Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Ощущения. 
Музыкальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ощущения отличаются друг от друга своими качествами, интенсивностью и продолжительностью. Если бы мы попытались ответить на вопрос «чем отличаются звуки тубы от звука флейты?», то могли бы сказать: звук флейты — высокий, нежный, тихий, а звук тубы — низкий, грубый и громкий. В понятиях музыкальных терминов мы определили бы звуки как разные по высоте, тембру и громкости. Все эти параметры, взятые… Читать ещё >

Ощущения. Музыкальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ощущением называют психический процесс, в котором отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Основные ощущения, которыми в своей жизни руководствуется человек: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные (тактильные), кинестетические (двигательные). Для деятельности музыканта наибольшее значение имеют слуховые, тактильные, двигательные, а также ритмические ощущения. Для вокалистов, духовиков и струнников большое значение имеют вибрационные ощущения, придающие звуку характерную выразительность и окраску тембра.

Существуют природные предрасположенности к тем или иным ощущениям. В современной психологической практике нейролингвистического программирования (НЛП) разработана классификация разделения людей на аудиалов, визуалов, кинестетиков и диджиталов.

Аудиалы — это те, кто воспринимает окружающий мир главным образом через слух. Поэтому в их словаре излюбленными словами, глаголами и наречиями будут те, которые относятся к органу слуха: тихо, громко, шумно, грохот, звук, слышать, стук, грохот, интонация, молча, вслух, звучать, слышать, проговорить, промолчать, голос, мелодия, гармония и т. п.

Визуалы воспринимают окружающий мир преимущественно через зрение, и для описания своих ощущений и восприятий они склонны употреблять такие слова, как: видеть, взгляд, ясно, смотреть, рассматривать, наблюдать, сверкать, яркий, перспектива, красочный, рассматривать, заметно, наглядно, по всей видимости, блестеть, светиться, отражать, вид, форма.

Кинестетики при описании своих ощущений склонны к употреблению в своей речи таких слов, как: прикасаться, дотрагиваться, чувствовать, схватывать, касаться, прочный, теплый, спокойно, жать, давить, мягкий, твердый, холодный, теплый, боль, голод, вкус, вздох облегчения, тупой, острый, схватить суть, нутром чувствую.

Диджиталы (дигиталы) — это те, которые пропускают свои ощущения и восприятия через мысли и рассуждения. Их словарь при описании ощущений: подумать, обсудить, рассудить, осмыслить, оценить, взвесить, определить, логично, последовательно, вразумительно, проинформировать, определенно, осознать.

Для музыканта-исполнителя при развитии профессиональных навыков наилучшим сочетанием будет являться система взаимодействия слуховых и двигательных ощущений. В этом случае легко образуются слухо-двигательные сенсорные синтезы, так необходимые для исполнительства.

Для музыковеда-теоретика наилучшим сочетанием будет слухо-диджитальные ощущения, связанные с умением четко осознавать свои переживания и затем выразить их при помощи слов.

В педагогической работе учителю желательно знать тот вид ощущений, который является ведущим для данного учащегося. И в своих объяснениях, желая вызвать музыкально-образные ассоциации, педагогу следует обращаться к тому предикату, т. е. к тому органу чувства, который у данного учащегося лучше развит.

Ощущения отличаются друг от друга своими качествами, интенсивностью и продолжительностью. Если бы мы попытались ответить на вопрос «чем отличаются звуки тубы от звука флейты?», то могли бы сказать: звук флейты — высокий, нежный, тихий, а звук тубы — низкий, грубый и громкий. В понятиях музыкальных терминов мы определили бы звуки как разные по высоте, тембру и громкости. Все эти параметры, взятые вместе, говорят о качестве ощущений, возникающих при их воздействии на органы слуха. Качество ощущения — это главная особенность, которая отличает одно ощущение от другого.

Слуховые ощущения, равно как и другие, обладают инерцией последствия. Так, после сильных звуков мы можем ощущать «звон в ушах». На основе инерции слуховых ощущений у музыкантов развиваются внутренний слух и музыкально-слуховые представления.

Если мы посмотрим на наших знакомых, то про одних мы можем сказать, что это — «чувствительные» люди, а про других скажем, что они — «толстокожие». Такие различия устанавливаются на основе силы реакции людей на одни и те же раздражители. Разница в реагировании объясняется разной чувствительностью органов чувств у разных людей. Уровень чувствительности определяется наименьшей силой раздражителя, способного вызывать ощущение. Этот уровень — порог ощущения. Раздражители меньшей силы будут подпороговыми, и они не ощущаются на сознательном уровне. Известен эксперимент, проведенный в свое время английскими учеными. В ясельной группе детского сада во время сна малышей на магнитофоне воспроизводили звуки спокойного биения сердца женщины. Дети при этом продолжали спать. Но когда включались звуки сердца, принадлежавшие женщине, чем-то взволнованной и обеспокоенной, они начинали быстро просыпаться и плакать.

Каждый раздражитель имеет свою силу, или, иначе говоря, интенсивность. Чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущение. Однако не всякое увеличение силы раздражителя ведет к увеличению силы ощущения. Все здесь зависит от порога различения данного анализатора. У каждого органа чувства он свой. Для глаз этот порог равен 1/100, для ощущения силы тяжести — 1/30, для слуха — 1/10. Это значит, что если у нас в комнате горит лампа в триста свечей, то для того, чтобы почувствовать разницу в смене светового ощущения, надо прибавить или отнять три свечи. Если мы имеем хор или оркестр в 100 человек, играющий мощное tutti, то для изменения силы звучности в сторону еще большего увеличения нам понадобится не менее 10 хористов или оркестрантов.

Наши анализаторы обладают способностью к адаптации, т. е. к привыканию воздействия раздражителя. Здесь имеет значение продолжительность действия того или иного ощущения. При кратковременном воздействии раздражителя условный рефлекс может не успеть образоваться достаточно прочно. После периода адаптации мы либо перестаем воспринимать ощущения, либо, наоборот, становимся особенно чувствительны к ним. Попав в комнату с неприятным запахом, мы через некоторое время перестаем этот запах ощущать. Мы привыкаем носить очки или сережки и не замечаем их веса. Слушая долгое время громкую музыку, мы становимся малочувствительными к тонким градациям в изменении силы звучности на piano или mezzo-forte. Пробыв долгое время в тишине, мы даже звук средней силы воспринимаем как громкий. Шопен, по воспоминаниям современников, никогда не играл очень громко. Но он достигал впечатления мощи своего звука за счет того, что мастерски владел игрой в градациях piano и pianissimo. Тогда сила звука в mezzo-forte воспринималась как forte.

Важной особенностью ощущений является то, что они действуют не изолированно, но, как правило, во взаимодействии. Вступая во взаимодействие, органы чувств могут как повышать, так и понижать свою чувствительность. Общее правило здесь таково: слабые побочные раздражители повышают чувствительность основного анализатора, а сильные — понижают.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой