Договор подачи транспортных средств
Основные положения договора о подаче транспортных средств закреплены в п. 1 ст. 791 ГК. В соответствии с ним перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель… Читать ещё >
Договор подачи транспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные положения договора о подаче транспортных средств закреплены в п. 1 ст. 791 ГК. В соответствии с ним перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель — использовать их и предъявить для перевозки груз.
Как следует из приведенного определения, установлены три основания возникновения обязательства перевозчика, но подаче для перевозки транспортных средств. Что касается договора перевозки, служащего одним из таких оснований, то им является договор фрахтования (чартер), в соответствии с которым фрахтовщик как перевозчик обязан предоставить вместимость транспортных средств для перевозки груза. Относительно второго основания — договора об организации перевозок, следует отметить, что его положения о подаче транспортных средств для перевозки конкретных грузов выполняются с помощью предоставления перевозчику соответствующих заявок, являющихся организационно-техническими документами.
Иную роль играет заявка (заказ) на разовую перевозку груза, подаваемая грузовладельцем перевозчику, когда договор об организации перевозок между ними не заключен. В этом случае она является договорной формой подачи транспортных средств и предъявления груза к перевозке. Значение и роль такой заявки (заказа) в организации и осуществлении транспортного процесса оцениваются по-разному. Споры по этому вопросу имеют давнюю историю. В настоящее время одни цивилисты считают, что заявка «играет роль оперативно-регулирующего документа»[1], является инструментом оперативного планирования[2], ее подача обеспечивает завязку процесса транспортировки груза[3]. По мнению же В. В. Витрянского, «подача заявок или заказа (оферта) и их принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств»[4].
Закрепленные в ст. 791 ГК положения, возлагающие на перевозчика обязанности по подаче транспортных средств, а на отправителя груза — по их использованию, указывают на договорный характер заявки (заказа). Как уже отмечалось, по закону эти обязанности закреплены как договорами (договором перевозки, договором об организации перевозок), гак и стоящей с ними в одном ряду заявкой (заказом).
К обязанностям перевозчика относится подача технически исправных транспортных средств, позволяющих осуществить надлежащий прием груза к перевозке и его доставку в пункт назначения в сохранности. Кроме того, перевозчик должен обеспечить пригодность подаваемых транспортных средств для перевозки соответствующих грузов (например, муки, цемента, нефти, спирта и т. п.), т. е. пригодность их в коммерческом отношении.
Следующая обязанность перевозчика — это подача транспортных средств под погрузку в установленный срок. Выполняя эту обязанность, он должен заблаговременно, не позднее установленных сроков, известить грузоотправителя о времени подачи транспортных средств под погрузку. Транспортные уставы и кодексы устанавливают разные сроки извещения. В соответствии с некоторыми транспортными законами перевозчик обязан сообщить, во-первых, о прибытии транспортного средства, во-вторых, о времени его подачи под погрузку. Обязанностью перевозчика является подача транспортных средств в указанном количестве. Оно определяется исходя из объема объявленного к перевозке груза расчетным путем в соответствии с установленными нормативами.
В целом же неподача транспортных средств или подача непригодных для перевозки транспортных средств и другие нарушения принятой заявки являются основанием для привлечения перевозчика к ответственности.
Обязанности грузоотправителя
Круг обязанностей грузоотправителя достаточно широк. Одна из них заключается в использовании транспортных средств и предъявлении для перевозки груза, отвечающего установленным требованиям. Они касаются прежде всего тары, упаковки и маркировки груза. Выполнение указанной обязанности преследует несколько целей. Первая — это обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, пожарной и экологической безопасности. Вторая цель заключается в создании условий, исключающих несохранность груза в процессе его погрузки, выгрузки и перевозки. Третья цель состоит в недопущении повреждения транспортного средства, контейнеров. Перечисленные цели достигаются в первую очередь за счет выполнения грузоотправителем требований, предъявляемых к таре, упаковке, маркировке ГОСТами и техническими условиями. Важно также соблюдать особые требования, относящиеся к перевозке нестандартных грузов: продовольственных, скоропортящихся, опасных, крупногабаритных и т. п. Грузоотправитель должен предъявлять грузы, разрешенные к перевозке.
Груз предъявляется к перевозке вместе с необходимыми транспортными документами. Они должны быть подготовлены грузоотправителем и переданы перевозчику при предъявлении груза. Количество этих документов должно соответствовать установленным требованиям. Что касается транспортной накладной, то грузоотправитель обязан правильно указать в ней наименование груза, сведения о нем и его свойствах.
Следующая обязанность грузоотправителя заключается в выполнении погрузочных работ. Погрузка должна осуществляться с соблюдением установленного порядка, урегулированного правилами перевозок грузов. Допущенные нарушения должны быть по требованию перевозчика устранены. Невыполнение указанного порядка может повлечь за собой отказ перевозчика от осуществления перевозки.
При погрузке груза в транспортное средство, его размещении и креплении грузоотправитель применяет свои приспособления и крепежный материал. Если же они предоставляются перевозчиком, то их использование оплачивает грузоотправитель. Выполнение погрузочных работ нормировано, поэтому грузоотправитель должен соблюдать установленные сроки. Для каждого вида транспорта установлены свои нормативы. По окончании погрузки крытые транспортные средства, контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы. Как правило, пломбирование является обязанностью грузоотправителя, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Еще одна обязанность грузоотправителя касается объявления ценности груза, подлежащего перевозке. В правилах перевозок грузов даны перечни грузов, перевозимых с обязательным объявлением ценности. За перевозку таких грузов взимаются сборы, ставки которых устанавливаются тарифными руководствами.
- [1] Егиазаров В. А. Транспортное право: учебник. М., 2004. С. 56.
- [2] См.: Гражданское право России. Ч. 2: Обязательственное право: курс лекций / отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Бек, 1997. С. 385−386.
- [3] См.: Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 378.
- [4] Витрянский В. В. Транспортные и экспедиционные обязательства // Российское гражданское право: учебник. Т. II / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 703.