Компетенция Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в сфере противодействия терроризму
Особая роль в деятельности правоохранительных органов отводится расследованию террористических актов и иных преступлений террористической направленности. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях данной категории производится следователями органов федеральной службы безопасности, Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, а также иными следственными органами в случаях… Читать ещё >
Компетенция Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в сфере противодействия терроризму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Росгвардия была образована в апреле 2016 г., в связи с чем внутренние войска МВД России были преобразованы в войска национальной гвардии РФ[1], которые принимают активное участие в противодействии терроризму.
Деятельность Росгвардии регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Указом Президента РФ № 157 от 5 апреля 2016 г. «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии», Указом Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» и иными нормативными актами РФ.
На Росгвардию возложено решение следующих задач: участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в борьбе с экстремизмом; участие в территориальной обороне РФ; охрана важных государственных объектов и специальных грузов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы РФ и др.
Для решения возложенных задач в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ включены специальные отряды быстрого реагирования и мобильные отряды особого назначения территориальных органов МВД России, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, а также авиационные подразделения МВД России.
В целом, борьба с терроризмом включает комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористических актов и иных преступлении террористической направленности, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» при наличии достаточных оснований проводится контртеррористическая операция (КТО). Решение о проведении КТО и о ее прекращении принимают руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (директор ФСБ), либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (руководитель территориального управления ФСБ России — начальник оперативного штаба в соответствующем субъекте РФ), если директором ФСБ России не принято иное решение.
В случае если для проведения КТО требуются значительные силы и средства и операция охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, директор ФСБ России уведомляет о введении правового режима КТО главу государства, председателя Правительства, председателей двух палат Совета Федерации, генерального прокурора, а при необходимости иных должностных лиц.
Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой решением руководителя контртеррористической операции группировкой сил и средств. В состав такой группировки могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных сил РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.
Применение оружия и боевой техники осуществляется на основе принципа соразмерности применяемых мер степени террористической опасности, а также других принципов, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии терроризму». В зависимости от характера выполняемой задачи в сфере борьбы с терроризмом и от конкретной террористической угрозы, которую необходимо устранить, применяется оружие и боевая техника в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
В результате контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий на Северном Кавказе в 2014 г. нейтрализованы 233 бандита, в том числе 38 главарей. Задержаны 637 членов бандподполья и их пособников. Из незаконного оборота изъято 272 самодельных взрывных устройства, значительное количество огнестрельного оружия и иных средств поражения[2]. В 2015 г. в ходе контртеррористических и специальный мероприятий ликвидировано 156 боевиков, в том числе 36 главарей[3].
Особая роль в деятельности правоохранительных органов отводится расследованию террористических актов и иных преступлений террористической направленности. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях данной категории производится следователями органов федеральной службы безопасности, Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, а также иными следственными органами в случаях, предусмотренных ст. 151 УПК РФ[4]. Так, по состоянию на декабрь 2014 г. уголовное наказание понесли 219 преступников, в их числе четыре фигуранта уголовного дела по террористическим актам в г. Волгограде[2].
15 декабря 2016 г. в результате проведения следственных действий в г. Москве ФСБ России задержаны четыре участника диверсионнотеррористической группы, планировавших совершить серию резонансных террористический акций в г. Москве с применением самодельных взрывных устройств большой мощности[6]. 17 апреля 2017 г. ФСБ России в рамках возбужденного Следственным комитетом России уголовного дела по факту теракта 3 апреля 2017 г. в метрополитене г. Санкт-Петербурга. В Одинцовском районе Московской области задержан один из организаторов расследуемого преступления, который осуществил подготовку террориста-смертника[7]. 30 декабря 2017 г. ФСБ России в ходе оперативно-разыскных мероприятий установлен и задержан организатор и непосредственный исполнитель подрыва самодельного взрывного устройства, совершенного 27 декабря в торговом зале магазина «Перекресток» в г. Санкт-Петербурге. Подозреваемый передан в Следственный комитет России для проведения дальнейших следственных действий. Раскрыты ряд других преступлений террористической направленности, фигуранты которых приговорены к реальным срокам лишения свободы.
Стоит сказать, что в соответствии с федеральным законодательством военнослужащие, сотрудники и специалисты органов государственной власти, осуществляющие борьбу с терроризмом, а также члены их семей находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого нормативными правовыми актами РФ[8].
Для качественного выполнения боевых задач в рассматриваемой сфере пристальное внимание уделяется таким мероприятиям, как антитеррористические учения (командно-штабные тренировки и тактикоспециальные учения, в том числе международные).
В ходе данных учений осуществляется проверка готовности группировки сил и средств КТО, подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ к выполнению оперативно-служебных задач, а также эффективности системы оперативно-разыскных и поисковых мероприятий по выявлению и предупреждению преступлений террористической направленности.
Комплекс силовых и профилактических мероприятий, реализованный ФСБ России, Вооруженными силами, Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом, МВД России и Росгвардией, позволил в значительной степени сковать деятельность бандподполья, ограничить его ресурсную поддержку, изъять большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов, самодельных взрывных устройств и взрывчатых веществ и блокировать распространение террористической активности.
За последние пять лет за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, осуждены более 9,5 тыс. человек. Из незаконного оборота изъято значительное количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Фактически полностью ликвидировано бандподполье на Северном Кавказе.
Ведется работа по перекрытию каналов переброски боевиков международных террористических организаций из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и афгано-пакистанской зоне в Россию, а также выезда в эти регионы российских граждан. На сегодняшний день установлены порядка 4,5 тыс. россиян, которые отправились за рубеж для участия в боевых действиях на стороне террористов. За последние два года не допущен выезд более 200 человек. Проводятся фильтрационные мероприятия в миграционных потоках. За организацию каналов нелегальной миграции с 2012 г. осуждены более одной тысячи человек[9].
Динамика за последние пять лет показывает, что общее количество преступлений террористической направленности сократилось более чем в 10 раз. Очевидно, что такие результаты стали возможны благодаря слаженной работе всех силовых структур РФ при координирующей роли Национального антитеррористического комитета[10].
- [1] Указ Президента РФ № 157 от 5 апреля 2016 г. «Вопросы Федеральной службывойск национальной гвардии».
- [2] См. Выступление Директора ФСБ России на заседании НАК и ФОШ 9 декабря2014 г. URL: http://nac.gov.ru.
- [3] Выступление первого заместителя руководителя аппарата НАК на пресс-конференции НАК в пресс-центре МИД России 29 января 2016 г.
- [4] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
- [5] См. Выступление Директора ФСБ России на заседании НАК и ФОШ 9 декабря2014 г. URL: http://nac.gov.ru.
- [6] Официальный сайт ФСБ России. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message /single.htm%21id%3D10438045%40fsbMessage.html (дата обращения: 02.02.2018).
- [7] Официальный сайт ФСБ России. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single. htm%21id%3D10438115%40fsbMessage.html (дата обращения: 02.02.2018).
- [8] Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. № 58 «О мерах социальнойзащиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом».
- [9] ФСБ расставляет акценты // Российская газета. Федеральный выпуск № 7454 (288).URL: https://rg.ru/2017/12/19/aleksandr-bortnikov-fsb-rossii-svobodna-ot-politicheskogo-vliianiia.html (дата обращения: 23.01.2018)
- [10] Седов А. С. ФСБ России в борьбе с терроризмом в 2006—2015 годах // ВестникНАК. 2015. № 2 (13).