Ольфакторная система.
Психология делового общения
К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запаха также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя в его структуру многие авторы включают косметику, одежду и т. д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение… Читать ещё >
Ольфакторная система. Психология делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ольфакторная система невербальной коммуникации базируется на обонянии человека и отражает приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.
Роль ольфакторных компонентов экспрессивного поведения личности была выявлена в исследованиях, проводившихся в области культурологии, антропологии, социологии. В них подчеркивается, что существует ольфакторное поведение человека, ольфакторная коммуникация, что запахи выполняют ряд социально-психологических функций — прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т. д.
Система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой его складывающегося образа. С незапамятных времен известна «культура запахов» как специфическое средство социальной стратификации, источник межличностных контактов, характеристика функционально-ролевых отношений индивидов, способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микроили макрогруппе. Общество регулирует интенсивность запахов и бытовое восприятие запахов складывается из взаимодействия врожденных и культурно приобретенных привычек. Природное обоняние корректируется правилами социальной игры. Искусству поддерживать благоприятный ольфакторный имидж обучает цивилизация[1].
К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запаха также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя в его структуру многие авторы включают косметику, одежду и т. д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении были сделаны в результате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта.
Современный деловой этикет предъявляет вполне определенные требования к ольфакторному поведению. Неприятие партнера по общению и нарушение коммуникации могут быть вызваны неприятным запахом, исходящим от него. Известная поговорка гласит: «Лучше всего пахнет тот, кто ничем не пахнет». В деловом общении являются неуместными как естественный запах человека, так и использование грубых запахов дешевой парфюмерии. Легкий хороший парфюмерный запах свидетельствует об общей культуре партнеров по общению и формирует благоприятное представление о них.
- [1] См.: Захарьин Д. Ольфакторная коммуникация в контексте русской истории. РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII — начало XX века. М.: ОГИ, 1999. С. 54−70.