Принципы налогообложения.
Налоговое право.
Общая часть
Наиболее примечательной с точки зрения утверждения важнейших устоев налогообложения следует признать Конституцию Бразилии, в которой закреплен целый ряд соответствующих принципов, причем, как общего, так и специального характера. В указанном акте определено, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и должны распределяться в соответствии с экономической способностью… Читать ещё >
Принципы налогообложения. Налоговое право. Общая часть (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • общепризнанные принципы налогового права;
- • содержание и значение принципа справедливости налогообложения;
уметь
• применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;
владеть навыками
- • организации самостоятельной работы с налоговым законодательством;
- • пользования специальной литературой.
Состав принципов налогообложения и их правовое закрепление
Рассматривая принципы налогообложения, в очередной раз следует вспомнить, что налог, помимо прочего, является правовой категорией. В свою очередь любое право, в том числе и налоговое, функционирует на основе определенных принципов, в которых закреплены объективные закономерности общественного развития. Основу налогово-правового регулирования составляют принципы налогообложения. В теории эти принципы предлагается определять как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов может быть закреплена нормативно, а часть — выведена посредством толкования налогового законодательства[1]. По сути, принципы это — основополагающие руководящие идеи, которые являются своего рода главными ориентирами для всех участников налоговых правоотношений, на них же основываются государства при построении и реформировании своих налоговых систем. Совокупность таких принципов составляет идейную основу налогообложения — налоговую доктрину того или иного государства, которая в свою очередь формирует его налоговую политику. Последняя же находит свое выражение в форме нормативных правовых актов о налогах и сборах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Следует заметить, что налоговая доктрина и налоговая политика государства определяют важнейшие направления построения его налоговой системы, поэтому, как правило, неизменны и корректируется лишь в силу кардинальных изменений политического или социально-экономического характера в рамках проводимых налоговых реформ. В свое время Н. К. Бржеский писал, что «всякая податная система так тесно связана с самыми сокровенными отправлениями государственного организма, она так сильно затрагивает материальные интересы государства, общества и отдельных личностей, она до такой степени отражает на себе особенности политического строя государства и социальной группировки общественных классов, что только соответствующие изменения в важнейших сферах государственно-общественной жизни обусловливают возможность коренного изменения принципов податной системы»[2].
Процесс формирования принципов налогообложения был сложным, неоднозначным и преодолел несколько эволюционных этапов. По мере развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, постепенно появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила в свою очередь закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в «руководящие идеи», в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения[3].
Вплоть до XVIII в. финансовая практика повсеместно исходила исключительно из финансовых интересов и потребностей казны. Этим интересам и потребностям и было практически целиком подчинено дело установления и взимания налогов. Научно сформулированных принципов налогообложения не существовало, они не находили своего отображения в правовых актах, и не воплощались на практике. Результатом этого явилось то, что налогообложение строилось властями сугубо на основе субъективного, научно необоснованного и несправедливого подхода. Лишь со временем возникло понимание, что налогообложение должно также учитывать интересы налогоплательщиков и соответствовать определенным принципам. К числу таковых в первую очередь относятся принципы, сформулированные А. Смитом. Известным экономистом выведено несколько важнейших принципов, которые в последствии названы «великой хартией вольностей налогоплательщика» или «максимумами налогообложения». В частности, им определено, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. исходя из тех доходов, которые каждый из них получает под охраной государства. При этом налог должен быть точно определен и не может являться произвольным, время его уплаты, способ и размер должны быть понятны как самому плательщику, так и иным лицам. Время и способ уплаты налога должны быть удобными для плательщика, а издержки, связанные с взиманием налога, — минимальными[4].
Со временем эти теоретические положения получили развитие в трудах многих исследователей в области финансов и налогообложения. Так, в России русским экономистом Н. И. Тургеневым сформулировано пять основных правил налогообложения — «главные правила взимания налогов». В частности ученый ратовал за равное распределение налогов, в соответствии с которым они должны быть распределяемы между всеми гражданами, «в одинаковой соразмерности». По его мнению, пожертвования каждого должны соответствовать силам его, т. е. доходу, при этом «правительство обязано стараться отклонять, сколь возможно, тяжесть налогов от простого народа». Следующее правило касается определенности налогообложения, согласно ему «количество налога, время налога и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей». В ряду предлагаемых им правил также значатся «собирание налогов в удобнейшее время» и «дешевое собирание налогов». В качестве общего правила налогообложения предложен тезис о том, что «налог должен всегда быть взимаем с дохода, и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники государственных доходов не истощались»[5].
Постепенно состав принципов налогообложения множился, а сами они получали все более глубокую теоретическую проработку и обоснование. В настоящее время соответствующий перечень включает принципы, затрагивающие самые различные стороны налогообложения. В частности организация налоговых систем современных государств связывается зарубежными исследователями с такими принципами, как обоснованность налогов, приоритет личности в налогообложении, недискриминация налогоплательщиков, обезличенность налога, нейтральность налога по отношению к экономике, исключение двойного налогообложения, прозрачность налоговых процедур, недопустимость произвола со стороны налоговых администраций и др.[6] Отечественные специалисты относят к основным принципам налогового права: принцип законности налогообложения; принцип всеобщности и равенства налогообложения; принцип справедливости налогообложения; принцип взимания налогов в публичных целях; принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; принцип экономического основания налогов; принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; принцип определенности налоговой обязанности; принцип единства экономического пространства и единства налоговой политики; принцип единства системы налогов и сборов[7].
Имеется несколько научных подходов относительно оснований классификации принципов налогообложения. Так, Н. П. Кучерявенко выделяет: принципы налогового права; принципы построения налоговой системы; принципы налога или налогообложения; принципы налогового закона[8]. По мнению А. Н. Козырина, все принципы налогообложения можно подразделить на юридические, социально-экономические и технические[9]. Осуществляя так называемую функциональную классификацию, отдельные правоведы выделяют: принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя; принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков; принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма[10]. Существует и разделяемая нами в целом точка зрения, в соответствии с которой система принципов налогообложения включает экономические и юридические принципы налогообложения, а также организационные принципы налоговой системы[11].
Полагаем, что в структуре интересующих нас принципов, во всяком случае, можно выделить экономические принципы, организационно-функциональные принципы (принципы организации и функционирования налоговой системы), а также правовые принципы (принципы налогового права). Все они в совокупности способствуют делу создания максимально эффективной и одновременно справедливой, социально-ориентированной системы налогообложения.
Экономические принципы налогообложения определяют основные требования, которым налоги должны соответствовать с точки зрения экономической теории, как например, принципы соразмерности, экономической обоснованности налогообложения и экономности налогового администрирования. Эти принципы фактически определяют важнейшие подходы, которым должна соответствовать реализация функций налога, как элемента экономической системы.
Организационно-функциональные принципы налогообложения представляют собой положения, которые определяют внутреннее построение налоговой системы и ее функционирование. К числу таковых в частности относятся принципы единства и стабильности налоговой системы, принцип разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов, принцип удобства налогообложения.
Правовые принципы налогообложения определяют требования, предъявляемые к установлению, введению и взиманию налогов и сборов с точки зрения права. Рассматривая общие принципы налогового права, отдельные специалисты определяют их, как совокупность универсальных положений, позволяющих прогнозировать и формировать на научной основе развитие основных институтов налогового права и механизма правового регулирования налоговой системы[12]. К ним, по нашему мнению, прежде всего, относимы принципы законодательного установления налогов и недопустимости придания налоговому закону обратной силы, презумпция невиновности налогоплательщиков.
Приведенная выше классификация, впрочем, носит в известной степени условный характер, поскольку одни и те же принципы могут быть отнесены одновременно на счет нескольких групп. Так, отдельные экономические и организационно-функциональные принципы, как, например, уже упомянутые принципы экономической обоснованности налогообложения или единства налоговой системы и некоторые другие принципы, в силу законодательного их закрепления фактически обрели правовое значение.
Вместе с тем не все общепризнанные принципы налогообложения получили свое законодательное закрепление.
Некоторые из них, как, например, принципы достаточности, эластичности или подвижности налогообложения, судя по всему, поддерживаются лишь на теоретическом уровне. Отдельные принципы, такие как принцип соразмерности, справедливости и определенности налогообложения, недопустимости избыточного применения мер налогового контроля налогообложения, получили признание и развитие в рамках конституционного или арбитражного судопроизводства[13]. В ряду же тех принципов, которые получили непосредственное закрепление в законе, в первую очередь выделяются нормы-принципы, содержащиеся в конституциях государств, — конституционные принципы налогообложения. Последние носят наиболее общий характер и по своей значимости могут быть поставлены в один ряд с другими конституционными принципами, что придает им особый статус.
Рассуждая о конституционных принципах налогообложения, уместно воспроизвести содержание ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В данном случае, как мы видим, закреплен один из основополагающих принципов налогообложения — всеобщность. Кроме того, другой нормой-принципом определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым установлен конституционный запрет на придание налогам обратной силы. Этими положениями фактически и исчерпывается состав конституционных принципов налогообложения в отечественном праве. В связи с этим необходимым является анализ соответствующих конституционных положений других стран.
В мировой практике всеобщность налогообложения является одним из наиболее распространенных конституционных принципов. Вместе с тем до недавнего времени обязанность платить налоги находила отражение далеко не во всех конституциях зарубежных стран.
ИЗ ИСТОРИИ
" Социалистические" конституции обычно не указывали среди основных обязанностей граждан обязанность платить налоги. В целях политической пропаганды даже подчеркивалось, что в отличие от «капиталистических» стран, в странах «социализма» налоги берутся в основном не с граждан, а с предприятий, и что косвенные налоги отсутствуют[14]. Наиболее показательной в этом плане являлась Конституция КНДР, в ст. 33 которой указано, что государство полностью ликвидирует систему налогов, являющуюся наследием старого общества.
Современная же действительность такова, что обязанность по уплате налогов возведена в ряд конституционных практически во всех государствах. При этом налоговая обязанность устанавливается наряду с воинской повинностью и другими важнейшими конституционными обязанностями. На высокий уровень обязывания налогоплательщиков дополнительно указывает то, что соответствующие нормы преимущественно предусмотрены в разделах и главах, определяющих правовой статус человека и гражданина.
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Подобные конституционные нормы обнаруживаются, например, в разд. II «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь, разд. II «Человек и гражданин» Конституции Казахстана, разд. III «Права и обязанности гражданина» Конституции Кыргызской Республики, гл. IV «Основные обязанности граждан» Конституции Азербайджанской Республики, гл. 2 «Основные права и свободы человека и гражданина» Конституции Республики Армения, гл. Ill «Права и обязанности народа» Конституции Японии. Лишь в отдельных конституциях соответствующие статьи расположены иначе. Так, в Конституции Грузии такая статья обнаруживается в гл. 6 «Государственные финансы и контроль» .
В ст. 73 Конституции Азербайджанской Республики говорится о том, что выплачивать установленные законом налоги и другие государственные сборы в полном объеме и своевременно является долгом каждого.
В соответствии со ст. 46 Конституции Армении каждый обязан в установленном законом порядке и размере уплачивать налоги, пошлины, производить другие обязательные платежи.
В ст. 35 Конституции Казахстана закреплено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.
В ст. 25 Конституции Кыргызской Республики речь идет об обязанности граждан платить налоги и сборы в соответствии с законодательством.
В конституциях ряда стран установление соответствующих обязанностей обосновано необходимостью участия всех граждан в финансировании государства. Например, ст. 53 Конституции Итальянской Республики гласит, что все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими налоговыми возможностями. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В ст. 58 Конституции Республика Молдова прописано, что граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.
Наиболее примечательной с точки зрения утверждения важнейших устоев налогообложения следует признать Конституцию Бразилии, в которой закреплен целый ряд соответствующих принципов, причем, как общего, так и специального характера. В указанном акте определено, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личный характер и должны распределяться в соответствии с экономической способностью налогоплательщика; в частности, для того, чтобы обеспечить осуществление этих принципов, налоговая администрация при соблюдении личных прав и в соответствии с предписаниями закона может выяснять состояние, доходы и экономическую деятельность налогоплательщика (ст. 145). Без ущерба для иных гарантий, предоставляемых налогоплательщику, Союзу, штатам, Федеральному округу и муниципиям запрещается: устанавливать или увеличивать взимания обязательного характера без предварительно изданного закона; запрещается проведение любого различия по основаниям профессиональной деятельности или осуществляемых функций, независимо от юридического наименования доходов, документов или прав; использовать средства от обязательных взиманий для целей конфискации; облагать обязательными взиманиями на основе фактов, случившихся до вступления в силу закона, который эти взимания устанавливает или увеличивает, а также в течение того же финансового года, в который закон, устанавливающий или увеличивающий эти взимания, был опубликован; устанавливать ограничения в передвижении людей и имущества посредством введения межштатных или межмуниципальных налогов, за исключением платы за использование шоссейных дорог, содержащихся органами государственной власти; устанавливать налоги на имущество, доходы или обслуживание, когда один из них происходит от других (ст. 150).
В данном случае наряду с отдельными общими принципами налогообложения, из числа упомянутых выше, в Конституции Бразилии нашли свое закрепление и другие руководящие идеи. В частности к принципам общего характера можно отнести запрет на дискриминацию налогоплательщиков по какому-либо признаку — принцип равенства налогоплательщиков (принцип податного равенства). Специальными же являются такие принципы, как экономическая обоснованность налогообложения, непридание ему конфискационного характера, недопустимость взимания нескольких налогов с одного и того же объекта, а также — установления обязательных платежей, создающих искусственные ограничения для передвижения людей и перемещения грузов.
Соблюдение принципов всеобщности и равенства налогообложения наряду с его соразмерностью является в свою очередь необходимым условием реализации принципа справедливости налогообложения. Справедливость в данном случае является главным критерием признания той или иной системы налогов и сборов состоятельной и соответствующей современным требованиям. Тем не менее определение справедливости налогообложения в зарубежных конституциях разнится.
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Так, одно из условий справедливости налогообложения обозначено в Конституции Республики Молдова, в ст. 58 которой, например, указано, что «налоговая система, предусмотренная законом, должна обеспечивать справедливое распределение налогового бремени». В Конституции Лихтенштейна в связи с этим говорится, что государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум, необходимый для существования, и облагая более высокими ставками крупные имущества и доходы.
Более подробно принцип справедливого налогообложения ввиду его особой значимости и комплексного характера, будет рассмотрен в последующем изложении.
Далее следует обратить внимание на то, что одним из всеми признанных постулатов налогового нрава является требование об обязательном законодательном оформлении всех учреждаемых налогов. Суть его заключается в том, что налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом. Данный принцип налогового права закреплен в тексте большинства конституций зарубежных стран. Необходимость его закрепления объясняется тем, что через принятие соответствующего закона можно обеспечить соблюдение принципа неприкосновенности частной собственности, но при этом заставить налогоплательщика перечислять часть своего дохода (имущества) в доход государства. Ведь только неисполнение закона является основанием для применения государством имеющихся у него в распоряжении мер принуждения. Действительно, принцип установления налогов и сборов только законом нашел отражение в текстах практически всех зарубежных конституций.
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Наиболее просто принцип установления налогов и сборов только законом прописан в ст. 30 Конституции Японии, в которой определено: «Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом». В Конституции Азербайджанской Республики говорится о том, что никто не может быть принужден выплачивать налоги и другие государственные сборы при отсутствии предусмотренных законом оснований и сверх объема, указанного в законе. В соответствии со ст. 94 Конституции Грузии структура и порядок введения налогов и сборов устанавливаются только законом. Во Франции определено, что закон устанавливает правила, касающиеся установления налогов и условий их взимания (ст. 34 Конституции Французской Республики).
Принцип единства налоговой системы получил закрепление в праве США.
О единообразии всех пошлин, податей и акцизов на всей территории Соединенных Штатов говорится и в разд. 8 ст. I Конституции США. В этом же акте прописан принцип взимания налогов исключительно в публичных целях. Определено, что «Конгресс имеет право: вводить и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы, для того чтобы выплачивать долги и обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие Соединенных Штатов» .
Конституционный статус в этой стране придан и такому довольно редко встречающемуся в зарубежном законодательстве принципу, как приоритет финансовой цели взимания налогов. Этот принцип фактически устанавливает запрет на введение налогов в каких-либо иных целях, кроме финансового обеспечения государственных расходов. Следует упомянуть также такие конституционные нормы-принципы, как принцип установления налога только законом и в должной процедуре и принцип запрета обратной силы налоговых законов[15].
В Конституции Киргизии также прописан уже упоминавшийся принцип отрицания обратной силы налогового закона, ухудшающего положение налогоплательщиков. В частности определено, что законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Принцип отрицания обратной силы налогового закона, ухудшающего положение налогоплательщиков провозглашен и в Таджикистане. В ст. 45 Конституции этой страны указано, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие экономическое положение гражданина, обратной силы не имеют. В Конституции Греции закреплено: «Никакой налог или какое-либо иное финансовое обложение нс может устанавливаться законом, имеющим обратную юридическую силу, распространяющуюся сверх предшествующего фискального года» .
Принципы налогообложения могут также излагаться в иных законодательных актах. К примеру, в соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Традиционно принципы налогообложения прописываются в кодифицированных актах налогового законодательства (налоговых кодексах) или в общих налоговых законах. Соответствующие положения в большинстве своем относятся на счет специальных (отраслевых) принципов налогообложения, которые в большей степени отражают налоговую специфику, имеют непосредственное отношение к элементам налогообложения, порядку установления, введения и взимания налогов и сборов.
В ст. 3 ПК РФ специальные принципы налогообложения сведены в основные начала законодательства о налогах и сборах. Определено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3 НК РФ). В данном случае нашли отражение принципы всеобщности, равенства и необременительности налогообложения. Принцип недискриминации в налогообложении сформулирован в п. 2 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. При этом не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Установлено и то, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (принцип экономической обоснованности налогообложения). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных нрав (п. 3 ст. 3 ПК РФ). Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ). Особое значение имеет принцип, в соответствии с которым ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ). С точки зрения теории налогов и сборов важным представляется принцип, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ). Замыкает состав принципов положение о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика или плательщика сборов (п. 7 ст. 3 НК РФ).
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В ст. 6 (Принципы налогообложения) Налогового кодекса Республики Казахстан определено, что налоговое законодательство основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. При этом в последующих статьях раскрывается смысловое значение указанных принципов. Так, принцип обязательности налогообложения означает, что налогоплательщик обязан исполнять возникающие перед государством налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки (ст. 7). Принцип определенности налогообложения заключается в необходимости определения налогов и других обязательных платежей. При этом под определенностью понимается возможность установления из налогового законодательства всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика (ст. 8). Принцип справедливости налогообложения заключается в том, что налогообложение в стране является всеобщим, а предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещено (ст. 9). Принцип единства налоговой системы — распространение на всех налогоплательщиков одних и тех же налогов на всей территории страны (ст. 10). Принцип гласности налогового законодательства предполагает, что все нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, должны обязательно публиковаться в официальных изданиях (ст. 11).
Целый ряд принципов налогообложения нашел закрепление в ст. 3 Закона Украины от 18.02.1997 «О системе налогообложения». В качестве них определены такие принципы, как: стимулирование научно-технического прогресса и предпринимательской деятельности; обязательность уплаты налогов; экономическая обоснованность; равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации; равнозначность и пропорциональность; стабильность через обеспечение неизменности налогов и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года; социальная справедливость, равномерность уплаты; компетенция (установление и отмена налогов исключительно органами представительной власти); единый подход к разработке налоговых законов; доступность, т. е. обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для налогоплательщиков.
В Австрии в § 119 Федерального положения о налогах и сборах определено, что налогообложение осуществляется на основе принципов справедливости и достоверности. В этом же законодательном акте (§ 147) закреплен принцип сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками. Этот принцип, судя по всему, развивает принцип удобства налогообложения, поскольку обязывает налоговые органы проводить проверку предприятий таким образом, чтобы она в наименьшей степени препятствовала текущей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принимая во внимание изложенное, можно заключить, что в большинстве своем фундаментальные принципы, к числу которых относятся справедливость, определенность и законность налогообложения, во многих странах совпадают, или, во всяком случае, содержат в своей основе сходную налоговую идеологию. Различия же в большей степени касаются текстовой редакции соответствующих правовых норм и уровня их законодательного установления.
- [1] Демин А. В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 55.
- [2] Бржеский Н. К. Податная реформа. Французские теории XVIII столетия. СПб., 1888. С. 60−61.
- [3] Бельский К. С. Принципы налогообложения // Гражданин и право. 2006. № 12.
- [4] Смирнов Д. А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы // Финансовое право. 2006. № 4.
- [5] Тургенев Н. И. Опыт теории налогов //У истоков финансового права (в серии «Золотые страницы финансового права»). Т. 1. М., 1998. С. 134- 141.
- [6] Алле М. Общие принципы налоговой системы гуманистического и прогрессивного общества // За реформу налоговой системы. Переосмысливая общепризнанные истины / пер. с фр. Т. А. Карлова; под ред. И. А. Егорова. М., 2001. С. 17−23.
- [7] Тедеев Л. А., Парыгина В. А. Налоговое право: учебник. М., 2004. С. 134.
- [8] Кучерявенко II. П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. Харьков, 1997. С. 53−55.
- [9] Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 77−80.
- [10] Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: учеб, пособие. М., 1998. С. 194−197.
- [11] Налоги и налоговое право: учеб, пособие / под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 66.
- [12] Франк Ф. К. Об определении понятия и сущности общих принципов налогового права // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 111.
- [13] См.: Зорькин В. Конституционно-правовые аспекты налогового права в России и практика Конституционного Суда // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 3.
- [14] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1995. С. 158−159.
- [15] Кикабидзе Н. Р. Общие принципы налогообложения и сборов России и США в сфере основ конституционного строя (сравнительно-правовой анализ) // Финансовое право. 2006. № 12.