Международные товарные соглашения
Идея международных товарных соглашений была зафиксирована еще в Гаванской хартии, хотя на практике некоторые из них заключались группами государств и ранее. Первыми считаются товарные соглашения по пшенице (1933) и по сахару (1937). На их основе были учреждены, соответственно, Международный консультативный комитет по пшенице (позднее переименованный в Международный совет по зерну) и Международная… Читать ещё >
Международные товарные соглашения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Преобладающая часть всех товарных рынков находится в правовом поле пакета соглашений ВТО. Вместе с тем за пределами системы ВТО образовались или образовываются автономные правовые режимы, функционирующие на основе международных товарных соглашений. Международные товарные соглашения представляют собой многосторонние договоры между правительствами стран — производителей и экспортеров, с одной стороны, и стран — потребителей и импортеров — с другой. В нескольких соглашениях участвует и Россия.
Налицо тенденция к потоварной детализации международно-правового регулирования в международной торговой системе, к дифференциации правовых режимов в зависимости от специфики товара, товарной группы.
Идея международных товарных соглашений была зафиксирована еще в Гаванской хартии, хотя на практике некоторые из них заключались группами государств и ранее. Первыми считаются товарные соглашения по пшенице (1933) и по сахару (1937). На их основе были учреждены, соответственно, Международный консультативный комитет по пшенице (позднее переименованный в Международный совет по зерну) и Международная организация по сахару. В 1956 г. было подписано Международное соглашение по олову; его руководящим органом стал Международный совет по олову.
В 1960;е гг. координирующие функции по выработке международных товарных соглашений приняла на себя ЮНКТАД. Соглашения заключались на международных конференциях ООН по соответствующим сырьевым товарам, проводимых под эгидой и в рамках ЮНКТАД, а также Комитета ЮНКТАД по сырьевым товарам. Первым таким соглашением стало Международное соглашение по кофе 1962 г., на основе которого была образована Международная организация по кофе в Лондоне.
На I сессии ЮНКТАД в 1964 г. была принята специальная резолюция «Международные товарные соглашения и устранение препятствий к расширению торговли». В ней подчеркивалась важная роль товарных соглашений для экономического развития развивающихся стран. На этой же сессии были разработаны общие цели и принципы международных товарных соглашений.
В 1965 г. в рамках ЮНКТАД был образован Комитет по сырьевым товарам, в круг ведения которого входило, среди прочего, содействие заключению международных товарных соглашений. В Комитете прорабатывался вопрос о подготовке общего соглашения о товарных соглашениях, однако развитые страны выступили против такого соглашения.
Следует иметь в виду, что идеологически отношение государств западного цивилизационного типа к международным товарным соглашениям всегда было прохладным, поскольку они рассматривались как антирыночное явление в международной торговле, шли вразрез с глубинными интересами ведущих стран по обеспечению своей господствующей роли в международной торговой системе.
Отношение западных государств к международным товарным соглашениям — еще один пример присущего этим государствам «раздвоения». С одной стороны, государства западного цивилизационного типа стремились «подмять» экономики развивающихся стран, не допустить их трансформации в конкурентов, продолжать в новых условиях эксплуатировать их ресурсы на неэквивалентной основе. Все это было возможным, если взять под контроль всю международную торговую систему, управлять эволюцией глобального правового режима. С другой стороны, западные государства были вынуждены продемонстрировать стремление к содействию развивающимся странам, чтобы в конечном итоге удержать их рядом с собой. Для этого следовало хотя бы внешне поддерживать инициативы, которые объективно служили интересам развивающегося мира, в том числе идею международных товарных соглашений как способа выживания развивающихся стран в международной торговой системе.
На IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. в целях защиты интересов развивающихся стран была принята специальная Интегрированная программа для сырьевых товаров (резолюция 93/IV). В ЮНКТАД шла работа по учреждению Общего фонда для сырьевых товаров — международной организации, призванной финансировать реализацию действующих международных товарных соглашений. Программа охватила своим действием около двух десятков товаров: бокситы, марганец, фосфаты, железная руда, олово, медь, свинец, цинк, хлопок, джут, тропическая древесина, каучук, бананы, какао, кофе, сахар, чай, оливковое масло. По ряду товаров были заключены международные товарные соглашения. Их действие регулярно продлевалось либо по разным причинам приостанавливалось или приостановлено до сих пор. Программой ставились, в частности, следующие цели: обеспечение стабильных условий торговли, повышение и поддержание реальных доходов путем увеличения экспортных поступлений, улучшение доступа на рынки.
Путем заключения международных товарных соглашений государства регулируют транснациональные рынки «чувствительных» товаров, согласовывают интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, устанавливают рациональное соотношение между спросом и предложением товара (товаров). На основе некоторых товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные организации.
Эти соглашения регулируют транснациональные товарные рынки тремя основными способами, воздействуя на: 1) объемы производства; 2) цены; 3) масштабы экспорта соответствующего товара из страны производства.
В отдельных соглашениях, например, устанавливались минимальные экспортные цены, а контроль за ценами поручался соответствующим товарным комитетам, функционирующим в рамках соглашения.
В Соглашении по кофе объемы экспорта привязаны к уровню цены на рынке. Определяется глобальная экспортная квота для всех государств-производителей. Квота ежегодно распределяется между государствами-производителями Международным советом по кофе, функционирующим в соответствии с Соглашением. Это означает, что каждое государствоучастник вправе экспортировать товар только в объеме, определенном для него квотой.
Глобальная квота состоит из двух частей — неизменяемой части (70% квоты) и изменяемой (30%). Неизменяемая часть распределяется между государствами-экспортерами пропорционально их экспортному потенциалу. Изменяемая — находится в качестве резервов на национальных товарных складах (стоках).
В зависимости от колебаний мировых цен товар этой части квоты либо выбрасывается на рынок из резерва (если цены пошли вверх), либо направляется в резерв (если цены пошли вниз). Так осуществляется стабилизация товарного рынка, обеспечивается порядок на нем.
В Соглашениях по натуральному каучуку и какао была еще более усилена взаимосвязь между ценой и объемом экспорта. Для этого было предусмотрено создание единого (общего) товарного запаса.
Иллюстрацией того, как эволюционируют регулирующие механизмы на товарных рынках, может служить Международное соглашение по какао. Работа над Соглашением началась на Конференции ООН по какао в 1963 г., но само Соглашение было подписано лишь в 1972 г. В 1973 г. создана Международная организация по какао. В последующем Соглашение периодически перезаключалось с изменениями и дополнениями.
Соглашениями по какао предусматривалась система экспортных квот и (или) создание резервного (буферного) запаса. Для финансирования запаса взимались сборы от экспортноимпортных сделок с какао между странами-членами. Зачастую этих сборов не хватало для осуществления операций по закупке товара в запас, функционирование всего механизма приостанавливалось.
Впоследствии дополнительно к общему резервному запасу стали создавать национальные запасы стран-экспортеров, а затем и вовсе механизм резервных (буферных) запасов, по сути, заменили планами регулирования производства и мерами по стимулированию потребления какао в мире.
Таким образом, заметно, что практика реализации товарных соглашений сталкивается с большим количеством проблем, споров, нарушений, и это дает основание многим экспертам ставить под сомнение перспективы потоварного (секторального) регулирования рынков.
Отмечается тенденция к сокращению количества соглашений и стран-участниц. Большинство соглашений отошло от использования механизма резервного запаса (кроме Соглашения по натуральному каучуку), а сами соглашения превратились или превращаются в административные механизмы с функциями международных исследовательских групп.