Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Краткая история протестантизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лютер победил рабство по обету, потому что на его место он поставил рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, потому что реставрировал авторитет веры. Он обратил мирян в попов, потому что обратил попов в мирян. Он освободил человека от внешней религиозности, потому что сделал религиозность внутренним миром человека" (Маркс, 1928, т. 1, с. 407). Этот особый вид религиозности послужил… Читать ещё >

Краткая история протестантизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Я сын крестьянина. Мой отец, дед и прадед были настоящими крестьянами», — так начал свою автобиографию Мартин Лютер — монах ордена августинианцев, навеки расколовший западный христианский мир. Конечно, это сказано не без внутренней рисовки, не без умысла поставить сына крестьянина вровень с Сыном плотника. Суть 95 тезисов Лютера, прибитых им на ворота собора в Виттенберге, само его вероучение, протест против традиции католицизма весьма образно и четко в свое время были определены молодым Карлом Марксом. Маркс писал:

«Лютер победил рабство по обету, потому что на его место он поставил рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, потому что реставрировал авторитет веры. Он обратил мирян в попов, потому что обратил попов в мирян. Он освободил человека от внешней религиозности, потому что сделал религиозность внутренним миром человека» (Маркс, 1928, т. 1, с. 407). Этот особый вид религиозности послужил в дальнейшем материалом к разработке Максом Вебером его знаменитой концепции капитализма как проявления протестантской этики.

Иными словами, Лютер обосновал необходимость упразднения Церкви как общественного (социального) института. Церковь со всей ее иерархией, преданием, традицией и практикой не нужна истинно верующему. Тому достаточно личного общения с Богом без каких-либо посредников. Возможность спасения — то, ради чего, собственно, Иисус возвестил весть и воздвиг Церковь, — зависит исключительно от веры человека, каковая от самого человека не зависит. Понятие свободы воли для протестантов и иже с ними не существует. Наиболее полно учение, отрицающее свободу воли и связи ее с верой, выражено в трудах Кальвина — одного из современников Лютера, действовавшего с ним заодно, но только в Швейцарии. Именно кальвинизму принадлежит догмат о предопределении, оказавшем огромное влияние на всю мировую историю после XVII столетия. Догмат предопределения означал, что Бог сам за человека уже решил, спасется тот или нет, человеку остается лишь только выяснить, избран он для спасения или нет.

Спор о догмате предопределенности не является, как может показаться на первый взгляд, схоластическим. Различие в понимании католиками и протестантами идеи спасения (добрыми делами или только верой) в конце концов спровоцирует появление Духа революции, как воплощения крайнего индивидуализма, не имеющего ограничений во внешнем мире. Требование Лютера «творить внутри себя Христа» ставит богобоязненного субъекта вне рамок старой социальной организации общества. «Свобода творения Христа» требует проповеди индивидуальной свободы — свободы совести; теперь каждый может и должен молиться так, как он хочет. Эта проповедь индивидуальной свободы, абсолютной охраны прав личности (гипертрофированные формы которой мы видим сейчас на Западе: охрана прав сексуальных меньшинств, например), а если брать масштабно — зарождение идеологии гражданских (политических) прав и свобод человека — приводит к революциям, сокрушающим Традицию, внешней формой которой была государственность, построенная на старых христианских ценностях. Новые светские идеалы секуляризированного Духа, идея гражданского общества, как ни странно, рождены как раз историческим кризисом христианства. Ниже мы вернемся к этой очень важной теме в разделе, посвященном «буржуазным» революциям.

Несмотря на отрицание церковной иерархии, утверждение, что существует лишь «невидимая церковь», протестанты не смогли отказаться от некоторой организации своих общин. Даже Кальвин выдвинул тезис о необходимости существования четырех степеней должностей в церкви: «что касается пасторов, — писал Кальвин, — их обязанностью является возвещение слова Божьего… совершать таинства и вместе с пресвитерами и дьяконами налагать братские наказания», затем следовала степень доктора (учителя веры). Впрочем, в чистом лютеранстве признано существование особого священнического чина — епископа, но episcopus episcoporum является светский владыка.

В последнем моменте как нельзя лучше проявляется учение Лютера — полное подчинение Церкви государству, низведение ее до банального органа государства. Такая постановка вопроса пришлась как нельзя кстати европейским монархам, искавшим средств от гнета «Константинова дара». Лютер был поддержан прежде всего германскими князьями, затем Реформация затронула Швейцарию, север Европы, Францию и Англию. Тридентский собор отлучил официально всех протестантов от Церкви.

Торжество протестантизма, однако, не проходило гладко, вызванная Тридентским собором Контрреформация вылилась в жесточайшие религиозные войны в Европе. Знаменитая Тридцатилетняя война (1618−1648) в Германии принесла неисчислимые бедствия немцам, что вызвало в свое время версию в науке о глубокой психологической травме, нанесенной нации. Эта травма, якобы, дала о себе знать уже в XX столетии в газовых камерах Освенцима.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой