. Комиссаржевская, но под давлением официальной цензуры оба театра переживали тяжелые времена. И в 1904 году Комиссаржевская уходит с государственной сцены и под её руководством в Петербурге создается Драматический театр.

Осенью 1898 состоялось открытие знаменитого Московского художественного общественного театр (МХАТа). Он стал первым демократическим театром в России, его открытие ознаменовал показ ранее запрещенного спектакля «Царь Федор Иоаннович», благодаря руководству выдающихся режиссеров-постановщиков К. С. Станиславского и В.И. Намировича-Данченко, актерскому мастерству И. М. Москвина, В. И. Качалова, О.Л. Книппер-Чехова, театр вскоре стал одним из центров мирового сценического искусства. На его сцене ставили пьесы А. П. Чехова, М. Горького, А. Н. Островского; Г. Ибсена, К. Гамсуна и М. Метерлинка.

Бурный взлет переживали театры оперы и балета, музыкальный театр. На сцене императорских театров Мариинского и Большого пел Федор Шаляпин, Д. А. Смирнов, И. А. Алчевский, Л. Собинов, А. Нежданова.

Русский балет пользовался огромной популярностью, в частности в Париже во время знаменитых русских сезонов, организованных С. П. Дягилевым. Звезды балета: балетмейстер М. Фокин, создавший для великой русской балерины Анны Павловой этюд «Умирающий лебедь» и возглавляющий балетную труппу Большого театра А. А. Горский, а так же В. Ф. Нижинский и Т. П. Красавина.

Музыкальное искусство начала ЧЧ в. во многом обязано композиторам, известным со второй половины ЧIЧ века. Доминирующее положение занимал Н.А. Римский-Корсаков (1844−1908). В 1907 г. он дирижировал первыми русскими концертами, организованными Дягилевым в Париже, а так же в это время создает такие шедевры как «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».

Необычайно ярко и многогранно проявляется талант Рахманинова (1873−1943), композитор, пианист, оперный и симфонический дирижер, он быстро становится известным во всем мире. Наиболее яркие произведения этих лет: оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», Вторая симфония и кантата «Весна».

Начинающий композитор И. Ф. Стравинский (1882−1971) был замечен С. П. Дягилевым в 1909 г., который предложил композитору написать балет «Жар-птица» для русских сезонов в Париже, в 1910 этот балет имел огромный успех и принес славу композитору.

Большую роль в развитии русского музыкального искусства сыграл ученик П. И. Чайковского С.И. Танеев (1856−1915). Он основал школу композиторов и воспитал многих впоследствии известных композиторов, дирижеров, музыкантов и преподавателей. Одним из его учеников был А. Н. Скрябин (1871−1915). В 1905 году в Париже состоялась премьера его «Божественной поэмы», а с 1905 по 1910 гг. композитор ставит перед собой новые творческие задачи, которые приводят его к радикальному изменению форм и стиля. Новым словом в музыке становятся его «Поэма экстаза» и «Поэма огня».

Особый вклад в русскую музыкальную культуры внесли так же А. К. Глазунов, А. С. Аренский М.А. Балакирев.

Волну бурного подъема переживают русская живопись и скульптура.

В изобразительном искусстве существуют противоположные направления — реализм, продолжающий традиции академического искусства ЧIЧ века, но и наполненный народными мотивами «передвижников»; и авангард — произведения этого стиля свежи и полны поисков нового, иные цели и ценности обусловливают новое воплащение, новаторские формы.

Плодотворно продолжает работать М. А. Врубель (1856−1910), работы этого периода особенны тем, что навеяны новой поэзией символизма и новой музыкой. В 1900 г. Врубель завершает картину «Царевна-Лебедь», а в 1902 появляется «Демон поверженный».

Творческое объединение «Мир искусства» (основатели А. Н. Бенуа и С.П. Дягилев), которое было создано в конце ЧIЧ века вокруг издателей одноименного журнала, сыграло большую роль и в живописи. «Мирискусники» придерживаются теории чистого искусства и обращаются к символам прошлого, ЧVІІІ и начала ЧIЧ вв. К наиболее ярким художникам этого объединения относится К. А. Сомов (1869−1939). Он пишет в так называемом «ретроспективно-галантном» жанре, картины, пейзажи, портрет Блока 1907 года.

Как художник-реалист работает И. Е. Репин (1844−1930), до 1907 года преподает в академии Художеств, с 1901;1903 вместе с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым пишет картину «Торжественное заседание государственного совета» по официальному заказу. Ученик Репина В. А. Серов (1865−1911), примкнув к объединению «Мир искусства» пишет потрясающие портреты, одной из его главных работ становится картина «Петр І» 1907 года.

Известнейшие художники этого периода: В. Суриков, И. Шишкин, А. Куинджи, И. Грабарь В. Васнецов, В. Кустодиев, И. Билибин; скульпторы: М. Антокольский, П. Трубецкой, С. Коненков.

В начале ХХ века в русской архитектуре появляется модерн. В этом стиле широко применялись новые материалы, стекло, железобетон, сталь, и новая техника строительства. Характерная асимметрия, закругленность форм, свободный эксперимент в планировке позволяли широкое использование фресок, мозаик, витражей, керамики и скульптуры в украшении фасадов и интерьеров.

Наиболее масштабно модерн применялся в Москве. В этом стиле исполнены здание гостиницы «Метрополь» (1899−1923) архитектором Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта; здание Ярославского вокзала и здание МХАТа по проектам Ф. О. Шехтеля.

Возрождались традиции неоклассицизма, на средневековое и народное зодчество ориентировался А. В. Щусев, ему принадлежит проект Казанского вокзала. В этом же направлении были исполнены архитектурные работы В. Н. Васнецова, наиболее известная из которых фасад Государственной Третьяковской галереи.

На рубеже веков появляется кинематограф, первый показ состоялся в Петербурге, в мае 1896 года, и сразу завоевывает популярность среди городского населения. С 1903 года появляются первые «иллюзионы» и «электротеатры», показы сопровождаются музыкальным аккомпанементом. В 1904 году в Москве А. А. Ханжонков основывает первую в России кинофабрику и строит два кинотеатра, одним из которых является знаменитый московский «Художественный», в 1908 снимается первый фильм «Понизовская вольница», в 1911 выходит и второй, постановки В. М. Гончарова и А. А. Ханжонкова «Оборона Севастополя».

К 1914 году количество отснятых фильмов достигает 330, появляются первые звезды российского кино — И. Мозжухин, В. Максимов, Вера Холодная, В. Полонский. Далее кино становится одним из важнейших искусств.

«Массовым увлечением становится спорт. Если в XIX веке физкультура была уделом избранных (фехтование и верховая езда как часть военного и аристократического образования, силовые номера в цирках), то в начале XX века она превратилась в повсеместную моду. Особой популярностью пользовались коньки, теннис и французская борьба, развивались легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, футбол, бокс. Поклонники тех или иных видов спорта объединялись в любительские клубы для совместных тренировок и организации показательных выступлений перед публикой» История России. Теория изучения: Учеб. пособие /Под ред. Б. В. Личмана, Екатеринбург, 2001. Кн. II.

Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что на динамику культуры рубежа XIX—XX вв. повлияла эпоха величайших перемен, которую переживала Россия. Сформировавшийся в XIX веке этап культуры выявил кризисные черты классицизма, кризис самосознания, проявившийся в поляризации течений и направлений во всех сферах искусства. Начались поиски новых эстетических идеалов, художественных принципов, методов и форм.

Задачи творческого переосмысления окружающей реальности, сломанных традиций и устоев выходили на первый план, что отразилось не только в литературе и искусстве, но и в общественной мысли; в обновленном религиозном сознании. Мистические искания, «богоискательство», «богостроительство» противопоставлялись ушедшим в прошлое религиозным канонам. С религией была связана и новая философская мысль, рубеж веков стал эпохой религиозно-философского возрождения России.

Важнейшим проявлением новой эпохи и доказательством влияния динамики исторических событий на культуру стало новое представление о свободе. О творческой индивидуальности и свободе творческой личности. Фигура художника, как творца и мыслителя оказалась в центре новой культуры. Именно такими были деятели русской культуры рубежа столетий: Д. Мережковский и Вяч. Иванов, А. Белый и А. Блок, В. Брюсов и К. Бальмонт, З. Гиппиус и М. Волошин и многие другие, объединившиеся под направлением символизма.

Эпоха диктовала предельно свободный подход к религии, науке, искусству, давала возможность объединять музыку и поэзию, живопись и музыку, и балет.

Чрезвычайно высокая динамика историко-культурной ситуации порождает почву для стремительного переосмысления ценностей недавнего прошлого, заставляет искать новый неклассический подход к культуре, который не редко вызывает резонанс и двойственность в сознании деятелей культуры «серебряного века». В 1911 году А. Блок писал, что для русской культуры того времени было характерно «трагическое осознание неслиянности и нераздельности всего — противоречий непримиримых и требовавших примирения» Костиков В. Не будем проклинать изгнание (Пути и судьбы русской интеллигенции) — М., 1994. стр. 198.

На довольно малом отрезке времени происходит всплеск русской культуры, который можно считать феноменальным, учитывая события эпохи. Достижения русской философской мысли, русского искусства серебряного века огромны и имеют мировое значение.

история земский эпоха.

  • 1. Бердяев Н. Философия творчества культуры и искусства в 2-х т. М., 1994.
  • 2. Зуев М. Н. История России с древнейших времен до начала ЧЧI века: Учеб. пособие. — 7-е изд., доп. — М.: Дрофа, 2004.
  • 3. Кириллов В. В. История России: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2005.
  • 4. Костиков В. Не будем проклинать изгнание (Пути и судьбы русской интеллигенции) — М., 1994.
  • 5. История России. Теория изучения: Учеб. пособие /Под ред. Б. В. Личмана, Екатеринбург, 2001. Кн. II. (В электронном варианте).
  • 6. Новейшая история Отечества: ЧЧ век: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. /Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 — Т. 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой